г. Чита |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А19-14393/2020 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ШЕЛЕХОВСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 октября 2020 года по делу N А19-14393/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ШЕЛЕХОВСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН 1023802254673; ИНН 3821010406; место нахождения: 666034, Иркутская область, г. Шелехов, квартал, 4 дом 23) к Администрации Баклашинского сельского поселения (ОГРН 1053848032369; ИНН 3821013277; адрес: 66601, Иркутская область, Шелеховский район, с. Баклаши, ул. 8 Марта, 12) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за январь 2018 года в общей сумме 13500 рублей,,
(суд первой инстанции - Л.А. Куклина),
без вызова сторон в судебное заседание
УСТАНОВИЛ:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ШЕЛЕХОВСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Баклашинского сельского поселения (далее - ответчик, Администрация) о взыскании штрафа в размере 13500 за представление неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за отчетный период - за январь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обосновании суд указал, что вопреки мнению фонда, пункт 39 Инструкции N 766н не запрещает представлять дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц. Администрация своевременно представила сведения, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М, в отношении застрахованных лиц. Ответчик, самостоятельно выявив допущенные нарушения, обратился в пенсионный фонд и указал на допущенные им ошибки.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 13.10.2020 по делу N А19-14393/2020, принять по делу новый судебный акт, взыскать с администрации Баклашинского сельского поселения в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области финансовые санкции в сумме 13 500 руб.
Полагает, что 04.04.2019 г. Администрация Баклашинского сельского поселения представила форму СЗВ-М (дополняющая) за январь 2018 г. на 27 застрахованных лиц, тем самым нарушив установленный законом срок. Финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно ранее представленные и принятые территориальным органом ПФР сведения на конкретное застрахованное лицо. Поскольку форма СЗВ-М (исходная) отменена, сведения о застрахованных лицах Пенсионным фондом приняты не были. Представление ответчиком сведений в отношении застрахованных лиц, при их последующей отмене, нельзя признать скорректированными (уточнёнными), т.к. такие сведения являются исходными в отношении этих застрахованных лиц.
На апелляционную жалобу Пенсионного фонда поступил отзыв Администрации, в котором она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, проведенной проверкой своевременности представления индивидуальных сведений в пенсионный фонд за январь 2018 года установлено нарушение срока предоставления таких сведений.
По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Управлением составлен акт от 14.04.2020 г. N 048S18200009158.
18.05.2020 г. Управлением вынесено решение N 048S19200012208 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в общем размере 13500 рублей.
Требованием от 05.06.2020 г. N 048S01200013053, направленным ответчику, страхователю предложено добровольно уплатить сумму штрафа в общей сумме 13500 рублей.
В установленные сроки требования не исполнены, штрафы ответчиком не уплачены.
В связи с неуплатой штрафа, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании штрафа с Администрации Баклашинского сельского поселения в размере 13500 рублей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за январь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме.
Страхователи за отчетный период: за январь 2018 года представляют сведения не позднее 15 февраля 2018 года.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается документами, представленными администрацией с отзывом на заявление пенсионного фонда, Администрацией Баклашинского сельского поселения представлена форма СЗВ-М (исходная) за отчетный период - за январь 2018 года на 29 застрахованных лиц 12.02.2018 г., то есть, в установленные сроки.
Администрация самостоятельно выявила ошибки в представленной форме, в связи с чем, 12.02.2018 г. направило СЗВ-М (отменяющая) на 29 застрахованных лиц. После чего, Администрация представила форму СЗВ-М (исходная) на 27 застрахованных лиц. Данная форма принята не была, так как исходная форма уже представлена ранее.
Администрация факт непринятия формы СЗВ-М (исходная) за январь 2018 года выявила только в апреле 2019 года, в связи с чем, 04.04.2019 г. представила форму СЗВМ (дополняющая) за январь 2018 года на 27 застрахованных лиц.
С учетом данных обстоятельств апелляционный суд отклоняет доводы фонда о том, что исходная форма была отменена, поэтому последующее представление сведений является исходным, а не дополнительным.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
18.05.2020 г. Управлением вынесено решение N 048S19200012208 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в общем размере 13500 рублей.
Оценивая выводы пенсионного фонда, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Представление корректирующих сведений предусмотрено и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н, действующей с 19.02.2017 г.
Так, согласно пункту 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что вопреки мнению фонда, пункт 39 Инструкции N 766н не запрещает представлять дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
В соответствии с приложением к Постановлению Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 г. N 83п в поле "Тип формы" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено обязательное проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции N766н и Постановления N83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Разъясняя в письме от 14.12.2004 г. N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ" (далее - письмо N КА-09-25/13379) своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации указал на возможность не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Администрация своевременно представила сведения, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М, в отношении застрахованных лиц. Ответчик, самостоятельно выявив допущенные нарушения, обратился в пенсионный фонд и указал на допущенные им ошибки.
Вместе с тем Администрация решением 18.05.2020 г. N 048S19200012208 привлечена к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального Закона от 01.04.1996 г. N27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 13500 рублей.
Согласно доводам пенсионного фонда, приведенных и апелляционному суду, представление корректирующих сведений не освобождает страхователя от ответственности.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что данный вывод Пенсионного фонда неправомерный ввиду следующего. Как следует из взаимосвязи положений статьи 2, 15 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ, статьей 40, 42, 43 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ, к ответственности привлекается лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в своем письме от 14.12.2004 г. N КА-09-25/13379Пенсионный фонд Российской Федерации указывает, что в случае представления страхователями исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также послужит дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку Администрация самостоятельно исправила допущенные ошибки, у Пенсионного фонда отсутствовали основания для применения санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ в отношении заявителя.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ШЕЛЕХОВСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о взыскании с Администрации Баклашинского сельского поселения 13500 рублей, составляющих сумму штрафных санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 октября 2020 года по делу N А19-14393/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14393/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области
Ответчик: Администрация Баклашинского сельского поселения
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5715/20