город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2020 г. |
дело N А53-20333/2020 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Филимонова С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2020 по делу N А53-20333/2020
по заявлению Государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении; освобождении от административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управления развития систем водоснабжения" (далее - ГУП РО "УРСВ", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - УФАС по РО, антимонопольный орган) N 061/04/9.16-366/2020 от 09.06.2020 и освобождении ГУП РО "УРСВ" от административной ответственности.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 05.10.2020 заявление государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управления развития систем водоснабжения" оставлено без удовлетворения.
Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ГУП РО "УРСВ" просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие объективной стороны правонарушения, поскольку ГУП РО "УРСВ" действовало в соответствии с подпунктом "б" пункта 39 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 776 (при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке соответствие узла учета соответствующей проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета, а также соответствие проектной и технической документации техническим условиям).
В указанный срок от УФАС по РО в суд апелляционной инстанции поступил отзыв, в котором антимонопольный орган указывает на то, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и при его вынесении законные права и интересы заявителя нарушены не были.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, УФАС по Ростовской области вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 061/04/9.16-366/2020, в соответствии с которым ГУП РО "УРСВ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения.
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ коммерческий учет воды и сточных вод (далее - коммерческий учет) - определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений (далее - приборы учета) или расчетным способом.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом (часть 4 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ). Аналогичное правило содержится в пункте 3 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 776 используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета. Эти положения распространяются в том числе на приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, используемые для определения количества холодной и горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, подаваемой в помещения многоквартирных домов и жилые дома.
В силу пунктов 28 и 29 Правил N 776 в случаях установки узлов учета на объектах капитального строительства, не указанных в пункте 8(1) данных Правил, проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий на проектирование узла учета. Результатом проектирования узла учета является проектная документация на оборудование узла учета. Абонент или транзитная организация вправе привлечь к подготовке проектной документации на оборудование узла учета юридические или физические лица.
Технические условия на проектирование узла учета выдаются в случаях, предусмотренных пунктом 28 данных Правил, организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).
Согласно пункту 30 Правил N 776 технические условия на проектирование узла учета должны содержать: требования к месту размещения узла учета; требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета; требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.
Из пункта 34 Правил N 776 следует, что допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации (далее - заявка).
В случае если объект абонента не присоединен непосредственно к водопроводным и (или) канализационным сетям организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, копия заявки, направленной в организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение, направляется для сведения в транзитную организацию, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой присоединен объект абонента.
В заявке должны быть указаны:
- реквизиты абонента или транзитной организации (для юридических лиц - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика, для индивидуальных предпринимателей - основной государственный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, индивидуальный номер налогоплательщика, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства), контактные данные, включая почтовый адрес и номер телефона лица, направившего заявку;
- реквизиты (номер, дата заключения) договоров водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке холодной воды, договора по транспортировке горячей воды, договора по транспортировке сточных вод или договора подключения к централизованной системе водоснабжения или водоотведения;
- предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска узла учета и (или) прибора учета к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявки.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 776 к заявке прилагаются: заверенная абонентом или транзитной организацией копия проектной документации на оборудование узла учета; заверенные абонентом или транзитной организацией копии паспортов на приборы учета, входящие в состав узла учета; заверенные абонентом или транзитной организацией копии документов, подтверждающих прохождение последней поверки приборов учета (за исключением новых приборов учета); документы, подтверждающие право лица на подписание заявки и (или) подачу заявки от имени абонента или транзитной организации.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что между ГУП РО "УРСВ" и ООО "КалитваДомСервис" заключен договор N 1443 БК от 11.03.2019 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению для Управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК Белокалитвинского района с протоколом разногласий. При заключении договора при подаче заявки абонентом акты разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности представлены не были.
В ходе проведения совместной проверки правильности ведения коммерческого учета воды ООО "КалитваДомСервис", сохранности знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижках обводных линий и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента, было установлено, что приборы учета, установленные в МКД по адресам: Ростовская область, город Белая Калитва, ул. Машиностроителей 32 и 28, находящихся в управлении ООО "КалитваДомСервис", считаются вышедшими из строя.
Результаты проверки отражены в актах контрольного обследования N 13520 от 02.09.2019 и N 13516 от 02.09.2019, которые были составлены совместно с представителем ООО "КалитваДомСервис". В ходе составления актов возражений и замечаний по содержимому актов, как указывает заявитель, у представителей ООО "КалитваДомСервис" не возникало. Копии актов получены представителями ООО "КалитваДомСервис".
В МКД, расположенном по адресу: Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Машиностроителей 32, в ходе проведения проверки было установлено, что межповерочный интервал у прибора учета истек. В МКД, расположенном по адресу: Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Машиностроителей 28, в ходе проведения проверки было установлено, что на приборе учета отсутствует пломба государственного поверителя. Абоненту было предложено произвести замену приборов учета.
ООО "КалитваДомСервис" заменили приборы учета, вышедшие из строя. В нарушение пункта 50 Правил, установленных ПП РФ N 776, монтаж прибора учета ООО "КалитваДомСервис" был произведен без присутствия представителя организации ВКХ.
В соответствии с требованиями пункта 39 Правил ООО "КалитваДомСервис" было предложено предоставить техническую документацию и вызвать специалиста для проведения проверки правильности монтажа приборов учета, что подтверждается письмом филиала "Белокалитвенский" ГУП РО "УРСВ" за исходящим N 4141 от 14.10.2019. Документация, указанная в подпункте б пункта 39 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 776, подтверждающая соответствие оборудованных узлов учета, предоставлены ООО "КДС" не были.
29.10.2019 ГУП РО "УРСВ" приняло в эксплуатацию приборы учета, установленные в МКД по адресам: Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Машиностроителей 28, 32. Результаты приемки в эксплуатацию узлов учета отражены в актах контрольного обследования N 116987 от 29.10.2019 и N 13675 от 29.10.2019, которые были составлены совместно с представителем ООО ""КалитваДомСервис".
Как указывает заявитель, в ходе составления актов возражений и замечаний по содержимому актов у представителей ООО "КалитваДомСервис" не возникало. Копии актов получены представителями ООО "КалитваДомСервис", о чем сделана соответствующая запись. Приборы учета были введены в эксплуатацию. Оплата за проверку правильности монтажа приборов учета не начислялась. Счета на оплату не выставлялись. Приборы в настоящее время используются при проведении коммерческих расчетов за оказанные услуги по водоснабжению между ГУП РО "УРСВ" и ООО "КДС".
03.09.2019 ООО "КалитваДомСервис" обратилось в ГУП РО УРСВ с заявкой вх. N 7670 от 03.09.2019 на выдачу новых технических условий на общедомовые приборы учета МКД в том числе по адресам: 1) Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Машиностроителей, 28; 2) Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Машиностроителей, 32.
В соответствии с пунктом 29 Правил 776 Технические условия на проектирование узла учета выдаются в случаях, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).
Запрашиваемые Технические условия на водоснабжение N 834, N 835 были изготовлены ГУП РО "УРСВ" 03.10.2019.
02.10.2019 ООО "КалитваДомСервис" направило в адрес ГУП РО УРСВ заявку на осуществление допуска узлов учета, расположенных по адресам: 1) Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Машиностроителей, 28; 2) Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Машиностроителей, 32.
Согласно пункту 34 Правил N 776 допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации.
14.10.2019 ГУП РО УРСВ направило в адрес ООО "КалитваДомСервис" отказ в осуществлении допуска узлов учета, расположенных по адресам: 1) Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Машиностроителей, 28; 2) Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Машиностроителей, 32, в связи с необходимостью предоставить технические условия на водоснабжение и заключить договор на оказание услуг и произвести оплату согласно калькуляции.
Согласно пункту 39 Правил N 776 при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке:
а) соответствие заводских номеров на приборах учета, входящих в состав узла учета, номерам, указанным в их паспортах;
б) соответствие узла учета соответствующей проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета, а также соответствие проектной и технической документации техническим условиям;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета, и узла учета;
д) работоспособность телеметрических устройств (в случае их наличия в составе узла учета).
При выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 указанных Правил, узел учета не может быть допущен к эксплуатации (пункт 40 Правил N 776).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ГУП РО "УРСВ" необоснованно возложило на ООО "КалитваДомСервис" обязанность по предоставлению технических условий на водоснабжение и заключению договора на оказание услуг и требование произвести оплату согласно калькуляции в нарушение пункта 35 Правил N 776.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено допущение ГУП РО "УРСВ" правонарушения, квалифицированного по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении какого-либо материального ущерба или наличии иного вреда, а в безразличном отношении со стороны общества к требованиям закона, выразившемся в неиспользовании всех имеющихся возможностей для исполнения своих обязанностей.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена. При составлении протокола об административном правонарушении законные права и интересы ГУП РО "УРСВ" соблюдены в полном объеме.
Срок давности привлечения ГУП РО "УРСВ" к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент вынесения постановления не истек.
В рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт вмененного обществу правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признает правомерной.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для отмены постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 061/04/9.16-366/2020 от 09.06.2020 и освобождения ГУП РО "УРСВ" от административной ответственности отсутствуют.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании части 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2020 по делу N А53-20333/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 2166 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20333/2020
Истец: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ