г. Челябинск |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А76-5197/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Аникина И.А., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресурс Инвест" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2020 по делу N А76-5197/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс Инвест" (далее - ООО "Ресурс Инвест", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУИиЗО, Комитет, заинтересованное лицо) от 17.12.2019 N 43014 об отказе в предоставлении муниципальной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1740 кв.м, для эксплуатации нежилого здания (здание СКБО N 7А), расположенного по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Шагольская, квартал 1, 10 А, незаконным; об обязании КУИиЗО утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1740 кв.м, для 2 эксплуатации нежилого здания (здание СКБО N 7А), расположенного по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Шагольская, квартал 1, 10 А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Челябинска (далее - Администрация) и Управление по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2020 (резолютивная часть от 08.10.2020) в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Ресурс Инвест" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что заявитель как собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на оформление прав на земельный участок для целей эксплуатации объекта недвижимости, и образования для этой цели земельного участка, и отказ Комитета в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с утверждением проекта межевания территории нарушает указанное исключительное право общества. Судом данное обстоятельство не принято во внимание. Кроме того, материалы дела не содержат объективных доказательств того, что испрашиваемый земельный участок не предусмотрен утвержденным проектом межевания территории, в материалах дела имеется только Постановление Администрации г. Челябинска от 18.06.2009 N 93-п без схематического приложения межевания территории, более того, проект межевания территории до настоящего времени публично не размещен.
К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Ресурс Инвест" с 11.01.2018 является собственником нежилого здания - здание СКБО N 7а, кадастровый номер 74:36:0701014:3754, площадью 810 кв.м., количество этажей - 2, расположенного по адресу г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Шагольская, квартал 1, 10-а, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 11.01.2018 и от 15.04.2020 (т. 1 л.д. 10, 51).
11.12.2019 ООО "РесурсИнвест" обратилось в КУИиЗО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1740 кв.м, для размещения нежилого здания с целью постановки данного земельного участка на кадастровый учет и дальнейшего выкупа данного земельного участка без проведения торгов (т.1 л.д. 9-11).
По результатам рассмотрения данного заявления КУИиЗО принято решение от 17.12.2019 N 43014 об отказе в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что земельный участок расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории и проектом межевания образование земельного участка для эксплуатации гаража не предусмотрено (т. 1 л.д. 7).
Ссылаясь на незаконность указанного отказа, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из соответствия обжалуемого ненормативного акта норме подпункта 5 пункта 16 статьи 11.16, статей 11.3, подпункта 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории для целей образования земельного участка в случае утверждения в отношении данной территории проекта межевания не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу пункта 3 и пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка является первым этапом процедуры образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду.
В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из документов, указанных в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ, в том числе в соответствии с проектом межевания территории, утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в соответствии утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункты 3, 4 статьи 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 11.3 образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Таким образом, из изложенных норм следует, что образование нового земельного участка (не являющегося лесным участком), в том числе путем его выдела, раздела из земельного участка, находящегося в публичной собственности, допускается либо на основании утвержденного проекта межевания территории, либо на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровой плане территории.
Между тем в соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Таким образом, в случае, если лицом реализуется исключительное право на предоставление в собственность или в аренду земельного участка для эксплуатации объекта недвижимости (статьи 39.20 ЗК РФ), наличие утвержденного проекта межевания территории не является основанием для образования земельного участка по процедуре утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В данном случае из материалов дела следует, что заявитель с 11.01.2018 является собственником нежилого здания - здание СКБО N 7а, кадастровый номер 74:36:0701014:3754, площадью 810 кв.м., расположенного по адресу г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Шагольская, квартал 1, 10-а, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 11.01.2018 и от 15.04.2020 (т. 1 л.д. 10, 51).
Здание введено в эксплуатацию на основании разрешения от 14.12.2017 N RU74315000-241-2017 на ввод объекта в эксплуатацию, выданного ОАО СК "Челябинскгражданстрой" Администрацией города Челябинска (т. 2 л.д. 128).
Здание путем последовательных сделок - договора купли-продажи N 18/225 от 25.12.2017, заключенного между ОАО СК "Челябинскгражданстрой" и ООО "Проспект" (т. 2 л.д. 18), и договора купли-продажи б/н от 28.12.2017 между ООО "Проспект" и ООО "Ресурс Инвест" (т. 1 л.д. 55) было приобретено обществом "Ресурс Инвест".
Законность возведения нежилого здания, равно как государственная регистрация права собственности на него в установленном порядке не оспорены.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, как обоснованно указывает заявитель в апелляционной жалобе, он имеет исключительное право на приобретение земельного участка, образование которого производится на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для целей эксплуатации объекта недвижимости (нежилого здания).
Между тем из фактических обстоятельств настоящего дела усматривается следующее.
Как следует из сведений единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 11.01.2018 и на 15.04.2020 (т. 1 л.д. 10, 51), нежилое здание с кадастровым номером 74:36:0701014:3754 расположено на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0701014:62.
Согласно общедоступным сведениям публичной кадастровой карты (все документы приобщены судом апелляционной инстанции, в деле), земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:62 имеет площадь 45.606 кв.м., разрешенное использование "под иными объектами специального назначения", разрешенное использование по документу "для строительства жилых домов", является ранее учтенным, в силу чего его границы на публичной кадастровой каре отсутствуют, а также имеет статус единого землепользования.
Согласно тем же сведениям публичной кадастровой карты в состав единого землепользования входят два участка: с кадастровым номером 74:36:0701014:61 и с кадастровым номером 74:36:0701014:60.
В границах последнего из указанных участков расположено, в том числе и здание с кадастровым номером 74:36:0701014:3754, принадлежащее на праве собственности заявителю.
Наряду с этим зданием, в границах того же земельного участка находятся иные объекты недвижимости - с кадастровыми номерами 74:36:0701014:3753, 74:36:0701014:3741, 74:36:0701014:3742 (нежилые здания), имеющие согласно общедоступной системе 2Гис адресные ориентиры - г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Шагольская, 1-ый квартал, 12 а, 12б, 2в.
Иные расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701014:60 объекты недвижимости являются жилыми домами, под частью которых сформированы земельные участки - с кадастровыми номерами 74:36:0701014:3270, с кадастровым номером 74:36:0701014:3278, 74:36:0701014:3266, 74:36:0701014:3268 с разрешенным использованием "для строительства жилых домов".
Сведения о формировании земельных участков под объектами с кадастровыми номерами 74:36:0701014:3753, 74:36:0701014:3741, 74:36:0701014:3742 из общедоступных источником не следует, в материалы дела не представлены.
Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером 74:36:0701014:3754 расположен на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0701014:60 с разрешенным использованием "для строительства жилых домов" наряду с иными объектами недвижимости
В силу пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 4 части 2 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.20015 "О государственной регистрации недвижимости" к дополнительным сведениям о земельном участке относится вид его разрешенного использования.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, статья 7 ЗК РФ).
Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (пункты 6 - 9 статьи 1, части 1, 3, 6 статьи 30, статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Наряду с этим в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов исходных земельных участков, за исключением случаев, перечисленных в той же норме, и заявителем наличия таких обстоятельств не доказано.
В данном случае вышеуказанные требования земельного законодательства при образовании земельного участка площадью 1740 кв.м. заявителем не соблюдены, в силу чего на основании подпункта 3 и подпункта 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ заинтересованным лицом обоснованно принято решение об отказе в утверждении схемы расположения образуемого земельного участка, поскольку согласие землепользователей исходного земельного участка в материалы дела не представлено, а разрешенное использование образуемого земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, утвержденным в проекте межевания в отношении исходного земельного участка.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ также предусмотрено основание отказа в утверждении схемы расположения земельного участка - несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Приложением N 2 к приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 утверждена форма схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая среди прочего включает обозначение характерных точек границ земельного участка.
Представленная заявителем в орган местного самоуправления схема (т. 1 л.д. 9) изложенным требованиям не отвечает, что не позволяет суду определить конфигурацию и границы испрашиваемого земельного участка, в том числе для сопоставления с правами смежных землепользователей.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории соответствует подпункту 1 статьи 11.6 ЗК РФ.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку заявителем совокупность указанных обстоятельств не доказана, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
С учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
В силу подпунктов 3 и 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение, вынесенное по результатам рассмотрения заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, юридическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 1 500 рублей.
Таким образом, обществу "Ресурс Инвест" из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в размере 1 500 рублей (платежное поручение N 504 от 12.11.2020) как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2020 по делу N А76-5197/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресурс Инвест" - без удовлетворения.
Возвратить общества с ограниченной ответственностью "Ресурс Инвест" из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
И.А.Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.