Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июня 2021 г. N Ф08-3119/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А20-4497/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 28.12.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А.,
при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тембот" - Чеченова М.Г. (по доверенности от 10.08.2020 N 18); в отсутствие заинтересованного лица - Местной администрации Зольского муниципального района КБР, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тембот" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-4497/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тембот" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к местной администрации Зольского р-на КБР (далее- администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о продаже права на аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 1) 07:02:2000000:112-83347 м2, 2) 07:02:1000000:714-104132 м2, 3) 07:02:2000000:155-100450 м2, 4) 07:02:2500000:307-939995м2 и обязать ее устранить допущенное нарушение (уточненные требования).
Решением от 09.10.2020, в удовлетворении требовании отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) трехмесячный процессуальный срок на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Считает, что администрация по существу не рассмотрела обращение общества от 17.04.2017 N 04-04 о передаче в аренду указанных выше свободных земельных участков, в связи с чем бездействие продолжается и срок установленный часть 4 статьи 198 АПК не пропущен.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация выразила мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество обратилось к администрации с заявлением от 17.04.2017 N 04-04 о передаче в аренду указанных свободных земельных участков с кадастровыми номерами: 1) 07:02:2000000:112-83347м2, 2) 07:02:1000000:714-104132м2, 3) 07:02:2000000:155-100450м2, 4) 07:02:2500000:307-939995м2.
Письмом от 15.05.2017 N 49-971/01-21 администрация сообщила обществу, что право на заключение договора аренды приобретается исключительно на торгах (аукционах). Информация о сформированных земельных участках, условиях проведения торгов публикуются в газете "Зольские вести", а также на официальных сайтах местной администрации Зольского муниципального района КБР и РФ для размещения информационных сообщений о проводимых торгах www.torgi.gov.ru. Для участия в торгах можете обратиться в МКУ "Управление муниципального имущества и земельных отношений" местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики - организатору торгов после объявления начала приема заявок.
Общество 08.08.2017 письмом N 08-02 обратилось в МКУ "Управление муниципального имущества и земельных отношений" местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о проведении торгов на право заключения договоров аренды свободных спорных земельных участков.
МКУ "Управление муниципального имущества и земельных отношений" местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики письмом от 22.08.2017 N 119-01/07 сообщило, что является структурным подразделением местной администрации Зольского муниципального района КБР. Решение о проведении торгов (аукционов) по продаже земельных участков, собственность на которые не разграничена, а также права аренды таких земельных участков принимаются решением (постановлением или распоряжением) главы местной администрации Зольского муниципального района КБР.
Одновременно сообщило, что аукционы по продаже права аренды земельных участков проводятся в отношении земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, а также по которым проведены оценочные установлению начального размера годового размера арендной платы независимыми экспертами-оценщиками. Так в отношении 30 лотов 15.08.2017 были проведены торги по продаже права аренды. После заключения договоров аренды, будет сформирован очередной перечень свободных земельных участков и объявлены торги.
Считая, что заявление общества администрацией не рассмотрено по существу, и что администрация бездействует, не принимая решение о продаже права аренды на свободные земельные участки, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Отклоняя данное заявление, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка регламентировано главой V.1 Земельного кодекса и предполагает приобретение такого права на торгах (аукцион, конкурс).
Из пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. В обязанность указанных органов входит, помимо прочего, обеспечение подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
Согласно статье 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
В пункте 1 статьи 39.11 Земельного кодекса установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды (подпункт 7 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса).
В силу подпункта 7 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной имущественной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды).
Как следует из пояснений администрации, земельный участок с кадастровым номером 07:02:2000000:112 относится к свободным землям сельскохозяйственного угодья, предназначенным для использования под пастбища; земельный участок с кадастровым номером 07:000000:0005 находится в аренде у ООО колхоза "Пеыиадаха"; земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:000000:112, 07:02:2000000:155 это один и тот же дублирующий участок, не сняты с кадастрового учета (кадастровая ошибка), находится в пожизненном наследуемом владении КФХ "Псаун, земельный участок с кадастровым номером 07:02:2500000:307 находится в аренде у ООО "Юг - Агросервис". Указанные земельные участки не входят в состав единого землепользования.
В рассматриваемом случае спорные земельные участки переданы в аренду, в связи с чем, право на аренду в отношении спорных земельных участков не может быть выставлен на торги. Заявителем не представлены доказательства нарушении норм земельного законодательства, обоснования интереса в проведении торгов, доказательства того, что оно ранее участвовало в торгах на право заключения договоров аренды земельного участка, либо не имело возможности участвовать в этих торгах, а также обстоятельства того, что им ранее использовались спорные земельные участки в хозяйственных целях (на праве аренды или каком-либо ином законном праве).
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом. По правилам статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом первой инстанции установлено, что что общество обратилось в администрацию с заявлением о передаче в аренду спорных земельных участков 17.04.2017 (получено администрацией 19.04.2017).
15.07.2017 администрация направила ООО "Тембот" ответ на обращение от 17.04.2017 N 04-04.
Из изложенного следует, что заявление в суд обществом могло быть подано 15.10.2017, тогда как настоящее заявление было направлено в суд 08.08.2018.
Ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока общество в суд не подавало.
Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования, поданного в порядке главы 24 АПК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований заявителя на основании пропуска срока установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Заявитель ссылается на длящееся бездействие, длительное непрекращающееся уклонение от выполнения возложенных на уполномоченное лицо обязанностей.
Данные доводы приводились обществом в суде первой инстанции, были им оценены и исследованы в совокупности с представленными доказательствами и обоснованно отклонены, поскольку законом определен срок, в течение которого Администрация обязана была якобы совершить оспариваемое бездействие, в связи с чем по истечении указанного срока начинает течь срок для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия, который заявителем пропущен.
При таких обстоятельствах, в связи с тем, что заявителем не заявлено ходатайство о восстановлении срока с указанием причин уважительности его пропуска, а каких-либо документов, свидетельствующих о наличии препятствий для обращения заявителя в суд в пределах установленного в части 4 статьи 198 АПК РФ срока, в материалах дела не имеется, апелляционный суд приходит к выводу о пропуске заявителем процессуального срока на обращение в арбитражный суд. Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Оценивая иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, предмета оспариваемого бездействия и доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается оспариваемого бездействия и нарушений прав и законных интересов заявителя. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых действий (бездействия) и об отсутствии нарушения в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Доводы жалобы сводятся к иной интерпретации, чем у суда, оценки имеющихся в деле доказательств, вместе с тем у суда апелляционной инстанции основания для переоценки доказательств отсутствуют, поскольку доказательства оценены судом надлежащим образом - объективно, всесторонне и правильно, исходя из доводов апелляционной жалобы, не согласиться с правомерностью выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-4497/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.