г. Красноярск |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А33-17220/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" февраля 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Пластининой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Николиной Е.И.,
при участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) представителя ответчика - Бадьян О.В. по доверенности от 01.06.2021 N 90/21,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" сентября 2023 года по делу N А33-17220/2023,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Богучанская ГЭС" (ИНН 2420002597, ОГРН 1022400828119, далее - АО "Богучанская ГЭС", ответчик) об обязании в течение трёх месяцев с момента вступления в законную силу решения суда первой инстанции разработать проект лесовосстановления к договору аренды лесного участка от 21.08.2017 N 196 и выполнить работы по лесовосстановлению на площади 0,0004 га.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.09.2023 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- в период с 26.03.2019 по 25.03.2020 ответчиком осуществлялась рубка лесных насаждений на площади 0,0004 га, что подтверждается отчетом об использовании лесов;
- предусмотренная статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации обязанность по компенсационному лесовосстановлению имеет публично-правовой характер и не зависит от волеизъявления сторон при заключении договора аренды лесного участка;
- в связи с вступлением в силу статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации и фактической рубкой лесных насаждений после 01.01.2019 ответчик является лицом, на которое возложена обязанность по компенсационному лесовосстановлению.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает доводы жалобы необоснованными, решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей истца.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 03.08.2017 N 196, согласно пункту 1 которого по настоящему договору арендодатель на основании приказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 21.07.2017 N 946-од обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 2 настоящего договора.
На основании договора аренды лесного участка от 03.08.2017 N 196 АО "Богучанская ГЭС" переданы в аренду лесные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной собственности, общей площадью 0,0008 га, расположенные на территории Красноярского края, Кежемского района, Кодинского лесничества.
Лесные участки предоставлены для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (пункт 4 договора).
Согласно подпункту "н" пункта 12 договора аренды арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Использование лесов арендатором производилось на основании договора аренды в соответствии с лесной декларацией от 15.03.2019 в период с 26.03.2019 по 25.03.2020, арендатором осуществлялась рубка лесных насаждений.
Как следует из искового заявления, ответчиком не выполнена обязанность по лесовосстановлению, предусмотренная частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь положениями статей 42, 58 Конституции Российской Федерации, статей 1, 4, 11, 76 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 1, частью 2 статьи 4, статьями 5, 12, 24, 62, 63.1, 64, 71, 72, 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р, пунктами 3, 4, 6, 11, 41, 44 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 534, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2019 N 306-ЭС19-4748 по делу N А12-17382/2018, оценив представленные в материалы дела доказательства (договор аренды лесного участка от 03.08.2017 N 196, приказом от 02.11.2017 N 1394-ГЛР/Э Министерства лесного хозяйства Красноярского края об утверждении положительного экспертного заключения на проект освоения лесов по договору аренды), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд первой инстанции исходил из того, что нормы статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающие для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязанности по компенсационному лесовосстановлению, не распространяются на ответчика в отношении лесных участков, переданных по договору аренды, заключенному до 01.01.2019, до внесения изменений в такие договоры аренды; а также из того, что договором аренды не установлена обязанность арендатора (ответчика) производить компенсационное лесовосстановление, предусмотренное ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы в силу следующего.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (пункт 12).
Статьей 44 данного Кодекса регламентирован порядок использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, на основании договора аренды лесного участка от 03.08.2017 N 196 ответчику переданы в аренду лесные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной собственности, общей площадью 0,0008 га, расположенные на территории Красноярского края, Кежемского района, Кодинского лесничества. Лесные участки предоставлены для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (пункт 4 договора).
В соответствии с лесной декларацией от 15.03.2019 в период с 26.03.2019 по 25.03.2020 арендатором осуществлялась рубка лесных насаждений, в том числе на площади 0,0004 га.
В силу статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Статьей 62 Лесного кодекса предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений, естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Введенной в действие с 01.01.2019 статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения для отдельных категорий лиц.
Так, частью 1 данной статьи (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 указанной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 07.05.2019 утвердило Правила N 566, устанавливающие порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, в том числе лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений.
Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 данных Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
По смыслу указанных норм Лесного кодекса Российской Федерации и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений.
Нормы Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 по делу N 307-ЭС22-5959, А13-7551/2021.
С учетом приведенных правовых норм и позиции Верховного Суда Российской Федерации не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела то обстоятельство, что договором аренды от 03.08.2017 N 196 не установлена обязанность арендатора (ответчика) производить компенсационное лесовосстановление, предусмотренное ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции о том, что нормы статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающие для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязанность по компенсационному лесовосстановлению, не распространяются на ответчика в отношении лесных участков, переданных по договору аренды от 03.08.2017 N 196, заключенному до 01.01.2019, противоречит правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 по делу N А70-10453/2021.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, то у лиц, использующих леса для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Поскольку в соответствии с лесной декларацией от 15.03.2019 рубка лесных насаждений осуществлялась арендатором (ответчиком) в период с 26.03.2019 по 25.03.2020, то есть после 01.01.2019, на ответчика распространяется обязанность по компенсационному лесовосстановлению, предусмотренная статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Поскольку ответчик не исполнил возложенную на него законодательством как на лицо, использующее лесной участок в соответствии со статьей 44 Лесного кодекса Российской Федерации (для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов), обязанность по проведению работ по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, истец обоснованно заявил в суд требование об обязании ответчика выполнить работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 0,0004 га.
Доводы ответчика отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права, позиция ответчика противоречит вышеприведенным правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" сентября 2023 года по делу N А33-17220/2023 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с пунктом 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Исходя из заявленных требований, размер государственной пошлины составляет 6000 рублей. Истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом результата рассмотрения спора, 6000 рублей государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" сентября 2023 года по делу N А33-17220/2023 отменить, принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Обязать акционерное общество "Богучанская ГЭС" (ИНН 2420002597, ОГРН 1022400828119) в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу постановления разработать проект лесовосстановления к договору аренды лесного участка от 21.08.2017 N 196 и выполнить работы по лесовосстановлению на площади 0,0004 га.
Взыскать с акционерного общества "Богучанская ГЭС" (ИНН 2420002597, ОГРН 1022400828119) в доход федерального бюджета 6 000 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17220/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: АО "БОГУЧАНСКАЯ ГЭС"