Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2021 г. N Ф05-6964/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А40-101382/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: Е.В. Пронниковой, С.Л. Захарова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2020 по делу N А40-101382/20,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
к Управлению Росреестра по г. Москве (ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным решения,
при участии: от заявителя: Фисенко Г.С. по дов. от 12.05.2020; от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве о признании незаконным решения, изложенного в письме от 19.03.2020 N 77/20-32110.
Решением суда от 28.09.2020 заявление Департамента оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласился Департамент и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления Росреестра по Москве, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Департамента, апелляционный суд с учетом положения ч. 1 ст. 268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п. 13 ч. 2 ст. 271 АПК РФ, приходит к выводу об отмене решения суда по следующим мотивам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.12.2019 Управлением Росреестра по Москве, оформленным уведомлением от 19.12.2019 г. N 77-0-1-71/3147/2019-2858, приостановлены действия по снятию с государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:03:0005026:1038, расположенного по адресу: г. Москва, шоссе Измайловское, д.69, строен. 3.
19.03.2020 Управлением Росреестра по Москве, оформленным уведомлением от 19.03.2020 N 77/20-32110, отказано по снятию с государственного кадастрового учета по причине того, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо и не представлены документы, подтверждающие соблюдение процедуры сноса вышеуказанного объекта недвижимости в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ (в том числе соответствующие уведомления, проектная документация).
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учел следующее.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0005026:1038, по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 69, стр. 3, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРП) права не зарегистрированы.
Согласно справке ГБУ МосгорБТИ о сносе строения от 09.12.2019 N б/н. подтверждается осуществление сноса объекта до 04.08.2018.
Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, выступает Департамент в силу Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы".
Таким образом наличие в ЕГРП записи о кадастровом учете объекта, недвижимости, отсутствующего на местности нарушает права города Москвы, в том числе, как собственника земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005026:12, на котором был расположен спорный объект недвижимости.
В целях осуществления снятия Объекта с кадастрового учета в адрес Управления Росреестра по Москвы было направлено соответствующее заявление от 12.12.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-2858 с приложением акта обследования, подтверждающего прекращение существование объекта недвижимости от 11.12.2019 N б/н, однако по результатам рассмотрения указанного заявления ГБУ МосгорБТИ получено уведомление об отказе осуществления снятия с государственного кадастрового учета Объекта от 19.03.2020 N 77/20-32110.
Одной из причин принятия государственным регистратором решения об отказе, согласно уведомлению, послужило обращение с заявлением о снятии Объекта с государственного кадастрового учета ненадлежащего лица.
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта капитального строительства может обратиться собственник такого объекта. Однако сведения о зарегистрированных правах на объект в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Вместе с тем согласно разъяснениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.05.2019 N 14-06327/19 Департамент вправе обращаться за снятием с государственного кадастрового учета бесхозяйных объектов недвижимости, указанные причины отказа не соответствуют действующему законодательству о государственном кадастровом учете.
Также причиной принятия государственным регистратором решения об отказе послужило отсутствие в составе приложений к акту обследования документов, содержащих информацию о законном порядке сноса, гибели или уничтожении объекта.
В состав вышеуказанного заявления ГБУ МосгорБТИ были включены следующие документы:
- акт комиссионного обследования Управы района Измайлово города Москвы от 26.07.2018;
- справка ГБУ МосгорБТИ о сносе строения от 09.12.2019 N Б/Н, подтверждающая осуществление сноса Объекта до 04.08.2018;
- выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы от 21.10.2019 N 00-149805(000).
Однако вышеуказанные документы не были учтены государственным регистратором и судом первой инстанции при принятии ими соответствующих решений.
В отношении здания с кадастровым номером с кадастровым номером 77:03:0005026:1038. по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 69. стр. 3, в ЕГРП отсутствуют сведения о правах на объект.
Однако, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", полномочия собственника указанного объекта осуществляет город Москва в лице Департамента.
В силу ст. 218 ГК РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 4 ст. 225 ГК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП Департамент уполномочен на проведение мероприятий в отношении бесхозяйного недвижимого имущества.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вправе обратиться иное лицо в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с п. 10 ст. 69 Федерального закона N 218-ФЗ в случае, если в ЕГРН в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга. Севастополя. - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения.
В этой связи, принимая во внимание положения ст. 225 ГК РФ и п. 10 ст. 69, ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета прекратившего свое существование в связи с гибелью (уничтожением) ранее учтенного здания (сооружения), обладавшего признаками бесхозяйной недвижимой вещи, вправе обратиться орган, уполномоченный на обращение с заявлением о постановке такого объекта недвижимости на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Данная информация была направлена в Департамент письмом Центрального аппарата Росреестра (далее - ЦА Росреестра) от 17.05.2019 N 14-06327/19.
По вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, предусмотрено, что акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
Согласно п.п. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Требованиями к подготовке акта обследования п. 3 Приказа Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Требования N 861) установлено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости; указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования.
При этом требованиями N 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости.
Более того, абз. 2 п. 3 требований N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов о сносе в составе акта обследования.
В связи с изложенным, препятствий в осуществлении снятия объекта с кадастрового учета, по мнению Департамента, не усматривается.
Кроме того, глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно-регистрационной сфере, также наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.
Кроме того, позиция Центрального аппарата Росреестра (далее - ЦА Росреестра) по вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину их неиспользования в заключении.
Таким образом, документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными приложениями к акту обследования. Кроме того. Позиция ЦА Росреестра по вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину их неиспользования в заключении.
Таким образом, документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными Приложениями к акту обследования. В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное Управлением Росреестром не доказано.
При этом согласно п. 5 ст. 21 Закон о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Таким образом, Департаментом были предоставлены все необходимые документы в Управление Росреестра по Москве для осуществления действий по снятию с кадастрового учета указанных объектов.
Принимая во внимание совокупность указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования апелляционной жалобы, доводы которой нашли свое надлежащее подтверждение в материалах дела, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2020 по делу N А40-101382/20 отменить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по г.Москве, изложенное в письме от 19.03.2020 N2 77/20-32110 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0005026: 1038, расположенного по адресу: г.Москва, Измайловское шоссе, д. 69, стр. 3.
Обязать Управление Росреестра по г.Москве снять с кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером 77:03:0005026:1038, расположенного по адресу: г.Москва, Измайловское шоссе, д. 69, стр. 3.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101382/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ