Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 апреля 2021 г. N Ф04-1124/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А70-15953/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13353/2020) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.10.2020 по делу N А70-15953/2020 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром переработка" (ОГРН 1071102001651, ИНН1102054991, адрес: 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д.6, корп. 1, стр.1, оф. 901) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 55, оф. 403) о признании недействительным распоряжения от 16.09.2020 N 85-р о проведении внеплановой выездной и документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром переработка" - Казакова Эльвира Витальевна по доверенности от 10.02.2020 N 24/20 сроком действия по 31.12.2020;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром переработка" (далее - заявитель, ООО "Газпром переработка", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, контролирующий орган, Управление, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) о признании недействительным распоряжения от 16.09.2020 N 85-р о проведении внеплановой выездной и документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.10.2020 по делу N А70-15953/2020 требования удовлетворены.
При принятии решения суд первой инстанции с учётом выводов, изложенных в судебных актах по делу N А81-11383/2019, указанных в экспертном заключении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный лесотехнический университет" 2020 года, посчитал, что непосредственная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате аварии на магистральном конденсатопроводе "Уренгой-Сургут" отсутствует, в связи с чем законные основания для проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Газпром переработка" у Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора отсутствовали.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает на том, что непроведение ООО "Газпром переработка" рекультивации на земельном участке, загрязненном в результате аварии на магистральном конденсатопроводе "Уренгой-Сургут", 1 нитка, район 87 км, влечет непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде при осуществлении хозяйствующим субъектом деятельности. Апеллянт указывает, что результатами ранее проведённой проверки установлено превышение значений загрязняющих веществ - нефтепродуктов и хлорид-ионов в почве. Кроме того, на основании распоряжения от 16.09.2020 N 85-р проведена проверка исполнения предписания от 17.07.2020 N 19, по результатам которой установлено, что какого-либо иного проекта рекультивации указанного земельного участка, помимо разработанного в 2016 году, обществом не разрабатывалось, мероприятия по рекультивации земельного участка после выдачи предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 17.07.2019 N 19 не проводились, следовательно, предписание от 17.07.2019 N 19 ООО "Газпром переработка" не исполнено.
В письменном отзыве общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Газпром переработка" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.11.2015 в районе 87 км 1 нитки конденсатопровода "Уренгой - Сургут" произошла разгерметизация конденсатопровода (с утечкой продукта), эксплуатируемого заявителем, что привело к загрязнению почвы нефтегазокондентной смесью, о чем общество сообщило 23.11.2015 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росприроднадзора по ЯНАО).
В целях устранения последствий разгерметизации магистрального конденсатопровода "Уренгой - Сургут" на основании разработанного и согласованного с Департаментом природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО проекта рекультивации загрязненных земель в районе 87 км МК "Уренгой - Сургут" ООО "Газпром переработка" выполнило работы по рекультивации нефтезагрязненного участка, что подтверждается актом проверки Управления Росприроднадзора по ЯНАО от 30.11.2017 N 173, составленным в ходе проведения проверки ранее выданного заявителю предписания.
Как следует из акта проверки Управления Росприроднадзора по ЯНАО от 30.11.2017 N 173 по материалам плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды ООО "Газпром переработка" (акт проверки от 25.07.2016 N 150), должностным лицом Управления Росприроднадзора по ЯНАО было выдано, в том числе, предписание от 25.07.2016 N 30 об устранении выявленного нарушения со сроком исполнения до 01.10.2017.
Согласно предоставленных обществом данных с привлечением подрядных организаций с целью выполнения предписания ООО "Газпром переработка" были проведены мероприятия по рекультивации земельных участков, а именно: согласно договору возмездного оказания услуг от 31.12.2015 N 324/17-53-НР-Э/15/Z49-205115 подрядной организацией ООО "Растам-Экология" в районе 87 км МК "УренгойСургут" УТЖУ ООО "Газпром переработка" устранен аварийный разлив.
Кроме того, в рамках вышеуказанной проверки аккредитованной испытательной лабораторией был проведен химический анализ проб почв, отобранных на территориях рекультивированных земельных участков.
По результатам проведения плановой выездной проверки контролирующим органом было установлено, что во исполнение предписания от 25.07.2016 N 30 на основании проекта рекультивации нефтезагрязненнык земель в районе 87 км МК "Уренгой-Сургут" УТЖУ ООО "Газпром переработка" по договору возмездного оказания услуг от 31.12.2015 N 324/17-53-НР-Э/15 с подрядной организацией ООО "Растам-Экология" были выполнены работы по рекультивации земельного участка, загрязненных при аварийном разливе нефтепродуктов на 87 км Магистрального конденсатопровода (МК) "Новый УренгойСургут" Управление по транспортировке жидких углеводородов (далее - УТЖУ) ООО "Газпром переработка". Проведен технологический и биологический этап рекультивации, земли после завершения всего комплекса работ представляют собой организованный и экологически сбалансированный, устойчивый ландшафт. По результатам лабораторных исследований проб почвы Аккредитованным испытательным лабораторным центром филиалом ФБУЗ "Центром гигиены и эпидемиологии в ЯНАО в Пуровском районе, Красно-селькупском районах" отобранных, проб в районе 87 км МК "Уренгой-Сургут" в 15 км от поселка Сывдарма превышения концентрации нефтепродуктов не обнаружено (протокол испытаний (исследований) от 11.09.2017 N 3784).
По результатам изучения представленной исполнительной документации Управление Росприроднадзора по ЯНАО пришло к выводу, что работы по рекультивации нефтезагрязненных земельных участков, указанных в предписании от 25.07.2016 N 30, выданных ООО "Газпром переработка", выполнены обществом в полном объеме, что нашло отражение в акте проверки Управления Росприроднадзора по ЯНАО от 30.11.2017 N 173.
Однако согласно акту от 28.05.2019 N 08-01-05/2019-вн/ц, составленному Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) по результатам проведённой внеплановой целевой документарной проверки деятельности Управления Росприроднадзора по ЯНАО, было установлено отсутствие в материалах плановой выездной проверки и в приложениях к акту проверки в отношении ООО "Газпром переработка" документов, подтверждающих факт проведения замера площади в рамках проверки и документов, подтверждающих размер площади загрязненного участка.
В связи с чем Росприроднадзор пришел к выводу, что предписание об устранений нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 25.07.2016 N 30 неправомерно снято Управлением Росприроднадзора по ЯНАО с контроля, так как в материалах проверки отсутствуют акты выполненных работ, акты сдачи рекультивированного земельного участка комиссии.
На основании вышеизложенного Росприроднадзор констатировал, что площади - 4,8377 га, 7,476 га, а также 88972 м2 не могут быть приняты во внимание, поскольку в материалах плановой выездной проверки в отношении ООО "Газпром переработка", а также проверки исполнения предписания от 25.07.2016 N 30 отсутствуют документы, подтверждающие факт проведения замера площади, и документы, подтверждающие и обосновывающие размер площади участка.
В связи с изложенным в период с 17.06.2019 по 12.07.2019 Управлением Росприроднадзора по ЯНАО была проведена внеплановая документарная и выездная проверки в отношении ООО "Газпром переработка", по результатам которой составлен акт проверки от 17.07.2019 N 79.
В соответствии с актом проверки от 17.07.2019 N 79 контролирующим органом проведены натурные обследования земельного участка и лабораторные исследования, по результатам которых Управление пришло к выводу, что рекультивация земельного участка, загрязнённого в результате аварии на магистральном конденсатопроводе "Уренгой - Сургут", 1 нитка, район 87 км, в установленном законодательством Российской Федерации порядке ООО "Газпром переработка" не проведена, а информация, указанная в отчете по рекультивации нефтезагрязненных земель в районе 87 км МК "Уренгой-Сургут", не соответствует фактическим обстоятельствам.
В рамках вышеуказанной внеплановой документарной и выездной проверки в отношении ООО "Газпром переработка" в рамках осуществления выезда, специалистами привлеченной лаборатории ФГУБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральном федеральному округу" (далее - ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО") был осуществлен отбор проб почвы в границах нарушенного (обследованного) земельного участка, по результатам проведения лабораторных исследований которых подготовлено заключение от 02.07.2019.
Согласно заключению от 02.07.2019 (срок проведения лабораторных исследований проведен в период 17.06.2019-20.06.2019, отбор проб проводился 19.06.2019) в исследуемых пробах почвы (грунта) выявлены загрязнения по показателям: нефтепродукты (пробы N N 0307-П, 0310-П, 0311-П, 0312-П, 0313-П) и хлорид-ионы (пробы NN 0308-П, 0310-П, 0311-П, 0313-П) в количествах, превышающих их содержание в фоновой пробе почвы(грунта).
Результаты исследования отобранных проб почвы (грунта) методом биотестирования показали, что пробам присвоен 5-й (пятый) класс опасности (практически неопасный), за исключением проб N N 0311-П и 0313-П. Пробам N 0311-П и 0313-П присвоен 4-й (четвертый) класс опасности (малоопасный).
Кроме того, в рамках внеплановой документарной и выездной проверки в отношении ООО "Газпром переработка" Управлением Росприроднадзора по ЯНАО в соответствии с заявкой на экспертное сопровождение в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 26.06.2019 исх. N 3259 была назначена экспертиза при осуществлении государственного земельного надзора.
В соответствии с ответами эксперта на вопросы Управления Росприроднадзора по ЯНАО выбор способа (технологии) рекультивации нефтезагрязненных земель ООО "Газпром переработка" был не обоснован, так как на техническом и биологическом этапах не учитывались природноклиматические условия и особенности почвенного покрова; качество работ, предусмотренных на биологическом этапе рекультивации, неудовлетворительное; площадь рекультивируемого участка не обоснована.
Вышеуказанные результаты заключения от 02.07.2019 и ответы эксперта были положены в основу акта проверки от 17.07.2019 N 79.
На основании акта проверки от 17.07.2019 N 79 Управлением Росприроднадзора по ЯНАО ООО "Газпром переработка" выдано предписание от 17.07.2019 N 19 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в соответствии с пунктом 1 которого в срок до 01.09.2020 ООО "Газпром переработка" обязано провести рекультивацию земельного участка, загрязненного в результате аварии на магистральном конденсатопроводе "Уренгой-Сургут", 1 нитка, район 87 км, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Письмом Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 17.09.2020 N 03/4-15301 в адрес ООО "Газпром переработка" поступило распоряжение от 16.09.2020 N 85-р о проведении внеплановой выездной и документарной проверки юридического лица в целях проверки исполнения юридическим лицом - ООО "Газпром переработка" требований ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 17.07.2019 N 19.
Полагая, что распоряжение от 16.09.2020 N 85-р не соответствуют действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Газпром переработка" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на общество обязанности по разработке и предоставлению в административный орган документации, требующей значительных материальных затрат (требование о предоставлении проекта рекультивации, заключении договора с подрядными и проектными организациями, финансовых документах, подтверждающих закупку материалов, оборудования и т.д.), ООО "Газпром переработка" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
16.10.2020 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Оценив имеющиеся в материалах деле документы, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого распоряжения Управления законодательству, нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов общества.
Проанализировав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности и взаимной связи (статья 71 АПК РФ), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается законность обжалуемого обществом распоряжения Управления. Суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции необоснованными, исходя из следующего.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", части 1.1 статьи 26.2 Закона N 294-ФЗ Правительство Российской Федерации утвердило Постановление от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 438).
В подпункте "б" пункта 1 Постановления N 438 установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры.
Подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 438 установлено, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, проводятся только внеплановые проверки, указанные в пункте 1 настоящего постановления.
Таким образом, в силу вышеизложенного законными основаниями для проведения внеплановой проверки является совокупность двух условий:
- в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан;
- согласование проверки с органами прокуратуры.
Как следует из заявления общества, основанием для заявленных требований служит утверждение общества о том, что нарушения, установленные к устранению предписанием от 17.07.2019 N 19, не влекут непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
При принятии решения суд первой инстанции с учётом выводов, изложенных в судебных актах по делу N А81-11383/2019, а также выводов, указанных в экспертном заключении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный лесотехнический университет" 2020 года, посчитал, что непосредственная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате аварии на магистральном конденсатопроводе "Уренгой-Сургут" отсутствует, в связи с чем законные основания для проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Газпром переработка" у Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Как указано выше, 17.07.2019 Управлением Росприроднадзора по ЯНАО выдано ООО "Газпром переработка" повторное предписание N 19, в соответствии с которым заявителю в срок до 01.09.2020 необходимо устранить нарушения, связанные с непроведением рекультивации земельного участка, загрязненного в результате аварии на магистральном конденсатопроводе "Уренгой - Сургут" 1 нитка в районе 87 км.
В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) содержатся следующие определения:
- окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
- компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
- охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию се последствий;
- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
- загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
- загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека:
- требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;
- вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Как следует из материалов дела, результатами ранее проведённой проверки установлено превышение значений загрязняющих веществ - нефтепродуктов и хлорид-ионов в почве.
Исходя из обстоятельств дела, существа выданного Управлением предписания от 17.07.2019 N 19, направленного на восстановление окружающей среды, учитывая положения Закона N 7-ФЗ, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что загрязняющими веществами оказывается негативное воздействие, в том числе, на здоровье человека, следовательно, указанное влечет непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Довод общества о том, что в настоящее время очевидной угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан не существует, не опровергает обстоятельства наличия таковой, установленного на момент проведения проверки.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае было вынесено предписание от 17.07.2019 N 19 о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, оспариваемое распоряжение от 16.09.2020 N 85-р о проведении внеплановой выездной и документарной проверки заявителя принято Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора правомерно, в соответствии с действующими нормами законодательства и не нарушает прав и законных интересов ООО "Газпром переработка" в сфере предпринимательской деятельности.
В настоящее время предписание N 19 от 17.07.2019 об устранении выявленных нарушений обязательных требований является предметом оспаривания по делу N А81- 7706/2019, вместе с тем на момент принятия оспариваемого распоряжения решение по существу спора принято не было, а на момент рассмотрения апелляционной жалобы в законную силу не вступило.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое распоряжение соответствует нормам действующего законодательства, решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления согласно статьей 110 АПК РФ относятся на общество. Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа (пункт 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"), ООО "Газпром переработка" подлежит возврату государственная пошлина, излишне уплаченная согласно чеку-ордеру ПАО Сбербанк от 24.09.2020.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.10.2020 по делу N А70-15953/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований, заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Газпром переработка", отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром переработка" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 руб., уплаченную согласно чеку-ордеру ПАО Сбербанк от 24.09.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-15953/2020
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ПЕРЕРАБОТКА"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования