город Ростов-на-Дону |
|
29 декабря 2020 г. |
дело N А32-34850/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии от ЗАО "Адлерская птицефабрика": посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Чулков Н.И. по доверенности от 20.02.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2020 по делу N А32-34850/2020
по заявлению закрытого акционерного общества "Адлерская птицефабрика"
к Центральному отделу города Сочи Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о наложении административного штрафа,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Адлерская птицефабрика" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Центральному отделу города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, о признании незаконным и отмене постановления Заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель города-курорта Сочи Центрального отдела города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 03.08.2020 по делу N 82 о наложении административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована ошибочностью вывода суда первой инстанции о необходимости применения двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, заинтересованные лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03 августа 2020 года постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель города-курорта Сочи Центрального отдела города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю по делу N 82 ЗАО "Адлерская птицефабрика" назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа (далее - Постановление) в размере 100 000 (сто тысяч) рублей по части 1 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием).
Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужили материалы проверки соблюдения требований земельного законодательства, проведенной Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Административным органом и МУП г. Сочи "Муниципальный институт генплана" 22 мая 2020 года на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0407006:4059, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи Адлерский район. Данный земельный участок принадлежит Заявителю на праве аренды в соответствии с договором от 05.06.2013 N 0000003119, заключенному с Департаментом имущественных отношений Краснодарского края.
Прокуратурой были выявлены признаки нецелевого использования земельного участка, которое выразилось в складировании песчано-гравийной смеси на участке, предназначенном для сельскохозяйственного производства.
Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно ч. 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ч. 6 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае установления факта совершения административного правонарушения уполномоченным на то органом должен быть составлен протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 Кодекса.
Согласно части 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Подпунктом "а" пункта 3 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Из материалов дела следует, что объективная сторона административного правонарушения, за совершение которого общество привлечено к ответственности в качестве субъекта экономической деятельности, выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства.
В соответствии с общими положениями части 1 статьи 4.5 КоАП, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Для закрытого перечня административных правонарушений установлены более длительные сроки давности.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, дело об административном правонарушении возбуждено в отношении заявителя по результатам контроля за соблюдением земельного законодательства.
Противоправность поведения Заявителя, как она установлена в Протоколе и Постановлении, состоит в несоблюдении требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывающей собственников и иных лиц использовать земельные участки по целевому назначению.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, за совершение которого заявитель привлечен к ответственности в качестве субъекта экономической деятельности, выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства.
Таким образом, к совершенному заявителем правонарушению подлежит применению общий двухмесячный срок давности привлечения к ответственности.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП).
Административное правонарушение обнаружено 22 мая 2020 г.
Следовательно, срок привлечения к административной ответственности истек 22 июля 2020 года.
Обжалуемое постановление вынесено административным органом 03 августа 2020 г.
Таким образом, на момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП, истек.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Истечение срока давности является безусловным и самостоятельным основанием для отказа в привлечении Заявителя к административной ответственности. По истечении срока давности привлечения к административной ответственности утрачивается возможность правовой оценки действий лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 03.08.2020 по делу N 82 о привлечении закрытого акционерного общества "Адлерская птицефабрика" (ИНН 2317034718), г. Сочи к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2020 по делу N А32-34850/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.