Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2021 г. N Ф05-5292/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 декабря 2020 г. |
Дело N А40-125741/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Захарова С.Л.,
рассмотрев апелляционную жалобу Брянской таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2020, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-125741/20 (120-775)
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Брянской таможне
о признании незаконным постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Брянской таможне (далее - ответчик, Таможня) с требованием об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 07.07.2020 N 101029000-1951/2020, согласно которому, заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 16.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 60 000 руб..
Дело рассмотрено Арбитражным судом города Москвы в порядке упрощенного производства и решением от 24.09.2020 признано незаконным и отменено постановление Брянской таможни от 07.07.2020 N 101029000-1951/2020 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности на основании ст.16.3 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Таможня обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции принятая по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, в ходе административного расследования было установлено, что в железнодорожном пункте пропуска (далее - ЖДПП) на станции Брянск- Льговский 20 апреля 2020 года в 14 час. 36 мин. к таможенному контролю предъявлен поезд N 1111 индекс 2000-295-3200 для получения разрешения на убытие с территории Российской Федерации на территорию Украины.
В составе данного поезда находились вагоны N N 50770445, 51266401, 50756501, 50741362 по железнодорожным накладным N N 28880526, 28880531, 28880538, 28880521 соответственно с товаром - смола пиролизная тяжелая.
Данные вагоны 18 апреля 2020 г. приняты к перевозке на станции Зелецино Горьковской железной дороги назначением в Польшу на станцию Славкув в адрес "Бартер СП.З.О.О." Польша, Варшава. Железнодорожные накладные, оформленные грузоотправителем ООО "Нефтехимическая транспортная компания", предъявлены на станцию Зелецино Горьковской ж.д. с отметкой Центральной энергетической таможни о выпуске товара по процедуре экспорта по ДТ N 10006060/170420/0034551, т.е. товар в данных вагонах выпущен для вывоза на экспорт, что подтверждается ссылкой в постановлении N 10102000-1951/2020 (лист 3 пункт 1).
Товар в вагонах N N 50770445, 51266401, 50756501, 50741362, выпущенный Центральной энергетической таможней, предъявлен к таможенному контролю на Фокинский таможенный пост Брянской таможни, которым и дано разрешение на убытие с территории Российской Федерации на территорию Украины, о чем имеются отметки в перевозочных документах и поездной передаточной ведомости.
Брянской таможней при вынесении постановления N 10102000-1951/2020 Общество признано виновным в совершении правонарушения, которое выразилось в вывозе на территорию Украины в вагонах NN 50770445, 51266401, 50756501, 50741362 товара, на который наложен запрет на вывоз в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1716-83, изданного в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 N 592.
Также в постановлении Брянской таможни N 10102000-1951/2020 указано, что выпуск товара Центральной энергетической таможни для вывоза на Украину является правомерным, а в обязанность перевозчика вменено обеспечить доставку товара получателю с соблюдением установленного запрета.
Постановлением Брянской таможни от 07 июля 2020 г. N 10102000-1951/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации (далее - КоАП России) с наложением взыскания в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Признавая вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности, Арбитражный суд г. Москвы исходил из того, что проведя все таможенные операции по документальной проверке, Фокинский таможенный пост Брянской таможни проставил в документах и поездной передаточной ведомости отметки, согласно которым перевозчику - Обществу было разрешено вывезти цистерны N N 50770445, 51266401, 50756501, 50741362 с территории Российской Федерации на территорию Украины
Тем самым, выполнив свои функции по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1716-83, Брянской таможней разрешено вывезти товар через территорию Украины в Польшу.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у таможни достаточных оснований полагать, что товар в цистернах N N 50770445, 51266401, 50756501, 50741362 введен в торговый оборот на территории Украины, и не вывезен в Польшу, при рассмотрении материалов административного дела N 10102000-1951/2020 не представлено.
В связи с чем суд пришел к выводу, что Общество не является ни декларантом товара, которым подана декларация на товары в Центральную энергетическую таможню, где декларация не была возвращена декларанту, а выпущена для вывоза на территорию Украины; ни лицом, уполномоченным обеспечить контроль исполнения требований постановления Правительства РФ от 29 декабря 2018 года N 1716-83.
В связи с чем Арбитражный суд г. Москвы пришел к выводу, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения.
По мнению суда апелляционной инстанции, данные выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и являются правомерными.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Часть 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для юридических лиц за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона, ввоз товаров в Российскую Федерацию - фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов ТС или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию ТС, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством ТС и (или) настоящим Федеральным законом.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, вагоны 18 апреля 2020 г. приняты к перевозке на станции Зелецино Горьковской железной дороги назначением в Польшу на станцию Славкув в адрес "Бартер СП.З.О.О." Польша, Варшава. Железнодорожные накладные, оформленные грузоотправителем ООО "Нефтехимическая транспортная компания", предъявлены на станцию Зелецино Горьковской ж.д. с отметкой Центральной энергетической таможни о выпуске товара по процедуре экспорта по ДТ N 10006060/170420/0034551, т.е. товар в данных вагонах выпущен для вывоза на экспорт. При этом, в декларации указано, что по условиям поставки СРТ вывоз груза осуществляется через порт ИЗОВ (графа 20 декларации 10006060/170420/0034551).
В соответствии с "Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс 2000", условия поставки СРТ (CARRIAGE PAID ТО) означают, что продавец осуществляет передачу товара названному им перевозчику, оплачивает стоимость перевозки, необходимой для доставки товара до согласованного пункта 5 назначения.
Под словом "перевозчик" понимается любое лицо, которое согласно договору перевозки обязуется осуществить или организовать перевозку железнодорожным или автомобильным транспортом, морским или воздушным путем, по внутренним водным линиям или путем смешанной перевозки.
Согласно термину СРТ на продавца возлагается выполнение таможенных формальностей, необходимых при вывозе товара. При выпуске декларации ДТ N 10006060/170420/0034551 Центральной энергетической таможне были известны условия поставки груза в цистернах NN50770445, 51266401, 50756501, 50741362, а также то, что данные вагоны будут следовать до порта ИЗОВ, который находится на территории Украины.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Центральной энергетической таможней дано разрешение на следование указанных цистерн назначением в Польшу именно через территорию Украины.
При оформлении железнодорожных накладных на цистерны N N 50770445, 51266401, 50756501, 50741362 грузоотправителем также указан конечный пункт доставки железнодорожным транспортом - станция ИЗОВ (эксп.) на территории Украины. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1716-83 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 592" (далее - Постановление) введен запрет на вывоз из Российской Федерации на территорию Украины товаров по перечню согласно приложению N 2 к Постановлению.
Согласно перечню N 2 товар с кодом 2707 запрещен для вывоза на территорию Украины.
При этом, в постановлении Правительства Российской Федерации N 1716-83 не указано, что следование товаров транзитом через территорию Украины, также запрещено. На основании этого Центральной энергетической таможней товар оформлен по декларации ДТ N 10006060/170420/0034551 для вывоза в Польшу через порт ИЗОВ (Украина), что подтверждает тот факт, что следование транзитом через территорию Украины возможно.
Следовательно, при выпуске декларации N 10006060/170420/0034551 Центральной энергетической таможне были известны условия поставки груза в цистернах NN50770445, 51266401, 50756501, 50741362, а также то, что данные вагоны будут следовать до порта ИЗОВ, который находится на территории Украины.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Центральной энергетической таможней дано разрешение на следование указанных цистерн назначением в Польшу именно через территорию Украины. При оформлении железнодорожных накладных на цистерны N N 50770445, 51266401, 50756501, 50741362 грузоотправителем также указан конечный пункт доставки железнодорожным транспортом - станция ИЗОВ (эксп.) на территории Украины.
При перемещении цистерн N N 50770445, 51266401, 50756501, 50741362 от станции принятия к перевозке до пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза, Общество действовало исключительно в статусе перевозчика, который, в соответствии с подпунктом 26 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, осуществляет перевозку (транспортировку) товаров через таможенную границу Союза товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
При этом заявитель, вопреки доводам жалобы, не наделен полномочиями по исполнению нормативных предписаний постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 г. N 1716-83. Функции контроля выполнения данного запрета Постановлением возложено на Федеральную таможенную службу, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Министерство транспорта Российской Федерации в пределах своей компетенции.
Также, Арбитражным судом г. Москвы установлено, что у таможенного органа отсутствуют основания полагать, что товар в цистернах N N 50770445, 51266401, 50756501, 50741362 введен в торговый оборот на территории Украины и не вывезен в Польшу.
Доказательств данного обстоятельства Таможней как при вынесении постановления N 10102000-1951/2020, так и при подаче настоящей апелляционной жалобы, не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда от 24.09.2020.
Руководствуясь частью 3 статьи 229, статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2020 по делу N А40-125741/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.