г. Ессентуки |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А77-372/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 29.12.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Марченко О.В., судей: Бейтуганова З.А., Джамбулатова С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., при участии в судебном онлайн-заседании от заявителя - Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (г. Новосибирск, ИНН 5406300195, ОГРН 1045402551809) - Гридневой Л.А. (доверенность от 25.09.2020), от общества с ограниченной ответственностью "ВПК-Ойл" (р.п. Коченево, Коченевский район, Новосибирская область, ИНН 5425000422, ОГРН 1055464028267) - Коломийца В.А. (доверенность от 14.09.2020), от акционерного общества "Холдинговая компания "Эволюция" (г. Москва, ИНН 7706460690, ОГРН 1187746915157) - Тунгусова А.Н. (доверенность от 04.09.2020), в отсутствие иных участвующих в деле о банкротстве лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 на определение Арбитражного суда Чеченской Республики от 16.11.2020 по делу N А77-372/2020 (судья Зубайраев А.М.),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Сбербанк" обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "ВПК-Ойл" несостоятельным (банкротом); введении в отношении должника процедуры наблюдения.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (далее по тексту - налоговый орган) заявила ходатайство о вступление в дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Определением суда от 16.11.2020 в удовлетворении ходатайства налогового органа отказано.
Межрайонной Инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 не согласилась с определением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении ходатайства о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, полагая, что заявленные им доводы и представленные доказательства могут существенным образом повлиять на результаты рассмотрения дела. Кроме того, целью участия инспекции является предотвращение неблагоприятных для нее последствий, которые могут возникнуть в результате не поступления доначисленных сумм по выездной проверке, что причинит ущерб бюджету Российской Федерации в крупном размере, а также с целью дальнейшего включения уполномоченного органа с требованием по денежным обязательствам в реестр кредиторов дела о банкротстве.
В отзыве общество "ВПК-Ойл" доводы жалобы отклонило.
Представители лиц, участвующих в деле, в суде апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве соответственно, дав по ним пояснения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыв на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002 (далее по тексту - Закон о банкротстве) предусмотрено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Законом о банкротстве, включающим в себя нормы как материального, так и процессуального права, и являющимся специальным по отношению к общим процессуальным нормам, закрепленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, определен круг лиц, участвующих в деле о банкротстве, круг лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, а также особенности процессуального статуса таких лиц (статьи 34, 35 Закона о банкротстве).
Так, лицами, участвующими в деле о банкротстве, согласно статье 34 Закона о банкротстве, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
Согласно пункту 2 статьи 48 Закона о банкротстве на стадии проверки обоснованности заявления о признании должника банкротом в деле участвуют лицо, направившее заявление о признании должника банкротом, должник, собственник имущества должника - унитарного предприятия, представитель учредителей (участников) должника (при наличии информации о его избрании).
В арбитражном процессе по делу о банкротстве, согласно статье 35 Закона о банкротстве, участвуют такие лица, как представитель работников должника; представитель собственника имущества должника-унитарного предприятия; представитель учредителей (участников) должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иных лиц в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в подпункте 1 пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее по тексту - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35) непосредственными участниками обособленного спора помимо основных участников дела о банкротстве являются, в частности, при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника банкротом - заявитель, а также все иные лица, чьи заявления о признании должника банкротом были приняты судом к рассмотрению.
Из приведенной позиции Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 следует, что заинтересованными лицами, на стадии проверки обоснованности заявления о признании должника банкротом, признаются те лица, которые также обратились в суд с заявлениями о признании должника банкротом и чьи заявления приняты судом к рассмотрению в качестве заявлений о вступлении в дело. Права этих лиц, также имеющих право на рассмотрение заявлений в порядке календарной очередности поступления в суд, затрагиваются судебным актом, принимаемым по итогам проверки обоснованности каждого из заявлений, в связи с чем они и признаются заинтересованными, несмотря на то, что их требования еще не проверены судом, не признаны обоснованными и не включены в реестр.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 не является заявителем по делу о банкротстве и не подавала заявления о признании должника банкротом, которое было бы принято как заявление о вступлении в дело, возбужденное по заявлению должника.
Свою заинтересованность в деле налоговый орган связывает исключительно с тем, что в ходе мероприятий налогового контроля, проведенной в отношении общества за налоговый период 2016-2018 с суммой доначислений 1 709 720 тыс. руб., в том числе 1 245 763 тыс. руб. основного платежа, 463 957 тыс. руб. пени, установлено создание проверяемым налогоплательщиком и его контрагентами схемы, направленной на умышленное уклонение от уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость, в связи с чем, судебный акт, принятый по результатам рассмотрения заявления о признании ООО "ВПК-Ойл" может повлиять на права и обязанности налогового органа.
Вместе с тем, нормы Закона о банкротстве, с учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 23.07.2009 N 60, от 22.06.2012 N 35, не предусматривают обязанности суда привлекать к участию в деле на стадии проверки обоснованности заявления должника о признании несостоятельным (банкротом) заинтересованных лиц.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства, апелляционной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.
Обжалуемое определение не создало препятствий для реализации Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 ее субъективных прав по отношению к должнику через заявление требований о включении в реестр требований кредиторов, при наделении соответствующими полномочиями.
В пункте 2 статьи 29 Закона о банкротстве указано, что требования Российской Федерации по денежным обязательствам представляются в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, федеральным органом исполнительной власти, который в соответствии с законом отнесен к уполномоченным органам, то есть ФНС России.
В преамбуле "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 указано, что под федеральным уполномоченным органом в целях банкротства на основании абзаца девятого статьи 2 Закона о банкротстве понимается федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации полномочиями на представление в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС России).
Уполномоченными органами в отношении требований по денежным обязательствам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в силу указанной нормы Закона о банкротстве признаются соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на представление требований этих публично-правовых образований.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены в связи с этим обжалуемого определения в части отказа в удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 о вступление в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта по безусловным основаниям, судом не допущено.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Чеченской Республики от 16.11.2020 по делу N А77-372/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
Марченко О.В. |
Судьи |
Бейтуганов З.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.