г. Саратов |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А12-14172/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацуциным Е.В.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области Черткова А.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2020 N 23,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу крестьянского хозяйства Колесниченко Александра Борисовича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 сентября 2020 года по делу N А12-14172/2020
по заявлению крестьянского хозяйства Колесниченко Александра Борисовича (404522, Волгоградская область, Калачевский район, п. Ильевка, ул. Колхозная, д. 1, ОГРН 1023405362969, ИНН 3409000816)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (403003, Волгоградская область, п. Городище, ул. Чуйкова, д. 2, ОГРН 1043400765011, ИНН 3403019472)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось крестьянское хозяйство Колесниченко Александра Борисовича (далее - КХ Колесниченко А.Б., налогоплательщик, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 5 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция) от 12.03.2020 N 695 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 28 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
КХ Колесниченко А.Б. не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
КХ Колесниченко А.Б. явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 31.05.2019 КХ Колесниченко А.Б. представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на имущество за 2018 год, в которой налог к уплате исчислен в сумме 0 руб.
Межрайонной ИФНС России N 5 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт от 13.09.2019 N 862.
12.03.2020 инспекцией принято решение N 695 о привлечении КХ Колесниченко А.Б. к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 6 615,50 руб. Кроме того, данным решением налогоплательщику доначислен налог на имущество в сумме 66 153 руб., начислены пени в сумме 10 124,73 руб.
Не согласившись с вынесенным инспекцией решением, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области, Управление).
Решением УФНС России по Волгоградской области 06.05.2020 N 304 решение инспекции оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
КХ Колесниченко А.Б., полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Волгоградской области от 12.03.2020 N 695 является незаконным, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованном применении налогоплательщиком налоговой льготы в отношении имущества, не используемого непосредственно в процессе производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, а также могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с абзацем восьмым части первой статьи 2 Закона Волгоградской области от 28.11.2003 N 888-ОД "О налоге на имущество организаций" (в ред. от 29.11.2017) (далее - Закон Волгоградской области от 28.11.2003 N 888-ОД) освобождаются от налогообложения в части, зачисляемой в областной бюджет, организации, указанные в части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", - в отношении имущества, непосредственно используемого ими для производства, переработки сельскохозяйственной продукции и функциональное назначение которого напрямую связано с технологией производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельхозтоваропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Межрайонной ИФНС России N 5 по Волгоградской области в ходе проверки установлено, что КХ Колесниченко А.Б. применяет общий режим налогообложения, основным видом деятельности общества является "Выращивание зерновых и зернобобовых культур" (код ОКВЭД 01.11.1), дополнительные виды деятельности: "Выращивание зернобобовых культур" (код ОКВЭД 01.11.2), "Выращивание семян масличных культур" (код ОКВЭД 01.11.3), "Выращивание овощей" (код ОКВЭД 01.13.1) и прочие виды сельскохозяйственной деятельности, а также "Строительство жилых и нежилых зданий" (код ОКВЭД 41.20), "Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами" (код ОКВЭД 49.41,2), "Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств" (код ОКВЭД 77.11).
При исчислении налога на имущество за 2018 год налогоплательщик применил предусмотренную статьей 2 Закона Волгоградской области от 28.11.2003 N 888-ОД налоговую льготу, в том числе, в отношении следующих объектов основных средств: автомобили Mersedes-Benz AMGGLE 43, инв. номер 00-000298; LADA 21214, инв. номер 00-000377 (используются для проведения обследования земель и контроля за их обработкой, наблюдения за посевами, проверки на наличие заболеваний, сорняков, вредителей, определения необходимости стимуляции их развития с помощью подкормки; обследование полей проводится ежедневно главой Крестьянского хозяйства и главным агрономом); автомобили: LADA 21214, инв. номер 00-000376 и УАЭ-390945, инв. номер 00-000380 (используется для доставки запасных частей, специалистов по ремонту к вышедшей из строя сельскохозяйственной технике, обеспечением этой деятельности занимаются главный инженер, инженер-механик и бригадир зерновой бригады); автобус ПАЗ-32053-110-07, инв. номер 00-000180 (предназначен для доставки работников к месту работы, в том числе работников, непосредственно занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, проживающих в близлежащих населенных пунктах); колонка топливораздаточная Топаз-511-11-2000/00, инв. номер 00-000384 (установлена на оборудованной на базе в п. Бузиновка собственной АЗС, используется для заправки техники хозяйства); автотопливозаправщик 361356-0000011, инв. номер 00-000378 (доставка ГСМ к сельскохозяйственной технике на сельскохозяйственных угодьях); автомобиль КАМАЗ 45143-112-15, самосвал, peг. N Р719ХК34, инв. номер 00-000354; самосвальный прицеп СЗАП-8551-02, инв. номер 00-000348; автомобиль КАМАЗ 45143-42, самосвал, рег. номер Е533ВЕ134, инв. номер 00-000323; самосвальный прицеп Нефаз 8560-0000082-02, инв. номер 00-000324 (используются для транспортировки во время уборки с полей до места временного хранения, а также со складов КХ до склада Покупателя во время реализации сельхозпродукции); тахографы "АТОЛ Drave 5@" N1-2, инв. номера 00-000374-375 (контрольные бортовые регистрирующие приборы в составе транспортных средств, предназначенные для контроля и регистрации таких параметров как: скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа, установлены на автомобилях КАМАЗ); дисплей GreenStar 1800, инв. номер 00-000369 (установлен в тракторе сельскохозяйственной модели 8320RJohnDeere, инв. номер 00-000351, является подруливающим устройством); склады, инв. NN 00-000284 - 00-000286 (в период уборки заполняются урожаем зерновых, масличных и технических культур, используются для временного хранения и последующей доработки (чистки, сушки) перед дальнейшей реализацией); склад строительных материалов, инв. номер 00-000283, здание санпропускника, инв. номер 00-000286 (полностью используются для временного хранения выращенной сельскохозяйственной продукции, предпродажной доработки, обработки, сортировки и временного хранения семенного материала); газорегуляторный пункт шкафной ГРПШ-32/10-2У1 б/о, инв. номер 00-000405, котлы газовые RS-F150, инв. номера 00-000399-00-000400, сплит-системы RoyalClimaRC-T80НN номера 00-000421-00-000422 (установлены и эксплуатируются для создания условий работы в машинотракторной мастерской (МТМ), где проводится необходимый ремонт транспортных средств и сельхозтехники хозяйства).
Налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу о необоснованном применении налогоплательщиком льготы по налогу на имущество в отношении данных объектов, поскольку установил, что спорное имущество по своему функциональному назначению относится к вспомогательным ресурсам (активам), которые используются для общехозяйственных целей налогоплательщика, функциональное назначение данного имущества не связано напрямую с технологией производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Исключение данного имущества из процесса производства, переработки сельскохозяйственной продукции не влечет невозможность выполнения данного процесса.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорное имущество не отвечает критериям, содержащимся в статье 2 Закона Волгоградской области от 28.11.2003 N 888-ОД.
Представленные заявителем доказательства использования спорных основных средств при перевозке работников, для обеспечения деятельности работников не свидетельствуют о том, что данное имущество используется непосредственно для производства, переработки сельскохозяйственной продукции и его функциональное назначение напрямую связано с технологией производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Указанное имущество используется в процессе производства и переработки сельскохозяйственной продукции опосредованно. Оно лишь обслуживает процесс использования имущества, непосредственно используемого в производстве.
Сам по себе факт использования указанного имущества для обеспечения деятельности общества, с учетом установленных Законом Волгоградской области от 28.11.2003 N 888-ОД критериев предоставления льготы, не является основанием для освобождения заявителя от оплаты налога на имущество организаций.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал включение спорных объектов в состав имущества, в отношении которого применяется налоговая льгота, неправомерным.
Апелляционная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции в части налогообложения движимого имущества по ставке 1,1 %.
В соответствии с пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ).
В силу положений пункта 1 статьи 381.1 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2018 года налоговая льгота, указанная в пункте 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Указанные изменения внесены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступили в силу с 01.01.2017 (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.11.2016, "Российская газета", N 275, 05.12.2016, "Собрание законодательства РФ", 05.12.2016, N 49, ст. 6844).
Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 380 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 3.3. следующего содержания: "Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, не освобожденного от налогообложения в соответствии со статьей 381.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут превышать в 2018 году 1,1 процента".
Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2018 (опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.11.2017, "Российская газета", N 271, 30.11.2017).
Законом Волгоградской области от 29.11.2017 N 116-ОД "О внесении изменения в статью 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2003 N 888-ОД "О налоге на имущество организаций" статья 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2003 N 888-ОД дополнена частью шестой следующего содержания: "В отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается на 2018 год в размере 1,1 процента".
Указанные изменения также вступили в силу с 1.01.2018. Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.11.2017, "Волгоградская правда", N 194, 08.12.2017).
Таким образом, на территории Волгоградской области с 1 января 2018 года организации утратили право на освобождение от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, которое ранее было освобождено от налогообложения в рамках пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.
Движимое имущество подлежало налогообложению с применением пониженной налоговой ставки в размере 1,1 %, установленной статьей 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2003 N 888-ОД.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 сентября 2020 года по делу N А12-14172/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-14172/2020
Истец: КХ Колесниченко А.Б., КХ Колесниченко Александр Борисович
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 5 ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УФНС России по Волгоградской области