г. Москва |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А40-42400/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2020 по делу N А40-42400/20
по заявлению ТСН "Дружный Дом"
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
о признании незаконным предписания,
при участии:
от заявителя: |
Сагенбаев И.А. (по выписке из ЕГРЮЛ); |
от ответчика: |
Ли А.Р. по дов. от 12.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ТСН "Дружный Дом" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Мосжилинспекция, ответчик) о признании недействительным предписания от 24.07.2019 N Р-Н-00858/1.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.06.2020 по делу N А40-42400/20 заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
Государственная жилищная инспекция г.Москвы не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда.
Представитель ТСЖ "Дружный дом" считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда.
Как следует из обстоятельств дела, ТСН "Дружный Дом" осуществляет функции по управлению многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД об изменений способа управления домом на управление товариществом собственников недвижимости и создании ТСН "Дружный дом" (протокол N 2 от 14.10.2017).
В Мосжилинспекцию из Прокуратуры Новомосковского Административного округа для рассмотрения по существу поступило обращение жителей дома Примизенкина Б.В. и Примизенкиной О.В. на незаконное включение в оплату коммунальных услуг долга прежних собственников квартиры.
Как указывает Инспекция, в целях рассмотрения обращений в адрес ТСН "Дружный дом" Инспекцией был направлен запрос от 24.06.2019 о предоставлении необходимой информации.
В частности, по запросу ГР-11-3737/19 от 24.06.2019 предложено представить:
1. Документально подтвержденные разъяснения об образовании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по квартире N 107 (с указанием на периоды образования);
2. Детальную помесячную расшифровку сложившейся задолженности в разрезе услуг с указанием учтенных оплат;
3. Разъяснение правовых оснований для начисления платы (доначислений) заявителю без учета пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ;
4. Сведения о лицевом счете (дата открытия, на кого оформлен);
5. ЕПД по кв.107 с января 2019 по настоящее время.
25.06.2019 Государственной жилищной инспекцией г.Москвы вынесено распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки N Р-Н-00858.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки составлен акт от 24.07.2019, согласно которому ТСН допущено непредставление по запросу от 24.06.2019 истребуемой информации, и в адрес ТСН "Дружный дом" вынесено предписание от 24.07.2019 об устранении нарушения путем представления в Мосжилинспекцию указанных документов и информации в срок 30.08.2019.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ТСН "Дружный дом" обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленное требование, признавая предписание недействительным, Арбитражный суд г.Москвы исходил из того, что у Мосжилинспекции отсутствовали полномочия на проверку указанной в заявлениях информации; сама процедура проверки по проверке надзорным органом гражданско-правового требования, является незаконной; предмет проверки не соответствует основанию проверки (обращению собственника). Кроме того, суд указал, что распоряжение о проведении проверки до сведения законного представителя ТСН не доводилось, не объявлялось и не вручалось.
Апелляционная коллегия, оценивая законность судебного акта, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований, в том числе к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 20 ЖК РФ предметом внеплановой проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Таким образом, праву Мосжилинспекции запрашивать необходимую информацию и документы корреспондирует обязанность юридического лица (индивидуального предпринимателя) которому адресован запрос, представить указанную информацию и соответствующие документы.
Основания для проведения внеплановой проверки установлены статьей 20 Жилищного кодекса РФ. К таким основаниям относятся, в том числе, информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, а также проверка решения о заключении договоров на оказание услуг, условий этих договоров.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что любая поступившая в Мосжилинспекцию информация, в том числе о неверном начислении платы за содержание жилого помещения, за коммунальные услуги, и др., жалоба, касаемая оказания услуг по управлению многоквартирным домом (часть 2 статьи 162 ЖК РФ), является основанием для проведения внеплановой проверки и истребования необходимой для проверки информации и документов.
При ином толковании указанной нормы собственники жилых помещений лишены возможности защитить свои права в случае наличия допущенного злоупотребления со стороны управляющей организации, выставляющей счета на оплату услуг.
Указанная правовая позиция подтверждена постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.12.2020 по делу А40-334907/19.
Вывод суда об обратном апелляционный суд признает ошибочным.
Кроме того, Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции города Москвы.
Разделом II определены Полномочия Инспекции. Так, согласно пункту 4.2 Инспекция на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения, в том числе, о выдаче предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, а также о продлении срока исполнения выданного предписания об устранении выявленных нарушений (пп. 4.2.9).
Согласно пункту 4.3 Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов, юродских округов, поселений (далее -органы местного самоуправления), юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) (п.п. 4.3.1.20).
Согласно пункту 4.3.2 Инспекция осуществляет надзор за соблюдением других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пп.4.3.2.7).
В соответствии с пунктами 5, 5.1, 5.6 раздела III в целях осуществления своих полномочий Инспекция имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, юридических лиц и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в установленной сфере деятельности, проводить мониторинг и анализ его результатов в установленной сфере деятельности.
Как указывает Мосжилинспекция, в связи с поступившими обращениями жителей дома на образовавшуюся задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги Мосжилинспекцией в пределах своих полномочий в адрес ТСН "Дружный дом" были направлены запросы о предоставлении необходимой информации. Однако, соответствующие документы и информация ТСН "Дружный дом" представлены не были, что является нарушением установленных требований.
Порядок проведения внеплановой проверки регламентирован статьей 10 Закона N 294-ФЗ. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В силу пункта 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ несоблюдение органом надзора (контроля) требования части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ в части срока уведомления о проведении проверки является грубым нарушением порядка проведения проверок, влекущим недействительность результатов такой проверки.
Однако в соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей особенности организации и проведения плановых и внеплановых проверок в силу части 3 статьи 20 ЖК РФ, внеплановая проверка по указанным в части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 294-ФЗ заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Вместе с тем, невыполнение указанных требований в силу статьи 20 Закона N 294-ФЗ не является грубым нарушением, влекущим недействительность результатов проверки.
С учетом изложенного вывод суда о недействительности предписания по тому основанию, что распоряжение о проведении проверки до сведения законного представителя ТСН не доводилось, не объявлялось и не вручалось, неправомерен.
Коллегия судей также признает ошибочным вывод суда о то, что предписание является незаконным по тому основанию, что указанный в распоряжении на проведении проверки предмет проверки не соответствует основанию проверки (обращению собственника). Коллегия судей отмечает, что указанные в распоряжении предмет проверки и основание для проведения проверки соответствуют указанным с части 4 и части 4.2 статьи 20 ЖК РФ.
При этом, коллегия судей соглашается с выводами суда о незаконности вынесенного предписания в силу следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, выдача предписания является мерой, принимаемой должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.
В рассматриваемом случае Мосжилинспекцией не представлено доказательств нарушения ТСН "Дружный дом" обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, которые бы были выявлены в ходе проведения внеплановой проверки.
Запрос о предоставлении необходимой информации, касающейся начисления платы по обращению Примизенкина Б.В. от 18.06.2019 N ГР-11-3737/19, на который имеется ссылка в акте, датирован 24.06.2019, то есть до вынесения распоряжения о проведении проверки (25.06.2019), при этом доказательств направления данного запроса в материалы дела не представлено.
В рамках проведенной проверки никакие запросы в адрес ТСН не направлялись, никакие иные процессуальные действия не совершались. Доказательств обратного суду не представлено. Продолжительность проверки согласно акту от 24.07.2019 составляла 15 минут.
Таким образом, основания для вывода о том, что ТСН "Дружный дом" допустило нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, у Инспекции отсутствовали.
При отсутствии фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, оснований для принятия мер - выдачи предписания об устранении нарушения, у Инспекции не имелось.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что оспариваемое предписание от 24.07.2019 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя коллегия судей признает правомерным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2020 по делу N А40-42400/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.