г. Челябинск |
|
30 декабря 2020 г. |
Дело N А34-7265/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 07.10.2020 по делу N А34-7265/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Курганские теплоэнергетические системы" - Федотова Л.Ю. (доверенность от 27.04.2020, диплом),
Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области Федянина Е.В. (диплом, доверенность от 20.08.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Курганские теплоэнергетические системы" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными решений Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент), оформленных письмами от 28.04.2020 N 01/1292, от 30.04.2020 N 04/1317, от 14.05.2020 N01/1485, от 1.06.2020 N 04/1740, об отсутствии оснований для принятия к рассмотрению заявлений общества с ограниченной ответственностью "Курганские теплоэнергетические системы" (далее - ООО "КТЭС") об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду для потребителей ООО "Курганские теплоэнергетические системы" на периоды регулирования 2020, 2021-2023 годы. Заявитель просит признать незаконным бездействие Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, выразившееся в не открытии дел по установлению тарифов по заявлениям ООО "Курганские теплоэнергетические системы" от 20.04.2020 N 5, от 27.04.2020 N 10, от 30.04.2020 N 12, от 30.04.2020 N 13. Также, заявитель просит обязать Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области: рассмотреть дела по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду для потребителей ООО "Курганские теплоэнергетические системы" на период регулирования 2020 год; открыть и рассмотреть дела по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду для потребителей ООО "Курганские теплоэнергетические системы" на период регулирования 2021-2023 годы по указанным заявлениям.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 07.10.2020 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом Департамент (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловал его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что судом неверно интерпретировано содержание писем Департамента, которые по своей сути не являются решением об отказе в рассмотрении заявления ООО "КТЭС". Кроме того, обращение ООО "КТЭС" не соответствуют нормативным требованиям.
Полагает, что бездействия со стороны Департамента не было, так как несмотря на то, что обращения ООО "КТЭС" не соответствовали требованиям пункта 15 Правил регулирования цен в сфере теплоснабжения и пункта 16 Правил регулирования цен в сфере водоснабжения на все обращения ООО "КТЭС" даны соответствующие письменные ответы. В ответах на обращения сообщалось о подготовке и направлении в адрес Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) предложений о введении ООО "КТЭС" в реестр субъектов естественных монополий.
Указывает на то, что регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий относится к полномочиям ФАС России. Именно ФАС России решает, будет ли в отношении хозяйствующего субъекта применяться ценовое регулирование, а орган исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов определяет форму ценового регулирования, выраженную в установленном тарифе.
В адрес суда от ООО "КТЭС" поступил отзыв на апелляционную жалобу. Судом на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, представитель заявителя - возражения на неё.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением от 07.11.2019 (т. 1, л.д. 42) публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (единственный учредитель) учредило общество с ограниченной ответственностью "Курганские теплоэнергетические системы" (ООО "КТЭС"), передав в уставный капитал общества недвижимое имущество и оборудование, необходимое для осуществления хозяйственной деятельности по горячему водоснабжению и теплоснабжению, в частности, здания котельных, теплотрассы, комплексы теплоснабжения, здания тепловых пунктов, трубопроводы горячего водоснабжения и т.п. (т. 1, л.д. 42-157).
13.11.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании общества, основным видом деятельности общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха; одним из дополнительных видов деятельности - торговля паром и горячей водой (тепловой энергией) (т. 1, л.д. 158).
20.04.2020 общество обратилось в Департамент с заявлением N 5 об открытии дела по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2020 год для потребителей общества на территории г. Курган с приложением обосновывающих материалов (вх. N Департамента 110Т от 20.04.2020, т. 1, л.д. 12).
27.04.2020 общество обратилось в Департамент с заявлением N 10 об утверждении производственной программы, установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей общества в г. Курган на 2020 год с приложением обосновывающих материалов (вх. N Департамента 130Т от 28.04.2020, т. 1, л.д. 13).
30.04.2020 общество обратилось в Департамент с заявлением N 12 об открытии дела по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2021-2023 годы методом индексации установленных тарифов для потребителей общества на территории г. Курган с приложением обосновывающих материалов (вх. N Департамента 210Т от 30.04.2020, т. 1, л.д. 14).
30.04.2020 общество обратилось в Департамент с заявлением N 13 об утверждении производственной программы, установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей общества в г. Курган на 2021-2023 годы с приложением обосновывающих материалов (вх. N Департамента 212Т от 30.04.2020, т. 1, л.д. 15).
Департамент письмами от 28.04.2020 N 01/1292, от 30.04.2020 N04/1317, от 14.05.2020 N 01/1485, от 01.06.2020 N 04/1740 сообщил заявителю об отсутствии у общества оснований для обращения с указанными заявлениями и об отсутствии оснований у Департамента для рассмотрения названных заявлений общества по причине отсутствия сведений о введении в отношении общества государственного регулирования деятельности уполномоченным органом как субъекта естественной монополии.
Не согласившись с указанными решениями Департамента, а также с бездействием Департамента, выразившимся в не открытии дел по установлению тарифов по данным заявлениям общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установление спорных тарифов уполномоченным органом - Департаментом путем открытия и рассмотрения им тарифных дел не поставлено Законом в зависимость от введения государственного регулирования субъекта естественной монополии в порядке, предусмотренном Законом N 147-ФЗ. Департамент в данном случае обязан открыть и рассмотреть дела по установлению тарифов вне зависимости от введения в отношении общества государственного регулирования субъекта естественной монополии в порядке, установленном Законом N 147-ФЗ.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя отнесено к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, то есть к виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.
В силу пункта 4 части 1, части 3 статьи 8 Закона N 190-ФЗ регулированию подлежат, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 3, 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - "Основы ценообразования N 1075").
На основании части 3 статьи 7 Закона N 190-ФЗ полномочия по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, предоставлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Таким органом на территории Курганской области является Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (Положение о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, утвержденное Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N 149, т. 2, л.д. 33-43).
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования N 1075 регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", настоящим документом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
На основании пунктов 11, 25 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее Правила регулирования N 1075), установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования тарифов осуществляются органами регулирования в соответствии с регламентом. Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней тарифов определяется регламентом.
Приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент N 163).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относится, в том числе горячее водоснабжение.
Регулированию подлежит, в том числе, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N406).
В силу статьи 5 Закона N 416-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения наделены полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; по утверждению производственных программ и контролю за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; по выбору методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Таким органом на территории Курганской области является Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (Положение о Департаменте).
На основании части 1 статьи 33 Закона N 416-ФЗ государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила регулирования N406), тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной антимонопольной службой.
Приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э утвержден Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Регламент N 1154-э).
Из указанных норм права и обстоятельств дела суд обоснованно пришел к выводу о том, что хозяйственная деятельность по горячему водоснабжению в закрытой системе ГВС, по теплоснабжению (продажа тепловой энергии (мощности), которую намерено осуществлять общество, относится к регулируемому виду деятельности, то есть деятельности, осуществляемой на основании установленных уполномоченным органом регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию (мощность) и горячую воду. При этом, уполномоченным органом регулирования в рассматриваемом случае является Департамент.
В соответствии с пунктом 2 Регламента N 163 открытие дел об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе, по предложению регулируемой организации.
На основании пункта 3 Регламента N 163 регулируемая организация до 01 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
В силу пунктов 5, 6 Регламента N 163 предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования N 1075.
В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается следующая информация: а) сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении цен (тарифов) (наименование и реквизиты, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и коде причины постановки на учет (КПП)); б) основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования для установления цен (тарифов).
На основании пункта 11 Регламента N 163 основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов), установленных настоящим Регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 настоящего Регламента.
Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.
В силу пункта 20 Регламента N 163 решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 Правил регулирования N 1075.
По решению органа регулирования этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.
На основании пункта 12 Регламента N 163 открытие дела или отказ в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении цен (тарифов).
В дальнейшем, на основании пунктов 15, 18 Регламента N 163 орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), принимает решение об установлении цен (тарифов).
Аналогичные нормы содержит Регламент N 1154-э установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Так в соответствии с пунктом 2 Регламента N 1154-э установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов.
Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется, в том числе, по предложению регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 3 Регламента N 1154-э регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
В силу пунктов 5, 6 Регламента N 1154-э предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования N 406.
В заявлении об установлении тарифов указывается следующая информация: а) сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении тарифов (далее - заявитель); б) основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования тарифов для установления тарифов; в) метод регулирования тарифов, который регулируемая организация считает необходимым применить при регулировании тарифов на ее товары (работы, услуги).
На основании пункта 7 Регламента N 1154-э в случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования N 406, отказ в открытии дела не допускается.
В силу пункта 10 Регламента N 1154-э основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении тарифов, установленных настоящим Регламентом, и (или) представление в орган регулирования тарифов неполного объема документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования N 406, кроме случаев, указанных в пункте 18 настоящего Регламента.
Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.
Пункт 11 Регламента N 1154-э устанавливает, что открытие дела или отказ в открытии дела с возвратом представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 18 Регламента N 1154-э решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 19 Правил регулирования N 406.
По решению органа регулирования данный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.
В силу пункта 19 Регламента N 1154-э для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 01 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
В дальнейшем, в силу пунктов 15, 17 Регламента N 1154-э орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов, принимает решение об установлении тарифов.
Как следует из материалов дела, заявитель является регулируемой организацией, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось.
Также из материалов дела следует, и не оспорено Департаментом, что общество к заявлениям об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) приложило необходимые для открытия дела обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 16 Правил регулирования N 1075, сроки подачи предложений по установлению указанных тарифов (с учетом того, что в отношении заявителя ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов) заявителем не нарушены.
Кроме того, материалами дела подтверждено и не оспорено Департаментом, что общество к заявлениям об установлении тарифов на горячую воду приложило необходимые для открытия дела обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования N 406, сроки подачи предложений по установлению указанных тарифов (с учетом того, что в отношении заявителя ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов) заявителем также не нарушены.
Как указывалось выше, применительно к рассматриваемой ситуации, на основании пункта 11 Регламента N 163, пункта 10 Регламента N 1154-э основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов).
Таким образом, в рассматриваемом случае у Департамента не было законных оснований для принятия решения об отказе в рассмотрении указанных заявлений общества об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду.
Такое обстоятельство, как отсутствие в отношении заявителя введенного государственного регулирования в отношении субъекта естественной монополии в порядке, предусмотренном Законом N 147-ФЗ, Правилами регулирования N 1075, Регламентом N 163, Правилами регулирования N 406, Регламентом N 1154-э как основание для отказа в открытии и рассмотрении тарифного дела не предусмотрено.
Указанные Правила регулирования тарифов и Регламенты по установлению тарифов не предусматривают предоставление в составе обосновывающих материалов документов, подтверждающих введение в отношении заявителя государственного регулирования как субъекта естественной монополии в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
В соответствии со статьей 3 Закона N 147-ФЗ субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу статьи 4 Закона N 147-ФЗ услуги по передаче тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Из указанного следует, что заявитель, подавая предложения об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, намерен заниматься естественно монопольными видами деятельности.
Вместе с тем, как указано в статье 6 Закона N 147-ФЗ, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами (в данном случае в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Таким образом, в рассматриваемом случае, государственное регулирование в отношении общества (заявителя), намеренного осуществлять естественно монопольные виды деятельности, заключается в том числе, в виде установления цен (тарифов) на указанные виды деятельности уполномоченным органом исполнительной власти субъекта (Департаментом).
В соответствии со статьей 21 Закона N 147-ФЗ орган регулирования естественной монополии утверждает перечень документов, представляемых для принятия решения по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и порядок рассмотрения таких документов.
Приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э утверждены Порядок рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий; Перечень документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
В силу пункта 6 данного Порядка принятие решения о введении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий является основанием для принятия одного из следующих решений: о включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий; об исключении хозяйствующего субъекта из реестра субъектов естественных монополий.
На основании пункта 27 данного Порядка в ходе рассмотрения документов, представленных для принятия решения о введении регулирования деятельности хозяйствующего субъекта, определяется: наличие в собственности или на иных законных основаниях имущества, предназначенного для производства товаров (оказания услуг) в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях; фактическое осуществление хозяйствующим субъектом деятельности на соответствующем товарном рынке в условиях естественной монополии. При этом проводится анализ деятельности хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.
В состав документов, представляемых для принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественных монополий, входят в том числе, документы, подтверждающие фактическое осуществление хозяйствующим субъектом регулируемого вида деятельности в условиях естественной монополии (договор об оказании услуг, соглашение о намерениях заключить такой договор и др.) (приложение N 1 к Приказу ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э, пункт 12).
Как указывалось выше, заявитель намерен осуществлять регулируемые виды деятельности: по теплоснабжению и горячему водоснабжению, которые могут осуществляться только при наличии установленных уполномоченным органом цен (тарифов) на указанные виды деятельности. Осуществление таких видов деятельности без установления соответствующих тарифов будет являться нарушением законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), а также законодательства о естественных монополиях.
Из изложенного следует, что в отношении рассматриваемых видов регулируемой деятельности (теплоснабжения и горячего водоснабжения) для принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественных монополий необходимо фактическое осуществление заявителем данных видов деятельности, которые он может законно осуществлять только при условии установления соответствующих тарифов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации установление спорных тарифов уполномоченным органом - Департаментом путем открытия и рассмотрения им тарифных дел не поставлена Законом в зависимость от введения государственного регулирования субъекта естественной монополии в порядке, предусмотренном Законом N 147-ФЗ.
Департамент в данном случае обязан открыть и рассмотреть дела по установлению тарифов вне зависимости от введения в отношении общества государственного регулирования субъекта естественной монополии в порядке, установленном Законом N 147-ФЗ.
В связи с этим, решения Департамента, оформленные письмами от 28.04.2020 N 01/1292, от 30.04.2020 N 04/1317, от 14.05.2020 N 01/1485, от 1.06.2020 N 04/1740, об отсутствии оснований для принятия к рассмотрению заявлений общества об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду для потребителей общества на периоды регулирования 2020, 2021-2023 годы, правомерно признаны незаконными.
ООО "КТЭС" является организацией, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), в связи с чем законодательно предусмотренные основания для отказа в рассмотрении представленных им предложений об установлении цен (тарифов) отсутствуют.
Ссылки Департамента в письмах от 28.04.2020 N 01/1292, от 30.04.2020 N 01/1317, от 14.05.2020 N 01/1485 и от 01.06.2020 N 04/1740 на необходимость установления государственного регулирования ООО "КТЭС" в качестве естественной монополии не препятствуют установлению тарифа, не приостанавливают и не продлевают сроки рассмотрения заявлений об установлении тарифов.
Таким образом, Департаментом допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении предусмотренных Регламентами и Правилами регулирования тарифов обязанностей.
Довод подателя апелляционной жалобы о неверной интерпретации судом содержания писем Департамента, которые по своей сути не являются решением об отказе в рассмотрении заявления ООО "КТЭС". Кроме того, обращение ООО "КТЭС" не соответствуют нормативным требованиям, судебной коллегией рассмотрен и отклонен.
Поскольку заявления общества об установлении тарифов соответствовали всем требованиям названных нормативных актов, любое их непринятие является решением органа регулирования об отказе в рассмотрении. Факт невозврата Департаментом представленных Обществом документов в данном случае не свидетельствует о том, что решение об отказе регулятором принято не было.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.10.2020 по делу N А34-7265/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.