город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2020 г. |
дело N А32-13928/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ООО "Тамерлан": посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Ионов А.В. по доверенности от 27.12.2019, паспорт;
от Новороссийской таможни: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Зубко А.О. по доверенности от 14.01.2020, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2020 по делу N А32-13928/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан"
к Новороссийской таможне
о признании незаконным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товар,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тамерлан" (далее - ООО "Тамерлан", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене решения Новороссийской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товар N 10317120/231019/0071362 от 23.10.2019.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2020 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Новороссийской таможни от 08.01.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товар.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Тамерлан" требований.
В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган ссылается на то, декларантом представлена копия экспортной декларации без перевода, что затрудняет соотнесение сведений, содержащихся в данном документе со сведениями, заявленными при декларировании товаров, таким образом, сведения о стоимости ввозимого товара в стране отправления не подтверждены документально в полном объеме. Представленная экспортная декларация не содержит штампа отправителя товара, не содержит каких-либо отметок таможенной службы, иных отметок, подтверждающих законность иностранного документа. Прайс-лист продавца товаров либо его коммерческое предложение не представлены, в связи с чем не подтверждены сведения о соответствии цены сделки ценам производителя. По запросу таможенного органа также не представлены бухгалтерские документы об оприходовании/реализации товаров, в связи с этим не представляется возможным сопоставить сведения о заявленной таможенной стоимости с данными об оприходовании товаров, ввезенных по рассматриваемому внешнеторговому контракту. Кроме того, у декларанта были запрошены качественные характеристики товара, а также документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование. Обществом в числе документов представлено Техническое описание товара, но не указано, как данные параметры влияют на стоимость товара, таким образом, невозможно осуществить контроль ценообразующих факторов, влияющих на стоимость сделки. В предоставленной ведомости банковского контроля в разделе V (итоговые данные расчетов по контракту) платежи уменьшающие обязательства резидента перед нерезидентом на сумму 67 823,70 долл. США. Однако поясняющие/подтверждающие документы, изменяющие суммы обязательств резидента перед нерезидентом по контракту (кредитному договору), включая возврат резидентом раннее полученных товаров не предоставлены. Для определения таможенной стоимости товаров применяется резервный метод определения таможенной стоимости товаров. В ходе контроля таможенной стоимости товаров не были устранены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, а также выявлены обстоятельства, не позволяющие применить в отношении товаров выбранный декларантом метод определения таможенной стоимости.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно ДТ N 10317120/231019/0071362 от 23.10.2019 г. на таможенную территорию РФ в рамках исполнения контракта от 19.10.2017 г. N 19/10/2017 был ввезен товар (мандарины, апельсины и грейпфруты), таможенная стоимость определена по 1 методу (на основании стоимости сделки), в связи с чем в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларантом были предоставлены документы и сведения, необходимые для таможенного оформления товара: контракт N 19/10/17, спецификация N 112 от 12.10.2019 г., прайс-лист от 10.10.2019 г., коммерческий инвойс N IHR2019000000573 от 18.10.2019 г., коносамент N AUR 0000588 и прочие.
В ходе проведенного контроля таможенной стоимости товара таможенным органом было принято решение о проведении дополнительной проверки и запрошены дополнительные документы у декларанта, выставлен размер обеспечения таможенных платежей.
Во исполнение решения таможенного органа декларантом 25.11.2019 г. были представлены по запросу таможни письменные пояснения и дополнительные документы.
В результате дополнительной проверки 08.01.2020 г. таможенный орган ошибочно и безосновательно принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10317120/231019/0071362 от 23.10.2019 г., указав, что заявленные обществом при декларировании товара сведения и представленные к таможенному оформлению документы могут являться недостоверными, либо должным образом не подтверждены.
Вместе с тем, доказательства недостоверности, либо не точности представленных декларантом документов и сведений при декларации товара, не обосновано и не подтверждено.
Изложенные обстоятельства послужили основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акт у и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На момент ввоза товара на таможенную территорию РФ и подачи в таможенный орган указанных ДТ подлежали применению нормы Приложения N 1 к Решению Комиссии Таможенного Союза N 376 от 20.09.2010 г. "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости" (далее - Порядок N 376).
Согласно п.1 Приложения N 1 к Решению Комиссии Таможенного Союза N 376 от 20.09.2010 г. "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости" (далее - Порядок N 376) при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы: учредительные документы покупателя ввозимых товаров; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Согласно пунктам 9-10 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а так же об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).
Из содержания пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18) следует, что признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Как указано в пункте 5 Постановления N 18, одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля.
Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
При сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, по смыслу пункта 4 статьи 69 Кодекса, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности (пункт 10 Постановления N 18).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 65 - 69 Кодекса решение о корректировке принимается таможенным органом в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты декларантом на данной стадии.
Случаи и порядок внесения изменений и дополнений в декларацию на товары установлены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, которым утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, разделом III которого регламентировано внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров (далее -Порядок внесения изменений и (или) дополнений, Порядок N 289). Раздел V Порядка N 289 регламентирует внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа.
В соответствии с пунктом 21 Порядка N 289, внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, по форме согласно приложению N 1.
В качестве решения может рассматриваться иное решение таможенного органа, принятое по результатам таможенного контроля, если такое решение содержит требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, сведения о регистрационном номере ДТ, перечень изменений (дополнений), вносимых в сведения, заявленные в ДТ, основания внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, срок представления в таможенный орган КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС (пункт 23 указанного Порядка N 289).
При рассмотрении дела, суд первой инстанции установил, что в ходе проверки сведений, заявленных в ДТ N 10317120/231019/0071362 от 23.10.2019 г. таможней были обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены. Основанием для вынесения таможенным органом решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, послужил вывод таможни о недостаточном документальном подтверждении заявленных сведений о таможенной стоимости товара и не устранение декларантом сомнений таможни в достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара.
Так, в ходе проверки документов и сведений, представленных к ДТ N декларации на товар N 10317120/231019/0071362 от 23.10.2019 г., таможней выявлены риски недостоверного декларирования товара, в том числе выявлена более низкая цена декларируемого товара по сравнению с ценой на однородные товары.
Проверив обоснованность доводов таможни, суд пришел к выводу, что они не опровергают достоверность заявленной декларантом таможенной стоимости, которая была надлежащим образом документально подтверждена.
Документы, представленные заявителем при подаче таможенной декларации N 10317120/231019/0071362 от 23.10.2019 г., достаточны для подтверждения стоимости сделки и применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), предусмотренного статьей 39 ТК ЕАЭС.
Так, с декларацией и дополнительно были представлены: контракт N 19/10/17, паспорт сделки, спецификация N 112 от 12.10.2019 г., прайс-лист от 10.10.2019 г., коммерческий инвойс N IHR2019000000573 от 18.10.2019 г., коносамент N AUR 0000588, экспортная декларация 19550100ЕХ014819 от 19.10.2019 г., прайс-лист, описание качественных характеристик товара, коносамент AUR000588 с отметкой об оплате фрахта, письмо N 301112019-от 10.10.2019 г., ВБК, платежные поручения NN 69, 65, 66, пояснительное письмо N 24112019-2, кредит нота N 112\3, претензия от 31.10.2019 г., учредительные и др. документы, а так же дополнительные пояснения по запрошенной дополнительной информации.
Судом установлено, что обществом представлен прайс-лист от продавца в соответствии с условиями контракта N 19/10/17 в том виде, который представлен непосредственно иностранным контрагентом. Указанная в прайс-листе ценовая информация полностью корреспондируется со сведениями, содержащимися в других документах по рассматриваемой поставке.
Согласно приложению N 1 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, публичная оферта не входит в перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, ее предоставление не является обязательным и не регламентировано законом. Порядок составления прайс-листа законодательством Российской Федерации или международными актами не определен и может быть составлен в любой форме с содержанием любой информации.
Согласно материалам дела обществом таможне был представлен прайс-лист от продавца в соответствии с условиями контракта от 09.11.2018 N 1 в том виде, который был им получен непосредственно от иностранного контрагента. Указанная в прайс-листе ценовая информация полностью соотноситься со сведениями, содержащимися в других документах по рассматриваемой поставке.
В соответствии с пунктом 10 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза", в качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие, что лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" указано, что непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Суд отклонил доводы таможни о том, что отсутствуют документы позволяющие определить параметры товара, влияющие на его стоимость.
Из представленных в дело доказательств и сведений, содержащихся в документах (контракт от 19.10.2017 N 19/10/2017, спецификация N 112 от 12.10.2019 г., прайс-лист от 10.10.2019 г., коммерческий инвойс N IHR2019000000573 от 18.10.2019 г., коносамент NАШ 0000588) представленных в подтверждение исполнения сделки, усматривается, что документы ООО "Тамерлан" выражают содержание и условия заключенной сделки, являются взаимосвязанными, имеют соответствующие ссылки, описание и подписаны сторонами, содержат все необходимые сведения о наименовании товара, его количестве и стоимости.
В этой связи указанная обществом в графах 22, 42 спорной декларации стоимость товаров совпадает с ценой, указанной в коммерческих документах, и, как следствие, с ценой, фактически уплаченной продавцу.
Сторонами контракта были согласованы, все существенные условия относительно цены, количества, ассортимента товара, условий его поставки, оплаты на спорную поставку товара.
Описание товара, в указанных документах соответствует воле сторон и позволяет идентифицировать товар, а сведения в данных документах позволяют с достоверностью установить его цену (общая стоимость 15700 долларов США). Исполнение обязательств по контракту сторонами осуществлено в соответствии с условиями контракта.
Факт перемещения, указанного в ДТ товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней, не оспаривается. Доказательств наличия каких- либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.
В связи с выявлением факта недостачи и порчи (на сумму 1288,75 долларов США) 31.10.2019 г. ООО "Тамерлан" в адрес поставщика была направлена претензия. С указанной претензией поставщик согласился, что подтверждается кредит нотой N 112/3 от 31.10.2019 г. Сумма, подлежащая уплате с учетом претензии, составила 14677,09 долларов США.
Оплата товара подтверждена платежным поручением N 65 от 14.11.2019 г. на сумму 14677,09 долларов США.
Документы, представленные декларантом в таможенный орган, содержат достоверные и достаточные сведения, подтверждающие заявленную декларантом таможенную стоимость ввезенного товара. Следовательно, оснований сомневаться в условиях поставки товара и в особенностях, составляющих его стоимость, у таможенного органа не было.
Таможенный орган, осуществляя возложенную на него законом функцию, имел возможность проверить правильность исчисления таможенных платежей, на основе представленных декларантом документов и сведений.
Предоставленные в таможенный орган документы свидетельствуют об исполнении перед продавцом по контракту принятых покупателем обязательств и отсутствие каких-либо замечаний по их исполнению со стороны продавца товара по вышеуказанному контракту. Противоречий между документами таможней не выявлено и суду не доказано.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что названные обстоятельства в совокупности с недоказанностью таможенным органом оснований для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости свидетельствуют о противоречии оспариваемого решения закону и о нарушении этим решением прав и законных интересов декларанта.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2020 по делу N А32-13928/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.