г. Москва |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А40-48256/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: Е.В. Пронниковой, С.Л. Захарова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Фрукт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2020 по делу N А40-48256/20
по заявлению ООО "Фрукт" (ИНН 7727344952)
к ИФНС России N 27 по г. Москве (ИНН 7727092173),
третье лицо: УФНС России по г.Москве (ИНН 7710474590),
о признании незаконными действий, обязании,
при участии: от заявителя: Светличный С.Н. (ген.дир приказом N 1 от 28.04.2018); Слепокуров С.С. по дов. от 18.10.2020; от заинтересованного лица: Кабанов С.Г. по дов. от 14.01.2020; от третьего лица: Сафонова М.В. по дов. от 03.07.2020;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фрукт" (далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России N 27 по г. Москве (далее также - инспекция), об обязании инспекцию в 10-дневный срок принять решение о возврате излишне уплаченных сумм НДС за 2 квартал 2018 в сумме 32 094 200 руб. и за 3 квартал 2018 в сумме 67 481 960 руб. и до истечения указанного срока направить поручение на возврат указанных сумм с начисленными на них процентами, согласно ст. 176 НК РФ, в размере 8 465 395 руб., в территориальный орган федерального казначейства для осуществления возврата.
Решением суда от 08.10.2020 заявление общества о признании незаконным бездействия инспекции оставлено без рассмотрения, в остальной части - без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзывах на апелляционную жалобу инспекция и УФНС России по г.Москве с доводами апелляционной жалобы не согласились, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представители инспекции и УФНС России по г.Москве поддержали обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Инспекцией, по результатам проведенных контрольных мероприятий в отношении общества по налоговым декларациям (представленным 25.07.2018 и 25.10.2018) по НДС за 2 и 3 кварталы 2018 года, инспекцией составлены акты камеральных налоговых проверок N 24-14/66597 от 08.11.2018 и N 24-14/70390 от 08.02.2019.
Как следует из вышеуказанных актов, основным видом экономической деятельности организации является оптовая торговля фруктами и овощами.
Фрукты импортируются из Республики Молдова и проходят процедуру растаможивания и фитосанитарный контроль, при этом происходит оплата таможенных пошлин и НДС, предъявленных при декларировании товаров.
Налоговый вычет во 2 и 3 квартале 2018 г. сложился за счет увеличения таможенной стоимости при растаможивании импортного товара (КТС).
Возмещение по НДС возникло в связи с тем, что цена товара при продаже спорным контрагентам - покупателям была ниже стоимости товара указанной при ввозе в таможенных декларациях, а также ниже средних рыночных цен на продажу идентичных товаров на внутреннем рынке и цен на ввоз товара из-за границы, что подтверждается информацией таможенных органов и данных о среднерыночных ценах на реализацию фруктов и овощей.
Инспекция ссылается, что покупателем товара являются организации, которые не могут реально осуществлять деятельность, т.к. отсутствуют необходимые условия для ведения финансово-хозяйственной деятельности организаций, а именно в силу отсутствия управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьей 31 Кодекса налоговым органам предоставлено право проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Пунктом 2 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ.
Согласно статье 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок.
В соответствии со статьей 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.
Пунктом 2 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, в течение 10 дней после окончания такой налоговой проверки составляется акт камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ).
Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю (пункт 5 статьи 100 Кодекса).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), дополнительных мероприятий налогового контроля.
Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.
Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.
Причем, порядок исчисления сроков установлено статьей 6.1 НК РФ.
Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика для вручения Актов налоговых проверок за 2 и 3 кварталы 2018 на 27.05.2019, исх. N 24-12/039679 и N 24-12/039680 от 24.04.2019 направлены заказными письмами с уведомлением о вручении - 14.05.2019 (согласно почтовой отметки). По состоянию на 27.05.2019 налогоплательщик для вручения Актов налоговых проверок не явился.
07.06.2019 Акты налоговых проверок за 2 и 3 кварталы 2018 направлены в адрес налогоплательщика заказными письмами с идентификационными номерами: 11799735532189, 11799735532202 (трек-номер). Акт камеральной проверки за 2 квартал 2018 получен адресатом 17.06.2019. (трек-номер N 11799735532189);
Акт камеральной проверки за 3 квартал 2018 хранится в отделении до 22.07.2019 г. (трек-номер N 11799735532202).
По состоянию на 20.11.2019 Инспекцией рассмотрены возражения налогоплательщика, полученные 15.07.2019 (вх. N 071286), в отсутствие лица (представителей), о чем составлены протоколы N 24-14/66597 (2 квартал 2018) и N24-14/70390 (3 квартал 2018) от 24.07.2019.
По результатам рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок Инспекцией 31.07.2019 приняты Решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки N 24-14/228 за 2 квартал 2018 и 24-14/229 за 3 квартал 2018, а 30.08.2019 приняты Решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля N 24-14/232 за 2 квартал 2018 г. и N 24-14/233 за 3 квартал 2018 сроком на 1 месяц. Указанные Решения направлены налогоплательщику заказными письмами с идентификационным номером: 11741839014689.
Инспекцией сформированы Дополнения к Актам налоговых проверок N 24-14/243 от 18.10.2019 (2 квартал 2018 г.), N 24-14/244 от 18.10.2019 (3 квартал 2018), а также Извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки от 18.10.2019 N 24-14/243/1 (2 квартал 2018), от 18.10.2019 N 24-14/244/1 - вручены генеральному директору Светличному С.Н. лично 20.12.2019.
23.12.2019 в адрес налогоплательщика направлено уведомление N 8511 о вызове налогоплательщика в налоговый орган с целью ознакомления с материалами налоговых проверок, о чем составлены Протоколы ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля от 26.12.2019 N 24-14/4 (2 квартал 2018), от 26.12.2019 N 24-14/5 (3 квартал 2018). Лицо, в отношении которого проведена налоговая проверка (его представитель), от получения протокола ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля отказался, о чем сделана отметка в протоколах и направлено почтой заказными письмами с идентификационными номерами: 11741842032618, 11741842032625 (трек-номер).
25.12.2019 налогоплательщиком предоставлены письменные возражения (вх. N 136560).
22.01.2019 Извещениями о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки N 24-14/243/2 (2 квартал 2018) и N 24-14/168/2 (3 квартал 2018) перенесено рассмотрение материалов проверки на 23.01.2020.
23.01.2020 состоялось рассмотрение материалов, в присутствии представителей налогоплательщика, а именно: Светличный С.Н., генеральный директор, Боброва Л.В. (по доверенности N б/н от 23.01.2020), Слепокуров С.С. (по доверенности N б/н от 23.01.2020), о чем налоговым органом составлены протоколы N 24-14/243 от 23.01.2020 (2 квартал 2018) и N24-14/244 от 23.01.2020 (3 квартал 2018)
Приказом Управления ФНС России по г. Москве (далее Управление) от 09.02.2018 N 32 ДСП утвержден Порядок взаимодействия и территориальных налоговых органов г. Москвы при проведении камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на добавленную стоимость, в которых заявлено право на возмещение налога - далее Порядок).
В соответствии с п 2.9 Порядка, Инспекцией направляются на согласование в отдел камерального контроля Управления проекты документов (решений).
В соответствии с п. 2.10 Порядка, проекты документов, указанные в пункте 2.9 настоящего Порядка и направленные Инспекцией на согласование в Управление, подлежат рассмотрению отделом камерального контроля и согласованию заместителем руководителя Управления, координирующем деятельность отдела камерального контроля.
По результатам рассмотрения проектов документов, указанных в пункте 2.9 настоящего Порядка, в Инспекцию направляется сообщение о согласовании (об отказе в согласовании) проектов документов, подготовленных Инспекцией по результатам проведения камеральных налоговых проверок налоговых декларации по налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьями 101, 176, 176.1 Кодекса (далее-Сообщение) по форме согласно приложению N 2 к Регламенту. Указанное Сообщение подписывается заместителем руководителя Управления, координирующим деятельность отдела камерального контроля Управления.
В целях исполнения п. 2.10 Порядка, Инспекцией направлены проект Решения об отказе в привлечении за совершение налогового правонарушения и проект Решения об отказе в возмещении частично сумм налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 г., а также проект Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и проект Решения об отказе в возмещении полностью сумм налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2018 г.
В судебном заседании ответчиком представлено уведомление N 24-12/5591 от 06.10.2020 г. о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), о вызове заявителя 26.10.2020 в 11-00 для дачи пояснений по адресу: 117418, г.Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 58, корп. 1.
Кроме того, заявителем в материалы дела представлено решение N 24-14/10 от 05.11.2018 г. о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, принятое по итогам камеральной налоговой проверки, проведенной в период с 25.07.2018 г. по 25.10.2018 г. на основе налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение НДС в сумме 32094200 руб., представленной за 2 квартал 2018 г. 25.07.2018 г. Указанным решением применение налоговых вычетов в сумме 39161997 руб. признано обоснованным, установлено занижение налоговой базы в сумме 31772701 руб., возмещен НДС в сумме 321499 руб. Заявитель каким-либо образом несогласие с указанным решением до настоящего времени не выразил, ни в досудебном, ни в судебном порядке.
Таким образом, на основании изложенного, Инспекция действует в соответствии с правовыми нормами налогового законодательства, с соблюдением прав и интересов налогоплательщика.
Ответчиком заявлено устное ходатайство в порядке п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ об оставлении заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора в части требования о признании незаконным бездействия налогового органа.
В нарушение п. 2 ст. 138 НК РФ заявителем на момент обращения с заявлением в суд не подана жалоба на обжалуемое бездействие в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по г.Москве. Иная переписка с госорганами, на которую ссылается заявитель, соблюдением досудебного порядка не является, судом в качестве доказательства соблюдения досудебного порядка не может быть принята.
Довод Заявителя о содержании в судебном акте ссылки на п. 5 ст. 101.2 НК РФ не имеет существенного значения, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Кодексом.
При рассмотрении настоящего дела судом всесторонне и объективно изучены фактические обстоятельства дела, исследованы все имеющиеся в материалах дела доказательства.
Все приведенные обществом в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка с учетом установленных фактических обстоятельств настоящего дела и с соблюдением требований процессуального законодательства.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом неправильно применены нормы материального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушены требования процессуального законодательства.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговый орган исполнил процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования общества удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2020 по делу N А40-48256/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.