г. Санкт-Петербург |
|
30 декабря 2020 г. |
Дело N А42-1746/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от заинтересованного лица: не явились, извещены
от третьего лица: Транкова М.Н. - доверенность от 17.06.2020 (онлайн-заседание)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21000/2020) акционерного общества "Управление отходами" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.06.2020 по делу N А42-1746/2020 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
третье лицо: Акционерное общество "Управление отходами"
об оспаривании предписания от 24.12.2019 N 1253/67
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом" (далее - Общество, ООО "МУЖСК") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - Инспекция, ГЖИ Мурманской области) от 24.12.2019 N 1253/67 в части возложения на Общество обязанности очистить контейнерную площадку в районе многоквартирного дома N 61 по улице Шабалина города Мурманска от наличия боя бетона, кусков бетона, лома кирпичей, полипропиленовых мешков с мелкой фракцией строительного мусора.
Определением суда от 13.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами").
Решением суда от 19.06.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены; суд первой инстанции признал недействительным как несоответствующее Правилам обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённым Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N170, предписание Инспекции от 24.12.2019 N 1253/67 в части обязания очистить контейнерную площадку в районе многоквартирного дома N 61 по улице Шабалина города Мурманска от боя и кусков бетона, лома кирпичей, полипропиленовых мешков с мелкой фракцией строительного мусора и обязал Инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов ООО "МУЖСК".
В апелляционной жалобе АО "Управление отходами" просит решение суда первой инстанции от 19.06.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Податель жалобы ссылается на то, что поскольку отходы, возникшие в результате капитального ремонта жилых помещений и складированные в районе контейнерной площадки в районе многоквартирного дома N 61 по улице Шабалина города Мурманска (бой бетона, куски бетона, лом кирпича) не относятся к твердым коммунальным отходам, то у АО "Управление отходами" как регионального оператора отсутствует обязанность по вывозу данных отходов в рамках договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Податель жалобы также ссылается на то, что в силу пункта 4.13 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2019 N 397-ПП, региональный оператор не является правообладателем и лицом, ответственным за содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, на него не возложена обязанность обеспечения своевременной уборки таких площадок и непосредственно прилегающих к ним территорий.
В судебном заседании представитель АО "Управление отходами" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы. ООО "МУЖСК" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы третьего лица отклонены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением жителя многоквартирного дома по адресу: город Мурманск, ул. Шабалина, д. 61 на предмет ненадлежащего (неудовлетворительного) санитарного состояния контейнерной площадки Инспекцией на основании распоряжения от 09.12.2019 N 2492 проведена внеплановая выездная проверка ООО "МУЖСК", осуществляющего управление многоквартирным домом по адресу: город Мурманск, ул. Шабалина, д. 61 на основании договора управления от 10.04.2019.
В ходе проверки выявлено, что контейнерная площадка по адресу: город Мурманск, ул. Шабалина, д. 61 захламлена строительным мусором (бой бетона, куски бетона площадью около 0,5 кв.м, толщиной около 5 см, лом кирпича) и автомобильной покрышкой; мелкие фракции строительного мусора упакованы в зеленые полиэтиленовые мешки; площадь захламления строительным мусором площадки накопления КГО составляет 6 кв.м, объем 3 куб.м
Одновременно Инспекцией также установлено, что строительные отходы и мусор с названной площадки не убирались и ранее, о чём сообщалось ответственным за обращение твёрдых коммунальных отходов на территории Мурманской области - АО "Управление отходами" в письмах в Инспекцию от 10.09.2019, 04.10.2019, 23.12.2019, 24.12.2019 с приложением актов и фототаблиц.
Вышеуказанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 24.12.2019 N 2461.
По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом как управляющей организацией требований части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённым Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правило N 170), пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 8.4, 4.1.13 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2019 N 397-ПП (далее - Порядок N397-ПП), в связи с чем выдала Обществу предписание от 24.12.2019 N 1253/67, которым Обществу предписано в срок до 28.02.2020 привести контейнерную площадку (секцию крупногабаритных отходов) по адресу: город Мурманск, ул. Шабалина, д. 61 в удовлетворительное санитарное состояние (очистить от наличия боя бетона, кусков бетона, лома кирпичей, полипропиленовых мешков с мелкой фракцией строительного мусора и автомобильных покрышек).
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы АО "Управление отходами" и отмены решения суда первой инстанции от 19.06.2020 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В развитие приведённых норм пунктом 3.7.1 Правил N 170 установлена обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать в числе прочего организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу пункта 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В силу пункта 3.7.15 Правил N 170 под крупногабаритными отходами понимаются: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п., которые должны собираться на специально отведённых площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, пункт 3.7.15 Правил N 170 и пункт 2 Правил N 1156 содержат лишь примерный перечень твёрдых коммунальных крупногабаритных отходов, то есть такой перечень не является закрытым, напротив, основным ориентиром для их квалификации является факт возникновения данных отходов вследствие жизнедеятельности человека, то есть применительно к настоящему делу - жильцов многоквартирного дома N 61 по улице Шабалина города Мурманска.
Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений крупногабаритные отходы, образующиеся в жилых помещениях спорного МКД в процессе потребления физическими лицами (в том числе отходы от проведения ремонта) подлежат размещению в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с Законом N 89-ФЗ с 01.01.2019 предоставление услуг по сбору, вывозу, транспортировке бытовых и крупногабаритных отходов (ТКО) выполняет АО "Управление отходами" (Мурманский филиал).
Соответственно, именно АО "Управление отходами" осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки по адресу: город Мурманск, ул. Шабалина, д. 61.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Инспекцией выявлено, что контейнерная площадка по указанному адресу захламлена мусором (бой бетона, куски бетона, лом кирпича, автомобильной покрышки); мелкие фракции строительного мусора упакованы в зеленые полиэтиленовые мешки.
Довод подателя жалобы о том, что на указанной контейнерной площадке размещены строительные отходы (отходы от строительства и капитального ремонта) документально не подтверждены, подателем жалобы не опровергнут тот факт, что данные отходы образовались в результате бытовой деятельности человека (жителей МКД).
В силу положений статей 161 и 162 ЖК РФ, пунктов 10 и 11 Правил N 491, пункта 3.7.1 Правил N 170 обязанность по содержанию и уборке контейнерной площадки возлагается на лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, в данном случае ООО "МУЖСК".
Между тем как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае спорные отходы на контейнерной площадке (секция крупногабаритных отходов) образовались ввиду того, что региональный оператор - АО "Управление отходами" по существу отказался обеспечивать сбор и последующее транспортирование отходов строительного характера, образуемых от жизнедеятельности жителей спорного МКД, о чём третье лицо неоднократно информировало Инспекцию в письмах от 10.09.2019, 04.10.2019, 23.12.2019, 24.12.2019.
Следовательно, как обоснованно указал суд первой инстанции, Инспекция была осведомлена о причинах выявленного захламления спорной контейнерной площадки, при этом из материалов дела не следует, что захламление контейнерной площадки связано с деятельностью Общества либо с ненадлежащим исполнением им обязанностей как управляющей организации.
При таких обстоятельствах, оснований для вынесения оспариваемого предписания от 24.12.2019 N 1253/67, которым Обществу предписано очистить контейнерную площадку по адресу: город Мурманск, ул. Шабалина, д. 61 от боя бетона, кусков бетона, лома кирпичей, полипропиленовых мешков с мелкой фракцией строительного мусора, у Инспекции не имелось.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал предписание ГЖС Мурманской области от 24.12.2019 N 1253/67 недействительным, как не соответствующее Правилам N 1156, Правилам N 170
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда от 19.06.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы АО "Управление отходами" не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежат отнесению на подателя жалобы.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46, третьему лицу надлежит возвратить из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 24.08.2020 N 5102.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19 июня 2020 года по делу N А42-1746/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Управление отходами" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Управление отходами" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 24.08.2020 N 5102.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.