Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф09-2007/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
30 декабря 2020 г. |
Дело N А50-15670/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ушаковой Э. А.,
судей Беляева К.П., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Муравьевой Е.С.,
в судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" присутствовал представитель ответчика: Пудовкин А.Ю., паспорт, по доверенности от 09.04.2019, представлен диплом;
от истца: Свечников К.Е., служебное удостоверение доверенность от 30.12.2019, диплом;
от третьих лиц: не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по первоначальному иску, акционерного общества "Тюменьагромаш",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 сентября 2020 года
по делу N А50-15670/2019
по иску администрации Пермского муниципального района
к акционерному обществу "Тюменьагромаш" (ОГРН 1027200777768, ИНН 7203090637)
третьи лица: Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, краевое государственное бюджетное учреждение "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края, Министерство транспорта Пермского края, Инспекция государственного строительного надзора Пермского края, Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми,
о сносе самовольной постройки,
по встречному иску акционерного общества "Тюменьагромаш" (ОГРН 1027200777768, ИНН 7203090637)
к администрации Пермского муниципального района
о признании права собственности на нежилое здание,
УСТАНОВИЛ:
администрация Пермского муниципального района (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к акционерному обществу "Тюменьагромаш" (далее - ответчик) о признании самовольной постройкой нежилое здание, площадью 1278,8 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3980009:7807, по адресу: Пермский край, Пермский район, Култаевское сельское поселение, д. Кичаново; обязании ответчика осуществить за свой счет снос самовольной постройки нежилого здания, площадью 1278,8 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3980009:7807, по адресу: Пермский край, Пермский район, Култаевское сельское поселение, д. Кичаново; просил указать, что в случае добровольного неисполнения ответчиком решения суда в 30-дневный срок, администрация Пермского муниципального района имеет право самостоятельно снести указанную самовольную постройку с отнесением расходов по сносу на счет ответчика (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
В соответствии со ст. 132 АПК РФ АО "Тюменьагромаш" обратилось в арбитражный суд со встречным иском к администрации о признании права собственности на нежилое здание, площадью 1278,8 кв. м., расположенное на земельном участке, площадью 13296 кв. м. с кадастровым (условным) номером 59:32:3980009:7807, по адресу: Пермский край, Пермский район, Култаевское сельское поселение, деревня Кичаново.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, краевое государственное бюджетное учреждение "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края, Министерство транспорта Пермского края, Инспекция государственного строительного надзора Пермского края, Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.09.2020 первоначальный иск удовлетворен. Суд признал самовольной постройкой нежилое здание площадью 1278,8 кв. м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3980009:7807, по адресу: Пермский край, Пермский район, Култаевское сельское поселение, д. Кичаново; на АО "Тюменьагромаш" возложена обязанность осуществить за свой счет снос постройки нежилого здания, площадью 1278,8 кв.м., расположенной на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3980009:7807, по адресу: Пермский край, Пермский район, Култаевское сельское поселение, д. Кичаново. В случае добровольного неисполнения ответчиком решения суда в 30-дневный срок, администрации Пермского муниципального района представлено право самостоятельно снести указанную самовольную постройку с отнесением расходов по сносу на счет ответчика. В удовлетворении встречного иска отказано.
Ответчик с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит изменить, в удовлетворении иска Администрации отказать, встречные требования ответчика удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что на момент строительства нежилого здания и по настоящее время земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:472 и образованный из него земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:7807 не имел фактического статуса земли сельскохозяйственного назначения (пашни), поскольку прилегает к землям населенного пункта, представлял собой полузаболоченный участок, на который в целях осуществления строительства АО "Тюменьагромаш" был осуществлен дополнительный завоз грунта, что подтверждается фотоснимками земельного участка и прилегающей к нему территории.
Заявитель апелляционной жалобы пояснил, что генеральный план Култаевского сельского поселения был утвержден 06.02.2014 решением Совета Депутатов Култаевского сельского поселения за N 29, Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения были утверждены 09.06.2014 решением Совета Депутатов Култаевского сельского поселения за N 49, т.е. на момент их утверждения земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:472 относился к категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имел вид разрешенного использования: для размещения автомобильной станции технического обслуживания.
По мнению ответчика, материалами дела подтверждено, что нежилое здание, возведенное на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3980009:7807, не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Исходя из вышеизложенного ответчик делает вывод о том, что действующие Генеральный план и Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ были утверждены без учета сведений Единого государственного реестра недвижимости, прав и законных интересов правообладателей земельного участка, фактического, юридического статуса и физического состояния земельного участка. Считает, что Генеральный план Култаевского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения в силу ст. ч.2 ст. 13 АПК РФ не должны применяться судом в рассматриваемом деле.
Полагает, что ошибочное включение земельного участка с кадастровым номером 59:32:3980009:7807 в категорию земель сельскохозяйственного назначения подтверждается письмом Главы Администрации Пермского муниципального района Пермского края от 03.03.2020 N СЭД -2020-299-02-01-26вн-14, в котором указано, что на сегодняшний день подготовлен проект внесения изменений в генеральный план, получено сводное положительное заключение от Правительства Пермского края о согласовании Проекта от 03.02.2020 "СЭД-01-91-68, по данному Проекту проводится процедура публичных слушаний, окончательное решение будет принято Земским Собранием Пермского муниципального района при рассмотрении и утверждении Проекта с учетом публичных слушаний по Проекту, планируемый срок внесения проекта в Земское Собрание Пермского муниципального района - 2 квартал 2020 года, соответствующие изменения будут внесены в Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения в соответствии с генеральным планом, в котором будет установлена территориальная зона, позволяющая вести производственную деятельность. Указала, что письмом от 24.07.2020 N СЭД-2020-299-01-02-06 исх-208 Администрация Пермского муниципального района Пермского края уведомила АО "Тюменьагромаш" о переносе срока внесения изменений в Генеральный план в Земское Собрание Пермского муниципального района на 1 квартал 2021, а проекта изменений в правила землепользования и застройки на 2 квартал 2021 года.
Также ответчик отмечает, что ни Администрация Пермского муниципального района, ни Администрация Култаевского сельского поселения соответствующие сведения в орган регистрации прав не направили, сведения в ЕГРП не были внесены, соответственно АО "Тюменьагромаш", основываясь на достоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, не могло знать об отнесении земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения и связанных с этим ограничениями на возведение на земельном участке объектов недвижимости, однако, указанное обстоятельство судом первой инстанции не выяснялось.
Определением суда от 22.12.2020 произведена замена судьи Гуляевой Е.И. на судью Ушакову Э.А. на основании ст. 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение - без изменения.
До начала судебного разбирательства от Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому третье лицо полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю представило в суд апелляционный инстанции отзыв, в котором сообщило, что содержащиеся в ранее представленном отзыве от 30.01.2020 N 21562-2.2 сведения Единого государственного реестра недвижимости в настоящее время не изменены. В отзыве изложено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя Управления. Ходатайства судом апелляционной инстанции рассмотрены и удовлетворены.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, АО "Тюменьагромаш" является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:32:3980009:7807, площадью 13 296 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Култаевское сельское поселение, д. Кичаново, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 29.10.2018 (л. д. 28 т. 1).
Администрацией Пермского муниципального района, инспекцией государственного строительного надзора Пермского края на основании поступившего обращения министра транспорта Пермского края Уханова Н.Б. от 18.10.2018 по факту строительства объекта капитального строительства в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования регионального значения Пермского края "Пермь - Усть-Качка" на участке 21+820 (справа), в отсутствии разрешения на строительство, проведена проверка, по итогам которой установлено, что строительство объекта капитального строительства в придорожной полосе (полосе отвода), осуществляется на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3980009:7807, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для размещения автомобильной станции технического обслуживания, расположенного по адресу: Пермский край. Пермский район, Култаевское сельское поселение, д. Кичаново. Результаты проверки отражены в письме Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 13.02.2019 N И56-05-05.1/89.
Специалистами Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района от 29.03.2018 проведено обследование объекта капитального строительства, строящегося без разрешения на строительство, в результате которого установлено, что строительство на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3980009:7807 ведется без получения разрешения на строительство. Также при проверке выявлены признаки нарушения земельного законодательства, выражающиеся в использовании земельного участка не по целевому назначению, поскольку в соответствии с Генеральным Планом Култаевского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 N 29, данный участок расположен в функциональной зоне сельскохозяйственного назначения. Согласно Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденных решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 09.06.2014 N 53, данный участок расположен в территориальной зоне "СХ" - сельскохозяйственного использования.
Ссылаясь на то, что объект капитального строительства является самовольной постройкой, поскольку возведен с нарушением градостроительных, строительных норм и правил, в отсутствие разрешения на строительство, противоречит действующему Генеральному Плану Култаевского сельского поселения, а также Правилам землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, администрация Пермского муниципального района обратилась в суд с иском о признании вышеуказанных объектов самовольными постройками, возложении на ответчика обязанности снести данные объекты.
Ответчиком подано встречное исковое заявление о признании права собственности на самовольную постройку - нежилое здание, площадью 1278,8 кв. м., расположенное на земельном участке, площадью 13296 кв. м. с кадастровым (условным) номером 59:32:3980009:7807, по адресу: Пермский край, Пермский район, Култаевское сельское поселение, деревня Кичаново.
В обоснование встречных исковых требований АО "Тюменьагромаш" ссылается на то, что возведенное здание не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, возведено на земельном участке, принадлежащем ответчику на праве собственности.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, установив, что возведение ответчиком объекта - нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3980009:7807, относящемся к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения (пашня), расположенного в границах территорий сельскохозяйственных угодий, противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства, руководствуясь положениями ст. 222 ГК РФ, пришел к выводу об удовлетворении первоначальных исковых требований администрации и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований общества.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - подлежащей отклонению.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Для признания постройки самовольной достаточно наличия хотя бы одного из указанных признаков.
Согласно пункту 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вопросы безопасности возведенных строений и возможности их легализации определяются специальными законами, в частности, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также иными специальными нормативно-правовыми актами.
В части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения (пункт 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с Генеральным планом Култаевского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 N 29, земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:7807 расположен за границами населенных пунктов, относится к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения (пашня).
Согласно Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденных решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 09.06.2014 N 53, данный участок расположен в границах территорий сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п.п. 1,4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных Участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных Участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды Разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными бонами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1,6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление Градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Как правильно указал суд первой инстанции, размещение спорного объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3980009:7807, относящемся к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения (пашня), расположенного в границах территорий сельскохозяйственных угодий противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства.
Отклоняя ссылки ответчика на постановление администрации Пермского муниципального района от 16.10.2018 N 524 "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района в новой редакции", суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Положениями ч. 3 ст. 9, ч.ч. 9, 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В случае противоречий правил землепользования и застройки генеральному плану, первые признаются недействительными и подлежат отмене.
Уполномоченным органом по внесению изменений в Генеральный план, Правила землепользования и застройки на территории Култаевского сельского поселения является представительный орган местного самоуправления - Земское Собрание Пермского муниципального района.
Судом установлено, что в соответствии с Генеральным планом Култаевского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 N 29, земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:7807 расположен за границами населенных пунктов, относится к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения (пашня).
Какого-либо проекта внесения изменений в Генеральный план Култаевского сельского поселения, касающегося изменения функциональной зоны земельного участка с кадастровым номером 59:32:3980009:7807 с сельскохозяйственного назначения (пашня) на иной не имеется.
То обстоятельство, что в выписке из Единого государственного реестра недвижимости и в договоре купли-продажи содержатся сведения о разрешенном виде использования приобретенного обществом земельного участка, не является основанием для удовлетворения требований общества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:472 и образованный из него земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:7807 не имел фактического статуса земли сельскохозяйственного назначения (пашни), поскольку прилегает к землям населенного пункта, представлял собой полузаболоченный участок, на который в целях осуществления строительства АО "Тюменьагромаш" был осуществлен дополнительный завоз грунта, подлежат отклонению, поскольку противоречат обоснованным выводам суда первой инстанции, основанным на материалах дела, о том, что земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:7807 расположен за границами населенных пунктов и относится к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения (пашня).
Как указано выше, согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).
В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается.
Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ, в силу п. 3 ст. 1 которого одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Следовательно, использование земель сельхозназначения в иных целях, противоречит требованиям указанных норм.
Довод ответчика о планируемом дальнейшем изменении в генеральном плане Култаевского сельского поселения в части изменения территориальной зоны, в которой расположен спорный земельный участок, в отсутствие надлежащих доказательств об изменении функциональной зоны земельного участка с кадастровым номером 59:32:3980009:7807 с сельскохозяйственного назначения (пашня) на иной, не имеют правого значения.
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела нашло подтверждение использование ответчиком земельного участка сельскохозяйственного назначения в целях строительств объекта капитального строительства, в целях прямо противоречащих использованию земельного участка категории сельскохозяйственного назначения.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что спорный объект соответствует требованиям строительных норм и правил, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, не принимается судом апелляционной инстанции, так как данные обстоятельства не являются достаточным основанием для удовлетворения исковых требований с учетом следующего.
В п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, суд апелляционной инстанции установил, что истец по встречному иску не предпринимал все зависящие от него меры для получения разрешительной документации как до начала строительства, так и в период проведения работ. Истцом не представлено доказательств наличия объективных причин невозможности получения разрешения на строительство до момента выполнения соответствующих работ по возведению спорного объекта. За разрешением на строительство АО "Тюменьагромаш" обратилось после окончания строительства здания, выдан отказ в выдаче разрешения на строительство от 22.11.2018 N 783, который не обжаловался АО "Тюменьагромаш", иных обращений за разрешением на строительство со стороны АО "Тюменьагромаш" не имелось.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истца по встречному иску направлены на замену установленной законом процедуры получения разрешения на строительство объекта недвижимости на судебный порядок признания права собственности.
Таким образом, с учетом отсутствия доказательств, объективно подтверждающих надлежащее обращение истца со всеми необходимыми документами за получением разрешения на ввод в эксплуатацию (ст. 65 АПК РФ) суд апелляционной инстанции не установил совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения исковых требований о признании права собственности на самовольно возведенное здание.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Таким образом, с учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 сентября 2020 года по делу N А50-15670/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Э.А. Ушакова |
Судьи |
К.П. Беляев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-15670/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕРМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Ответчик: АО "ТЮМЕНЬАГРОМАШ"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ, ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ, КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ТРАНСПОРТА" ПЕРМСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА ПЕРМСКОГО КРАЯ, Прокуратура Пермского района, Росреестр по ПК, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12306/20
29.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2007/2021
30.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12306/20
02.09.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-15670/19