Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 апреля 2021 г. N Ф04-1667/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
30 декабря 2020 г. |
Дело N А45-18340/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой А.В., с использованием средств аудиозаписи и видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР ГТЛ" (N 07АП-11439/20) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.10.2020 по делу N 45-18340/2020 (судья Рубекина И.А) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР ГТЛ" (ИНН 5405495061; ОГРН 1145476054800), г. Новосибирск к Новосибирской таможне, г. Новосибирск признать незаконными решений по классификации товаров.
В судебном заедании приняли участие:
от заявителя: Игнатова Н.А., доверенность от 09.01.2020,
от заинтересованного лица: Муравьева И.И., доверенность от 24.12.2019.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Интер ГТЛ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании недействительными решений Новосибирского таможенного поста (Центр электронного декларирования) (далее - НТП (ЦЭД), таможенный пост) Новосибирской таможни от 10.04.2020 N N РКТ-10609050- 20/000080, РКТ-10609050-20/000081, РКТ-10609050-20/000082, РКТ-10609050- 20/000083, РКТ-10609050-20/000084, от 14.04.2020 NN РКТ-10609050- 20/000088, РКТ-10609050-20/000090 о классификации товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) по декларациям на товары NN10609050/300120/0002859, 10609050/030220/0003199, 10609050/040220/0003336, 10609050/130220/0004456, 10609050/040220/0003291, 10609050/030220/0003195, 10609050/040220/0003285.
Решением от 14.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что общество правомерно классифицировало ввезенный товар по коду ТН ВЭД 2811 22 000 с учетом примечания и общих положений к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС. Указывает, что на момент подачи декларации руководствовалось действующим законодательством и судебной практикой, кроме того, решение Евразийской экономической комиссии от 28.01.2020 N 15 на момент подачи декларации не вступило в законную силу.
Новосибирская таможня представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда законным и обоснованным.
В порядке статьи 262 АПК РФ отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представители поддержали свои позиции по делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Интер ГТЛ" на НТП (ЦЭД) для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления поданы декларации на товары N N 10609050/300120/0002859, 10609050/030220/0003199, 10609050/040220/0003336, 10609050/130220/0004456, 10609050/040220/0003291, 10609050/030220/0003195, 10609050/040220/0003285 (далее - ДТ).
В графе 31 ДТ N N 10609050/030220/0003199, 10609050/300120/0002859, 10609050/130220/0004456, 10609050/040220/0003291, 10609050/030220/0003195, 10609050/040220/0003285 заявлены товары - "гигиенический силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета, состоящий из аморфного диоксида кремния (более 99% отн. масс) в виде бесцветных гранул и гранул, окрашенных красящими веществами в целях повышения потребительской привлекательности товара...".
В графе 31 ДТ N 10609050/040220/0003336 заявлен товар - "диоксид кремния в форме твердого некомкующегося силикагеля (массовая доля основного вещества 99%): пакеты по 1.7 кг. (4 л.) - 14000 шт., пакеты по 10.2 кг. (24 л.) - 2400 шт., гранулы разм. 1-8 мм., тип с, производитель: SHANGHAI LAVR INTERNATIONAL TRADING CO., LTD Тов.знак СИБИРСКАЯ КОШКА Торг. знак, марка СИБИРСКАЯ КОШКА. Используется как наполнитель впитывающий гигиенический для животных, не является отходами, содержащими неорганические соединения фтора в форме жидкостей или шлама, не является пищевыми добавками, не является отходами, содержащими химические вещества (реагенты), не содержит радиоактивных веществ, не является ломом цветных и черных металлов, не является источником ионизирующего излучения, не является пищевыми продуктами, не содержит спирт".
При таможенном декларировании декларантом в отношении ввезенных товаров заявлена подсубпозиция 2811 22 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, которой соответствует следующее наименование - кислоты неорганические прочие и соединения неметаллов с кислородом неорганические прочие, кислоты неорганические прочие, диоксид кремния (ввозная таможенная пошлина - 2 %)
В отношении товаров "диоксид кремния в форме твердого некомкующегося силикагеля...", заявленных в ДТ N N 10609050/300120/0002859, 10609050/030220/0003199, 10609050/040220/0003336, 10609050/130220/0004456, 10609050/040220/0003291, 10609050/030220/0003195, 10609050/040220/0003285 ЭКС-ЦЭКТУ г. Новосибирска проведены таможенные экспертизы.
По результатам проведенных таможенных экспертиз (заключения таможенных экспертов от 16.03.2020 N N 12408001/0004263, 12408001/0004412, 12408001/0004434, 12408001/0004439, 12408001/0004469, 12408001/0004407, от 20.03.2020 N12408001/0005579) НТП (ЦЭД) приняты решения о классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза NN РКТ-10609050-20/000080, РКТ-10609050-20/000081, РКТ-10609050-20/000082, РКТ-10609050-20/000083, РКТ-10609050-20/000084, от 14.04.2020 NN РКТ- 10609050-20/000088, РКТ-10609050-20/000090, согласно которым ввезенные товары классифицированы таможенным органом в подсубпозиции 3824 99 960 9 ТН ВЭД ЕАЭС, которой соответствует наименование "Готовые связующие вещества для производства литейных форм или литейных стержней; продукты и препараты химические, химической или смежных отраслей промышленности (включая препараты, состоящие из смесей природных продуктов), в другом месте не поименованные или не включенные, прочие, прочие, прочие, прочие, прочие" (ввозная таможенная пошлина - 5%).
Полагая, что вынесенные таможенным органом решения, является незаконными и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из обоснованности выводов таможенного органа относительно классификации рассматриваемого товара.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
С 01.07.2010 на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС, Кодекс).
В соответствии с пунктом 1 статьи 366 ТК ТС данный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу.
Пунктом 2 статьи 181 ТК ТС установлен перечень основных сведений, подлежащих указанию в декларации на товары в кодированном виде. К таким сведениям относятся сведения о товарах, в том числе сведения о классификационном коде товаров по ТН ВЭД ТС.
Положениями пунктов 1 - 3 статьи 52 ТК ТС предусмотрена классификация товаров по ТН ВЭД при их таможенном декларировании, в случае неверности которой таможенные органы вправе принимать решения по классификации.
Участники внешнеэкономической деятельности вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с ТН ВЭД классификация товаров, имеющая значение, в том числе для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер и не будет зависеть от усмотрения таможенных органов.
В связи с этим в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" указано, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться ОПИ, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Таможенного кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
Согласно пункту 2 статьи 19 ТК ЕАЭС Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств
Гармонизированная система является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (далее -Конвенция).
Исходя из обязательств, приведённых в статье 3 Конвенции, Договаривающиеся стороны обязуются по отношению к своим таможенно-тарифным и статистическим номенклатурам применять Основные правила интерпретации гармонизированной системы (далее - ОПИ), а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям, не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы, соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе.
Согласно статье 2 Конвенции ОПИ являются неотъемлемой частью Гармонизированной системы.
В силу Правила 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД. Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями Правил 2-6, где это применимо.
Согласно пунктам 5, 6, 7 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 522, ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (коду ТН ВЭД ТС). ОПИ применяются единообразно и последовательно. При классификации любого товара осуществляется следующая последовательность действий. В первую очередь осуществляется определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, затем - субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6. При этом ОПИ 1 применяется в первую очередь, ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 и т.д.
Таким образом, если при применении правила 1 определяется товарная позиция ТН ВЭД (четыре первых знака классификационного кода товара), то последующие правила 2 - 5 ОПИ ТН ВЭД ТС не применяются
В соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей этого правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Также при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4) (далее - Пояснения), которые содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) решение о классификации товара подготавливается в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа.
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган в соответствии с пунктом 7 статьи 15 Федерального закона при обнаружении до выпуска товара признаков, указывающих на то, что классификация товара является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит проверку таможенных, иных документов и (или) сведений до выпуска товара в соответствии со статьей 325 Кодекса Союза и (или) назначает таможенную экспертизу в соответствии с главой 58 Федерального закона.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения к ТН ВЭД, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной товарной позиции номенклатуры.
Как следует из материалов дела, ООО "Интер ГТЛ" по ДТ N N 10609050/300120/0002859, 10609050/030220/0003199, 10609050/040220/0003336, 10609050/130220/0004456, 10609050/040220/0003291, 10609050/030220/0003195, 10609050/040220/0003285 осуществлено декларирование товара: "диоксид кремния без примесей в форме твердого некомкующегося силикагеля (массовая доля основного вещества 99%), пакеты по 1.7 кг. (4 л.) - 14000 шт., пакеты по 10.2 кг. (24 л.) - 2400 шт., гранулы разм. 1-8 мм., тип с, производитель: SHANGHAI LAVR INTERNATIONAL TRADING CO., LTD Тов.знак СИБИРСКАЯ КОШКА Торг. знак, марка СИБИРСКАЯ КОШКА, используется как наполнитель впитывающий гигиенический для животных, не является отходами, содержащими неорганические соединения фтора в форме жидкостей или шлама, не является пищевыми добавками, не является отходами, содержащими химические вещества (реагенты), не содержит радиоактивных веществ, не является ломом цветных и черных металлов, не является источником ионизирующего излучения, не является пищевыми продуктами, не содержит спирт.
ООО "Интер ГТЛ" классифицировало ввезенный товар по коду ТН ВЭД 2811 22 000 0 "Кислоты неорганические прочие и соединения неметаллов с кислородом неорганические прочие: - соединения неметаллов с кислородом неорганические прочие: - диоксид кремния", ставка ввозной таможенной пошлины - 2%.
Новосибирской таможней в оспариваемом решении спорный товар классифицирован по коду ТН ВЭД 3824 99 960 9 "Готовые связующие вещества для производства литейных форм или литейных стержней; продукты и препараты химические, химической и смежных - отраслей промышленности (включая препараты, состоящие из смесей природных продуктов), в другом месте не поименованные или не включенные: - прочие: -- прочие: --- прочие", ставка ввозной таможенной пошлины - 5%.
В ходе анализа представленных при таможенном декларировании документов установлено следующее.
При классификации товара "диоксид кремния" в товарной позиции 2811 ТН ВЭД ЕАЭС учитывается следующее:
1) Примечание 1 (д) к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС;
2) раздел (А) Общих положений к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС;
3) Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 января 2020 г. N 15 "О классификации гигиенического силикагелевого наполнителя для кошачьего туалета в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
Так, в соответствии с пунктом 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 января 2020 г. N 15 гигиенический силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета, состоящий из аморфного диоксида кремния (99 - 100 масс. %) в виде бесцветных гранул и гранул, окрашенных красящими веществами в целях повышения потребительской привлекательности товара (красящие вещества используются не для облегчения идентификации товара или в целях его безопасности), в соответствии с Основным правилом интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 классифицируется в товарной позиции 3824 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В примечании 1 к группе 28 ТН ВЭД ТС "Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов" в товарные позиции данной группы включаются отдельные химические элементы и отдельные соединения определенного химического состава, содержащие или не содержащие примеси, если в контексте не оговорено иное.
Согласно Общим положениям к группе 28 ТН ВЭД ТС, если в контексте не оговорено иное, в группу 28 включаются только отдельные химические элементы и отдельные соединения определенного химического состава. Отдельное соединение определенного химического состава - это соединение, содержащее молекулы одного вида (например, с ковалентной или ионной связью), состав которых определен постоянным соотношением элементов и может быть представлен определенной структурной формулой.
Элементы отдельного соединения определенного химического состава сочетаются в определенной пропорции, обусловленной валентностью и потребностью индивидуальных атомов в связях. Доля каждого элемента является постоянной и характерной для каждого соединения и поэтому должна называться стехиометрической.
Небольшое отклонение в стехиометрических соотношениях может встречаться из-за включений или пустот в кристаллической решетке. Эти соединения описываются как квазистехиометрические и разрешается их рассматривать как отдельные соединения определенного химического состава при условии, что отклонения не созданы намеренно".
Согласно разделу (А) "Элементы и соединения определенного химического состава" Общих положений к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС, если внесение добавок не придает продукту свойств, позволяющих использовать его в иных целях, отличных от традиционных, продукты данной группы могут также содержать:
(а) противопылевые средства (например, минеральное масло, добавляемое к некоторым ядовитым веществам для предотвращения распыления при их использовании);
(б) красящие вещества, добавляемые для облегчения идентификации или в целях безопасности в опасные или ядовитые вещества (например, арсенат свинца товарной позиции 2842) в качестве "маркера" или для предупреждения тех, кто использует эти вещества. Продукты, к которым красящие вещества добавляются в других целях (например, силикагель с добавлением солей кобальта для индикации влажности (товарная позиция 3824)), не включаются в данную группу.
Основной классифицирующий признак, позволяющий отнести продукт, имеющий в своем составе окрашенные гранулы, к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС, обозначен в Примечании 1 (д) к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС и в разделе (А) Общих положений к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС - "если красящие вещества добавляются в продукт для облегчения его идентификации или в целях безопасности с сохранением свойств данных продуктов".
В противном случае, классификация продукта, имеющего в своем составе окрашенные гранулы, не может быть осуществлена в группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС относятся товары с красящими веществами, добавленными в целях облегчения идентификации или в целях безопасности.
Из материалов дела следует, что согласно заключениям таможенных экспертов от 16.03.2020 N N 12408001/0004263, 12408001/0004412, 12408001/0004434, 12408001/0004439, 12408001/0004469, 12408001/0004407, от 20.03.2020 N12408001/0005579 указано, что основу представленных на исследование проб составляет кремний (в перечете на оксиды содержание диоксида кремния составляет более 99% отн. мае), примеси - кальций, железо, сера и др. Кобальт в составе проб не обнаружен. Пробы представляют собой гранулы (зерна) силикагеля - аморфной формы диоксида кремния. Окрашенные гранулы содержат органические красителя, обуславливающие наличие их окраски (синего цвета). По химическому составу образцы представляют собой силикагель -диоксид кремния, содержащий примеси кальция, железа, серы (в сумме менее 1% отн. мае). Окрашенные гранулы дополнительно содержат органические красители.
Исходя из информации, представленной ООО "Интер ГТЛ" при таможенном декларировании товаров, а также заключений таможенных экспертов от 16.03.2020 N N 12408001/0004263, 12408001/0004412, 12408001/0004434, 12408001/0004439, 12408001/0004469, 12408001/0004407, от 20.03.2020 N12408001/0005579 к идентификационным признакам продекларированного товара, влияющим на его классификацию в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, относятся следующие характеристики товара:
1) товар представляет собой аморфную форму диоксида кремния - силикагель в виде бесцветных гранул и гранул, окрашенных красящими веществами (синие, зеленые, розовые);
2) товар представляет собой смесь бесцветных (полупрозрачных и матовых) и цветных (окрашенных) гранул;
3) цветные гранулы введены в состав продукта в целях повышения потребительской привлекательности товара.
Таким образом, ввиду того, что красящее вещество содержится в спорном товаре в целях повышения потребительской привлекательности товара, а не как это предусмотрено Примечанием 1 (д) к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС и в разделе (А) Общих положений к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС для облегчения идентификации продукта или в целях безопасности, данное обстоятельство исключает спорный товар из группы 28 ТН ВЭД ЕАЭС.
Иные цели у цветных гранул спорного товара отсутствуют.
Согласно представленному при таможенном декларировании паспорту безопасности силикагель не является опасным веществом, эпидемиологические исследования свидетельствуют о низком потенциале возникновения неблагоприятных последствий для здоровья, продукт нетоксичен, является химически и биологически инертным, следовательно, не представляет вреда для здоровья.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что, силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета, продекларированный по ДТ N N 10609050/300120/0002859, 10609050/030220/0003199, 10609050/040220/0003336, 10609050/130220/0004456, 10609050/040220/0003291, 10609050/030220/0003195, 10609050/040220/0003285, вопреки доводам заявителя, не является химическим продуктом определенного химического состава, а представляет собой смесь нескольких химических веществ.
Между тем, прочие химические продукты, не являющиеся отдельными элементами или соединениями определенного химического состава, классифицируются в группе 38 ТН ВЭД ЕАЭС. Для продуктов и препаратов химических, химической или смежных отраслей промышленности (включая препараты, состоящие из смесей природных продуктов), в другом месте не поименованных или не включенных, предусмотрена товарная позиция 3824 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пояснениями к товарной позиции 3824 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются химические продукты неопределенного химического состава независимо от того, получают ли их как побочные продукты в производстве других веществ (это применимо, например, к нафтеновым кислотам) или непосредственно как целевые продукты. Химические или прочие препараты являются или смесями (особыми видами которых являются эмульсии и дисперсии), или, иногда, растворами.
Под субпозиция 3824 99 960 9 ТН ВЭД ЕАЭС не содержит детализации по качественному составу товара, следовательно, в данную подсубпозицию включаются, в том числе, наполнители для кошачьего туалета вне зависимости от компонентного состава и природы материала.
Таким образом, учитывая заключения таможенных экспертов от 16.03.2020 N N 12408001/0004263, 12408001/0004412, 12408001/0004434, 12408001/0004439, 12408001/0004469, 12408001/0004407, от 20.03.2020 N12408001/0005579, в соответствии с Основными правилами интерпретации 1 и 6 НТП (ЦЭД) таможенным органом обоснованно вынесены решения от 10.04.2020 NN РКТ-10609050-20/000080, РКТ-10609050-20/000081, РКТ10609050-20/000082, РКТ-10609050-20/000083, РКТ-10609050-20/000084, от 14.04.2020 NN РКТ-10609050-20/000088, РКТ-10609050-20/000090 о классификации товаров в подсубпозиции 3824 99 960 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно абзацу второму пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД ЕАЭС, руководствуясь ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД ЕАЭС судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, выводы таможенного органа относительно классификации рассматриваемого товара основаны на его характеристиках, а также назначении, и нашли подтверждение в Решении Евразийской экономической комиссии от 28.01.2020 N 15 (далее - Решение N 15).
В соответствии с названным Решением гигиенический силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета, состоящий из аморфного диоксида кремния (99 - 100 масс. %) в виде бесцветных гранул и гранул, окрашенных красящими веществами в целях повышения потребительской привлекательности товара (красящие вещества используются не для облегчения идентификации товара или в целях его безопасности), в соответствии с Основным правилом интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 классифицируется в товарной позиции 3824 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Общества о том, что обжалуемое решение основано на Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 января 2020 г. N 15 "О классификации гигиенического силикагелевого наполнителя для кошачьего туалета в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза", которое на момент подачи декларации не вступило в законную силу, исходя из следующего.
Так, решения таможенного органа по классификации товаров, по спорным декларациям на товары, в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС приняты не на основании Решения N 15, а в соответствии с правилами ОПИ 1 и 6.
Кроме того, указанное Решение N 15 подтверждает правильность классификации товаров в товарной позиции 3824, поскольку, принято в соответствии с ОПИ 1, и не вносит изменения в ТН ВЭД ЕАЭС, не изменяет подход к классификации товаров, не вводит новые нормы, следовательно, указанное решение не ухудшает положение лица.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о правильности классификации товаров, не имеет значение, когда принято указанное решение, поскольку, оно является квалифицированной позицией международного уполномоченного органа по классификации товаров.
Ссылка в апелляционной жалобе заявителя на то, что при декларировании товара и заявлении классификационного кода Общество руководствовалось позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.10.2018 по делу N 304-КГ18-17102, подлежит отклонению, поскольку при декларировании товара и определении классификационного кода необходимо руководствоваться международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации в сфере таможенного регулирования.
Кроме того, ссылка на судебную практику, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данные судебные акты не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства таможенным органом не доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, не подтверждена.
Таким образом, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-18340/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР ГТЛ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18340/2020
Истец: ООО "ИНТЕР ГТЛ"
Ответчик: Новосибирская таможня
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд