город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2020 г. |
дело N А53-18592/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства транспорта Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 по делу N А53-18592/2020
по иску министерства транспорта Ростовской области
к ответчику - ООО "Ремонтно-Строительное Управление"
о взыскании неустойки
УСТАНОВИЛ:
министерство транспорта Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление" о взыскании неустойки в размере 85409 руб. 67 коп. (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 12).
Решением от 20.10.2020 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что работы подрядчиком выполнены в установленный срок. Извещение о выполнении работ и документы, подтверждающие выполнение работ, направлены подрядчиком по официальному адресу государственного заказчика. Направленные документы государственным заказчиком не получены не по вине подрядчика. Акты о приемке выполненных работ подписаны за пределами установленного контрактом срока выполнения работ, что не может являться основанием для применения к подрядчику мер ответственности.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что работы по государственному контракту N 0158200000518000198_71556-ГК от 26.09.2018 выполнены с нарушением конечного срока, о чем свидетельствуют акты выполненных работ N 1 от 02.11.2018 на 11419255 руб. 75 коп., N 2 от 06.12.2018 на 8206812 руб. 93 коп., N 3 от 20.12.2018 на 12301391 руб. 82 коп.
По мнению заявителя, в спорном контракте с достаточной степенью определенности указан перечень работ, подлежащих выполнению. Наименование работ, указанных в графике производства работ (приложение N 2 к контракту), соответствующих перечню и виду работ, утвержденных приказом Минтранса России N 402 от 16.11.2012. Конкретизация на каких участках дороги подлежат выполнению конкретные виды работ содержится в приложении N 2 к контракту.
Расчет неустойки произведен правомерно в соответствии с условиями контракта и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, сумма неустойки составляет 85409 руб. 67 коп.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель министерства транспорта Ростовской области не явился. министерство извещено о рассмотрении дела в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12.
Представитель ООО РСУ" в заседание не явился. Общество извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Как следует из отзыва, ответчик доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 26.09.2018 между сторонами заключен государственный контракт N 0158200000518000198_71556-ГК, согласно которому по заданию министерства транспорта Ростовской области (государственный заказчик) ООО "РСУ" (подрядчик) обязалось выполнить работы по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения пос. Чертково (от а/д "Магистраль "Дон" - пос. Чертково") - с. Осиково на участке км 0+000 - км 3+000 в Чертковском районе.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта стоимость работ составляет 31927460 руб. 50 коп.
Согласно пункту 4.1 государственного контракта предусмотрено, что подрядчик обязался выполнить работы, предусмотренные пунктом 1.1 государственного контракта, и сдать результат работ государственному заказчику в сроки, установленные графиком производства работ.
В пункте 7.4.1 контракта установлено, что за просрочку исполнения подрядчиком своих обязательств подрядчик обязуется уплатить в областной бюджет пени в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, указанной в пункте 2.1 контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
По графику производства работ (приложением N 2 к контракту) с 26.09.2018 по 15.11.2018 подлежали выполнению работы на общую сумму 31927460 руб. 50 коп.
Во исполнение названного контракта, подрядчик выполнил работы на общую сумму 31927460 руб. 50 коп.
Работы приняты государственным заказчиком по актам о приемке выполненных работ N 1 от 02.11.2018 на сумму 11419255 руб. 75 коп., N 2 от 06.12.2018 на сумму 8206812 руб. 93 коп., N 3 от 20.12.2018 на сумму 12301391 руб. 82 коп. (л.д. 15-24)
Министерство направило подрядчику претензию от 30.04.2019 N 15.3/1004 об уплате неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств по контракту.
В связи с неисполнением претензии в добровольном порядке, министерство транспорта Ростовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Правоотношения сторон по контракту регламентированы положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно статье 94 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей (пункт 2 названной статьи).
Из пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В статье 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ.
Срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В силу части 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В пункте 7.4.1 контракта установлено, что за просрочку исполнения подрядчиком своих обязательств подрядчик обязуется уплатить в областной бюджет пени в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, указанной в пункте 2.1 контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Министерством транспорта Ростовской области заявлено о взыскании неустойки в размере 85409 руб. 67 коп. за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту от 26.09.2018 N 0158200000518000198_71556 - ГК "Ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения пос. Чертково (от а/д "Магистраль "Дон" - пос. Чертково") - с. Осиково на участке км 0+000 - км 3+000 в Чертковском районе".
Согласно графику производства работ с момента заключения государственного контракта по 15.11.2018 подрядчику необходимо выполнить 100 % работ на сумму 31927460 руб. 50 коп.
В обоснование своих требований министерство транспорта Ростовской области ссылается на акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 06.12.2018 N 2 и от 20.12.2018 N 3.
Однако, ООО "РСУ" нарушения сроков производства работ по государственному контракту не допустило, работы выполнены в соответствии с графиком в срок до 15.11.2018, о чем письмом от 15.11.2018 N 1511/17 на основании пунктов 5.1.7 и 6.1 государственного контракта уведомило заказчика и направило акт по форме КС-2 и справку по форме КС-3 (л.д. 14).
Данное письмо направлено подрядчиком с описью вложений по официальному адресу министерства транспорта Ростовской области: 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Нижегородская, 20/11, в тот же день - 15.11.2019. Корреспонденция возвращена отправителю по независящим от ООО "РСУ" обстоятельствам вернулось отправителю.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, министерство транспорта Ростовской области является юридическим лицом, создано в форме государственного казенного учреждения и находится по адресу: 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Нижегородская, 20/11.
Этот же адрес указан министерством в разделе 12 спорного государственного контракта (реквизиты сторон).
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Таким образом, подрядчиком работы по государственному контракту выполнены в предусмотренный им срок, что подтверждается направленным об этом уведомлением от 15.11.2018 N 1511/17, а также приложенным к нему актом по форме КС-2 и справкой по форме КС-3.
В данном случае подрядчик не может нести ответственность за неполучение министерством направленного в его адрес уведомления и документов, подтверждающих выполнение работ, и их повторное нарочное представление заказчику по указанным причинам за пределами срока производства работ.
В рассматриваемом случае работы выполнены своевременно, предъявлены к приемке в установленный срок, подписание актов о приемке выполненных работ за пределами срока, установленного контрактом, не может служить основанием для взыскания неустойки.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований обоснован, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 по делу N А53-18592/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18592/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "