Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 апреля 2021 г. N Ф05-6828/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 декабря 2020 г. |
Дело N А40-97584/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ФортеИнвест"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 октября 2020 года по делу N А40-97584/20 (20-1480)
по заявлению АО "ФортеИнвест"
к МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2
о признании недействительным и отмене решения
при участии:
от заявителя: |
Гайнуллин Ю.Ф. по дов. от 01.01.2020; |
от ответчика: |
Трутнева И.И. по дов. от 14.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ФортеИнвест" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.01.2020 г. N 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 12.10.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, у налогового органа не было правовых оснований для пересчета суммы акциза, отраженной в налоговых декларациях. Общество считает, что событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ, отсутствует, соответственно привлечение Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, а так же начисление пени, является неправомерным.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган поддержал решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить решение суда без изменения, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы (далее -налоговая декларация по акцизам на нефтяное сырье), представленной АО "ФортеИнвест" - 15.08.2019 за июль 2019 года.
В ходе проведения проверки налоговой декларации по акцизу на нефтяное сырье за июль 2019 года установлено, что АО "ФортеИнвест" в нарушение пункта 8 статьи 193 НК РФ, неправомерно не включило в показатель VT при определении коэффициента Спю объемы серы и топлива технологического жидкого, что повлекло завышение суммы акциза, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 203.1 НК РФ.
По результатам КНП налоговой декларации по акцизам на нефтяное сырье за июль 2019 года составлен Акт налоговой проверки от 29.11.2019 N 21, на основании которого налоговым органом вынесено решение от 23.01.2020 N 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение).
Указанным решением налогоплательщику доначислен акциз на нефтяное сырье в сумме 3 165 768 руб., и проценты в порядке пункта 14 статьи 203.1 НК РФ в сумме 174 637, 64 руб.
Также Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 633 154 руб.
Решением ФНС России от 20.03.2020 N КЧ-4-9/4824@ апелляционная жалоба Заявителя оставлена без удовлетворения, решение Инспекции от 23.01.2020 N 3 без изменения.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил верной позиции налогового органа о том, что при расчете акциза должны учитываться объемы образования серы.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 179 НК РФ налогоплательщиком акциза признаются организации. В силу п.1 ст. 187 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
К подакцизным товарам в силу п.13.1 ст.181 НК РФ нефтяное сырье относится к подакцизным товарам.
Операции, которые являются объектами налогообложения, указаны в ст. 182 НК РФ
Налоговые ставки установлены ст. 193 НК РФ.
Согласно пункту 8 статьи 193 НК РФ при определении коэффициента Спю, используемого для расчета ставки акциза на нефтяное сырье, учитывается количество нефтяного сырья (VHC), направленного на переработку за налоговый период, и количество нефтепродуктов (по видам - Vn6, VCB, VKC, VT), произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку, и реализованных (переданных) в налоговом периоде.
В соответствии с пунктом 8 статьи 193 НК РФ при расчете коэффициента Спю, используемого для определения ставки акциза на нефтяное сырье, применяется показатель VT - количество мазута, битума нефтяного, парафина, вазелина, отработанных нефтепродуктов, иных жидких (за исключением фракций, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которых не менее 85 процентов) или твердых продуктов переработки нефтяного сырья, произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, которые реализованы налогоплательщиком в налоговом периоде, выраженное в тоннах.
Для целей указанного пункта определение видов произведенных и реализованных налогоплательщиком продуктов переработки нефтяного сырья, в частности показатель VT осуществляется им самостоятельно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Согласно пункту 4 Правил определения видов произведенных и реализованных налогоплательщиком (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - переданных налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам) продуктов переработки нефтяного сырья (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1729, налогоплательщик соотносит код ТН ВЭД ЕАЭС с условным обозначением вида продукции согласно приложению и определяет показатель, в том числе VT, соответствующий виду произведенных и реализованных продуктов переработки нефтяного сырья.
В приложение к Правилам указаны иные жидкие продукты переработки нефтяного сырья (за исключением фракций, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которых составляет по массе не менее 85 процентов) или твердые продукты переработки нефтяного сырья (за исключением кальцинированного (прокаленного) кокса) (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба) для которых выбираются соответствующие им коды ТН ВЭД ЕАЭС, относящиеся к товарным позициям, не поименованные в приложении к Правилам.
Таким образом, если сера техническая газовая комовая сорт 9950 (2503 00 900 0), сера техническая газовая, гранулированная сорт 9998 (2503 00 900 0) являются продуктом переработки нефтяного сырья, компоненты которого поименованы в подпункте 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ, то объем ее реализации учитывается в составе показателя VT.
Судом первой инстанции рассмотрен довод Заявителя о том, что "при расчете коэффициента Спю в корзине Vm Общество не учитывало продукты: Сера техническая газовая комовая сорт 9950 (2503 00 900 0), сера техническая газовая, гранулированная сорт 9998 (2503 00 900 0) потому что сера не содержит смеси углеводородов, и нефтяное сырье не является одним из ее компонентов".
Доводы заявителя правомерно признаны необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с 8 статьи 193 НК РФ ставка акциза на нефтяное сырье (Анс) определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле: Анс = ((Цнефтьх 7,3 - 182,5) х 0,3+ 29,2) хРх СпюхКкоррхКрег.
Спю - удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья. Спю определяется по формуле: Спю = (Уне - 0.55 х Упб - 0.3 х Уев - 0.065 х Укс - Ут)/ Унс, где VHC - количество нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности и направленного налогоплательщиком либо организацией, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, на переработку по данным средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, за налоговый период, выраженное в тоннах; VT - количество мазута, битума нефтяного, парафина, вазелина, отработанных нефтепродуктов, иных жидких (за исключением фракций, массовая доля метил-третбутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которых не менее 85 процентов) или твердых продуктов переработки нефтяного сырья, произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, которые реализованы налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - переданы налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде), выраженное в тоннах.
Агрегатное состояние продуктов переработки нефтяного сырья в настоящем абзаце определяется при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба.
Таким образом, в показателе VT учитываются продукты переработки нефтяного сырья, а не наоборот, как на то указывал заявитель, продукты, содержащие в качестве компонента нефтяное сырье.
Также судом учтено, что налоговым органом в оспариваемом решении от 23.01.2020 N 3 не делается выводов о том, что сера техническая газовая комовая сорт 9950 (2503 00 900 0), сера техническая газовая, гранулированная сорт 9998 (2503 00 900 0) содержат в себе смеси углеводородов, и о том, что нефтяное сырье является одним из компонентов серы.
Доводы Общества о том, что сера не является нефтепродуктом, поэтому объемы ее образования не должны учитываться при расчете акциза, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Судом установлено, что в целях исчисления ставки акциза на нефтяное сырье (Анс) и определения налоговой базы, налогоплательщик определяет объем нефтяного сырья (VHC) в массе нетто в тоннах, за вычетом воды, солей и механических примесей, но с учетом объемов серы.
Таким образом, налогоплательщик считает возможным при определении объемов нефтяного сырья (VHC) учитывать в нем объемы серы, но не учитывает ее при определении удельного коэффициента Спю, характеризующего корзину продуктов нефтяного сырья, в показателе VT, апеллируя тем, что сера не является продуктом переработки нефтяного сырья, а является побочным продуктом.
Вместе с тем такой подход налогоплательщика, по учету серы в объемах нефтяного сырья (VHC), признан судом первой инстанции противоречащим позиции заявителя, что сера это примесь, и она не может являться продуктом переработки нефтяного сырья и учитываться в показателе VT.
Исходя из такой логики налогоплательщика следует, что он включает серу в нефтяное сырье, однако при получении ее в качестве готового продукта, путем переработки нефтяного сырья, содержащего в себе серу, не считает нужным учитывать ее в показателе VT в качестве продукта переработки нефтяного сырья.
Довод налогоплательщика о том, что "сера является не продуктом, полученным из углеводородного сырья, а продуктом очистки, выделением ее из нефтяного сырья для улучшения качества продуктов" признан судом является несостоятельным ввиду нижеследующего.
В соответствии с пунктом 11 статьи 179.7 НК РФ в целях главы 22 "Акцизы" НК РФ к технологическим процессам по переработке нефтяного сырья относятся следующие процессы (их совокупность):
1) первичная переработка нефти и (или) конденсата газового стабильного;
2) каталитический риформинг бензина;
3) каталитический крекинг;
4) гидрокрекинг;
5) гидроконверсия тяжелых остатков;
6) замедленное коксование;
7) селективная очистка, депарафинизация и гидроизодепарафинизация.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно процессы очистки нефтяного сырья от сернистых соединений, признаны входящими в понятие переработки нефтяного сырья.
Судом первой инстанции верно учтено, что после очистки нефтепродуктов от сернистых соединений в целях получения серы как конечного продукта, в том числе с целью реализации, требуется ее дальнейшая переработка, которая осуществляется на всех нефтеперерабатывающих заводах, имеющих установки очистки серы.
Ссылка заявителя на то, что сера не является продуктом переработки нефтяного сырья, так как выделяется из нефтяного сырья, был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
Судом учтено, что из нефтяного сырья также выделяются - бензиновые, дизельные, керосиновые и другие фракции, которые также являются продуктами переработки нефтяного сырья, что подтверждается нормативно-техническим актами, регламентирующими производство перечисленных фракций.
Согласно пункту 1.2 договора на переработку от 08.06.2011 N 43204-10/11-1 (далее - договор от 08.06.2011 N 43204-10/11-1), заключенного между ПАО "Орскнефтеоргсинтез" (Завод) и ЗАО "ФртеИнвест" (Заказчик), завод обязуется ежемесячно перерабатывать на своих производственных мощностях сырье заказчика в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с пунктом 1.3. договора от 08.06.2011 N 43204-10/11-1 под переработкой сырья понимается выполнение ПАО "Орскнефтеоргсинтез" всех операций, начиная с приемки сырья и заканчивая отгрузкой товарных нефтепродуктов.
Наименование и количество товарных нефтепродуктов, вырабатываемых Заводом в течение отчетного месяца, указываются в приложениях, являющимися неотъемлемой частью договора от 08.06.2011 N 43204-10/11-1.
Согласно пункту 5 Акта выполненных работ от 31.07.2019 N 7/ПР по договору от 08.06.2011 N 43204-10/11-1 в процессе переработки сырья в июле 2019 года ПАО "Орскнефтеоргсинтез" выработал для АО "ФортеИнвест" в числе прочих товарных нефтепродуктов серу техническую газовую комовую (сорт 9950), серу техническую газовую гранулированную (сорт 9998).
Согласно пункту 1 Акта приема-передачи товарных нефтепродуктов от 31.07.2019 N 7/ПР по договору от 08.06.2011 N 43204-10/11-1 ПАО "Орскнефтеоргсинтез" в июле 2019 года передал АО "ФортеИнвест" в числе прочих товарных нефтепродуктов серу техническую газовую комовую (сорт 9950) в объеме 1 079,500 т., серу техническую газовую гранулированную (сорт 9998) в объеме 754,116 т. Таким образом, исходя из вышеуказанных документов следует, что сера техническая газовая комовая (сорт 9950), сера техническая газовая гранулированная (сорт 9998) являются продуктами переработки нефтяного сырья.
Ввиду вышеизложенного, учитывая, что сера техническая газовая комовая (сорт 9950), сера техническая газовая гранулированная (сорт 9998) является продуктом переработки нефтяного сырья, компоненты которого поименованы в подпункте 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ, то объем ее реализации учитывается в составе показателя VT.
Судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены ссылки Общества на Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2020 N 125 "О внесении изменений в приложение к Правилам определения видов произведенных и реализованных налогоплательщиком (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - переданных налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам) продуктов переработки нефтяного сырья", в соответствии с которым сера сырая и нерафинированная, прочая сера всех видов кроме серы сублимированной, осажденной и коллоидной по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2503 00 900 0 исключены из корзины VT и, соответственно, не должны включаться в расчет коэффициента Спю.
Так как Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2020 N 125 вступило в силу с 01.04.2020 и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.12.2019, то указанные в нем положения не применимы в рассматриваемой ситуации, так как оспариваемое решение Инспекции касается периода с 01.07.2019 по 31.07.2019.
Довод АО "ФортеИнвест" о том, что событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ, отсутствует, соответственно привлечение Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, а также начисление процентов, является неправомерным, несостоятельна по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
В соответствии с пунктом 2 статьи 203.1 НК РФ налогоплательщики реализуют право на возмещение (зачет, возврат) путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о возмещении налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.
В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) суммы, включая проценты, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 14 настоящей статьи, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 14 статьи 203.1 НК РФ предусмотрено, что на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы акциза начисляются проценты, начиная со дня фактического получения налогоплательщиком средств или принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению.
Судом первой инстанции верно указано, что Общество не учло, что применяя заявительный порядок, налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы, а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 14 статьи 203.1 НК РФ.
Таким образом, применение заявительного порядка возмещения акциза из бюджета возлагает на Общество риск ненадлежащего расчета возмещаемых сумм в виде уплаты процентов.
Материалами камеральной налоговой проверки налоговой декларации по акцизу на нефтяное сырье за май 2019 года установлено нарушение АО "ФортеИнвест" пункта 8 статьи 193 НК РФ, пункта 27 статьи 200 НК РФ ввиду неверного определения ставки акциза на нефтяное сырье (Анс), что повлекло завышение суммы акциза на нефтяное сырье, возмещенной в соответствии с пунктом 2 статьи 203.1 НК РФ.
Таким образом, привлечение Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ и начисление процентов, в соответствии с пунктом 14 статьи 203.1 НК РФ является правомерным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 октября 2020 года по делу N А40-97584/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-97584/2020
Истец: АО "ФОРТЕИНВЕСТ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N2