Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 апреля 2021 г. N Ф02-1413/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
30 декабря 2020 г. |
Дело N А69-1531/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" декабря 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО"): Нюхиной С.А., представителя по доверенности от 18.05.2020,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "06" октября 2020 года по делу N А69-1531/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" (ОГРН 1172468025960, ИНН 2465164277, далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к мэрии города Кызыла (ОГРН 1021700517123, ИНН 1701009765, далее - ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; обязании в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, приведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие действующему законодательству.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 06 октября 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы с учетом дополнительных пояснений общество ссылается на то, что нормативный акт об утверждении реестра мест накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) утверждено ответчиком уже после обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Кроме того, по мнению заявителя, утвержденный реестр не содержит информации о местах накопления ТКО в отношении всех категорий потребителей, а именно в частном секторе.
По утверждению заявителя, вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по обустройству и содержанию мест накопления только на организации, осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами, не имеет правового основания.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не направил.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось. Определением суда в составе суда произведена замена судьи Шелега Д.И. на судью Иванцову О.А.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе (дополнении к ней), просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
29.05.2018 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и ООО "СТ-ТБО" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва, по условиям которого общество приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории всей Республики Тыва.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 01.06.2018 N 102-од ООО "СТ-ТБО" по результатам конкурсного отбора присвоен статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.
Общество, признав, что мэрией г.Кызыла не принимаются меры по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схем размещения твердых коммунальных отходов, ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что ответчиком определен порядок создания мест накопления ТБО, орган, полномочный рассматривать заявления и принимать решения о согласовании создания мест (площадок) накопления ТКО, вести реестр ТКО, а также утвержден реестр и схема, то есть бездействия со стороны ответчика отсутствуют. Кроме того, содержание мест накопления ТБО находится в придомовой территории, следовательно, соответствующие обязанности возлагаются на управляющую компанию в соответствии с Жилищным законодательством.
Суд апелляционной инстанции поддерживает указанные выводы суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с положениями пункта 14 части 1 статьи 15 и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на соответствующих территориях.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) (статья 1).
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (статья 8, пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039) предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Из материалов дела следует, что 07.10.2019 мэрией г.Кызыла принято постановление N 598 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию решения о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Утвержденный данным постановлением Административный регламент определяет стандарт предоставления муниципальной услуги по принятию решения о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", сроки и последовательность действий (административных процедур), формы контроля и ответственность должностных лиц органа, предоставляющего данную муниципальную услугу.
Согласно пункту 2.6 указанного Административного регламента муниципальная услуга предоставляется на основании заявления о согласовании создания места (площадки) на накопления ТКО на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" по установленной форме.
Органом предоставления муниципальной услуги является Департамент городского хозяйства мэрии г.Кызыла.
13.12.2019 мэрией г.Кызыла принято постановление N 746 "Об утверждении правил формирования, ведения и формы реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к его содержанию на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Указанным постановлением утверждены Правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", а также форма реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Органом, ведущим реестр на бумажном носителе и в электронном виде, определен Департамент городского хозяйства мэрии г.Кызыла.
14.08.2020 мэрией г.Кызыла принято постановление N 402 "Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Указанным постановлением утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, схема размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории г.Кызыла.
Таким образом, мэрией г.Кызыла в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона N 89-ФЗ решаются вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, в области обращения с отходами: определен порядок согласования создания и формирования мест (площадок) накопления ТКО на территории г.Кызыла, ведения реестра данных мест; определен орган местного самоуправления, уполномоченный рассматривать заявления и принимать решения о согласовании создания мест (площадок) накопления ТКО, вести реестр мест (площадок) накопления ТКО; утверждены реестр, его форма, а также схема размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории г.Кызыла.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции о том, что бездействие мэрии г.Кызыла по непринятию мер по созданию мест (площадок) накопления ТКО на территории г.Кызыла, определению схем размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО не подтверждается материалами дела.
Ссылка заявителя на то, что утвержденный реестр не содержит информации о местах накопления ТКО в отношении всех категорий потребителей, не принимается апелляционным судом, поскольку постановление мэрии г.Кызыла от 14.08.2020 N 402 "Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" не являлось предметом оспаривания по настоящему делу.
По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по обустройству и содержанию мест накопления только на организации, осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами, не имеет правового основания.
Вместе с тем, пункт 3 Правил N 1039 предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с подпунктом "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, подлежащего выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов. В соответствии с подпунктом 3.7.1 пункта 3.7 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, относятся к общему имуществу дома.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (часть 2.3 статьи 161 Кодекса).
Согласно пунктам 10, 11, 28 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями по содержанию, обслуживанию и эксплуатации объектов, входящих в состав общего имущества.
Таким образом, исходя из вышеизложенных требований, как жилищного законодательства, так и законодательства в сфере обращения с отходами, обязанность по обустройству и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, находящихся в пределах земельного участка, отведенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома, возлагается на организации, осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами.
Также заявитель ссылается на то, что ответчик уклоняется от обязанности содержания мест накопления ТКО в частном секторе.
Однако, как установлено судами в рамках дела N А69-880/2020, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 30.03.2020 N 74-од общество лишено статуса регионального оператора, с 17.03.2020 фактическое оказание услуг по вывозу ТКО приостановлено по инициативе исполнителя.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что с заявлением об оспаривании бездействия ответчика общество обратилось уже после лишения его статуса регионального оператора и фактического прекращения деятельности по вывозу ТКО, рассматриваемое в настоящем деле бездействие не может нарушать права общества.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "06" октября 2020 года по делу N А69-1531/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.