г. Воронеж |
|
15 декабря 2010 г. |
Дело N А08-6407/2010-20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2010 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.,
при участии:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белгороде: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью Коммерческого банка "СахаДаймондБанк": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белгороде на определение Арбитражного суда Белгородской области от 08.11.2010 по делу N А08-6407/2010-20 (судья Хлебников А.Д.), по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белгороде к обществу с ограниченной ответственностью Коммерческому банку "СахаДаймондБанк" о взыскании 40 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белгороде (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "СахаДаймондБанк" в лице Филиала Коммерческого банка "СахаДаймондБанк" (ООО) в г. Белгороде (далее - Банк) штрафа в сумме 40 000 руб. за несообщение в установленный срок сведений об открытии (закрытии) счета организации.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 08.11.2010 г. производство по делу прекращено.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и вынести новое решение об удовлетворении требований Управления.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на неправильное толкование судом первой инстанции норм Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г., а именно статей 19 и 20. Управление считает, что внесудебный порядок взыскания, штрафов, предусмотренный указанными нормами, относиться к плательщикам страховых взносов, тогда как в данном случае Управлением к ответственности привлечен банк - как кредитная организация, а не как плательщик страховых взносов.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились.
В материалах дела имеются ходатайства сторон о рассмотрении дела без участия их представителей.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, заслушав обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, по решению Управления от 29.07.2010 г. N 4 общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "СахаДаймондБанк" в лице Филиала Коммерческого банка "СахаДаймондБанк" (ООО) в г. Белгороде привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 49 Федерального закона N 212-ФЗ за несообщение в установленный срок банком в орган контроля за уплатой страховых взносов сведений об открытии счета в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Основанием для вынесения Управлением указанного решения послужили выводы Управления о нарушении Банком срока сообщения сведений об открытии расчетного счета ООО "Белгородстройдеталь", установленного пунктом 1 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ.
На основании решения от 29.07.2010 г. N 4 в адрес банка Управлением выставлено требование от 24.08.2010 г. N 4 об уплате штрафа в сумме 40 000 руб. в срок до 13.09.2010 г.
В связи с тем, что требование об уплате штрафа Банком в добровольном порядке исполнено не было, Управление 13.10.2010 г. обратилось в суд с заявлением о взыскании указанной суммы штрафа.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" ( далее- Федеральный закон N 212-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2010 г., определен внесудебный порядок штрафов, предусмотренных указанным законом.
Судом первой инстанции установлено, что на момент обращения с заявлением о взыскании штрафа Управлением не утрачена возможность принятия решения о взыскании штрафа во внесудебном порядке.
Ввиду чего, основываясь на положениях ст.213, п.1 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции прекратил производство по делу.
Суд апелляционной инстанции соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно п. 1 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" банки обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронной форме в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
Статьей 49 Федерального закона N 212-ФЗ установлена ответственность в виде штрафа в размере 40 000 руб. за несообщение в установленный срок об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя банком в орган контроля за уплатой страховых взносов сведений об открытии или о закрытии счета.
В силу п. 4 ст. 33 Федерального закона N 212-ФЗ, в целях контроля за выполнением банками обязанностей, предусмотренных статьей 24 Федерального закона N 212-ФЗ, органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить проверки банков в целях контроля за выполнением ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ.
Согласно п. 8 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В соответствии с положениями п. 14 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ на основании вступившего в силу решения, принятого в порядке, установленном ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ, лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа.
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов установлен положениями ст.ст.19, 20 Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом в силу п.15 ст.19 и п.11 ст.20 Федерального закона N 212-ФЗ положения данных статей применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных данным федеральным законом.
Так, согласно положениям п.2 и п.5 ст.19 Федерального закона N 212-ФЗ взыскание производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
В соответствии с п. 14 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 212-ФЗ.
Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном п.14 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 212-ФЗ.
В силу п. 2 ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (п. 3 ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, Федеральным законом N 212-ФЗ установлен внесудебный (бесспорный) порядок взыскания штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных данным федеральным законом, в том числе и штрафов, применяемых в соответствии с положениями ст. 49 закона.
При этом, судом апелляционной инстанции учтено, что положениями Федерального закона N 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев для обращения органа контроля за уплатой страховых взносов в суд.
Так, в частности, право на обращение в суд за взысканием недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам возникает у органа контроля за уплатой страховых взносов, в случае, предусмотренном п.5 ст.19 Федерального закона N 212-ФЗ, а именно: в случае принятия решения о взыскании после истечения двух месяцев с момента истечения срока, установленного в требовании для добровольной уплаты штрафа.
В рассматриваемой ситуации Управлением в адрес Банка было направлено требование N 4 от 24.08.2010 об уплате штрафа в сумме 40 000 руб., в котором установлен срок его исполнения до 13.09.2010.
По истечении установленного в требовании срока, оно банком исполнено не было.
Следовательно, Управление в срок до 14.11.2010 должно было вынести решение о взыскании штрафа за счет денежных средств Банка.
Однако 13.10.2010 (согласно штампу Арбитражного суда Белгородской области на исковом заявлении) Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании данной суммы штрафных санкций, то есть в период, когда им еще не была утрачена возможность принятия решения о взыскании с банка штрафа во внесудебном порядке.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 29 и части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела о взыскании сумм обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Исходя из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данными в пункте 1 Информационного письма от 20.02.2006 г. N 105, при обращении территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражные суды после 31.12.2005 года с заявлениями о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса.
Поскольку при обращения в суд с заявлением о взыскании с Банка штрафа в сумме 40 000 руб. за несообщение в установленный срок в орган контроля за уплатой страховых взносов сведений об открытии счета, Управлением был нарушен установленный Федеральным законом N 212-ФЗ внесудебный порядок взыскания штрафа, то данный спор, связанный со взысканием штрафа, не может быть рассмотрен арбитражным судом.
При таких обстоятельствах, суд правомерно прекратил производство по делу N А08-6407/2010-20 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Кроме того, п. 4 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) с организации, являющейся основной, если недоимка дочерней или зависимой организации не погашается в течение более трех месяцев, или, наоборот, с дочерней (зависимой) организации, если недоимка основной организации числится более трех месяцев;
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате страховых взносов основана на изменении органом контроля за уплатой страховых взносов юридической квалификации сделки, совершенной таким плательщиком страховых взносов, или статуса и характера деятельности этого плательщика страховых взносов.
Статьей 21 Федерального закона N 212-ФЗ установлен судебный порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
На наличии оснований, предусмотренных указанными положениями закона, Управление не ссылается и доказательств наличия указанных оснований применительно к настоящему делу Управлением не представлено.
Доводы апелляционной жалобы Управления о том, что внесудебный порядок взыскания, предусмотренный статьями 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ, относиться к плательщикам страховых взносов, тогда как в данном случае Управлением к ответственности привлечен банк - как кредитная организация, а не как плательщик страховых взносов, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании вышеприведенных положений Федерального закона N 212-ФЗ.
Судом апелляционной инстанции также учтено следующее.
Из материалов дела усматривается, что приказом Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) от 29.09.2010 N ОД-479 у коммерческого банка "СахаДаймондБанк" отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в соответствующей редакции) и в соответствии с подпунктом 7 статьи 20 названного Федерального закона, пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в соответствующей редакции) в банке назначена временная администрация.
Согласно данным, содержащимся в информационном ресурсе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Картотека арбитражных дел", 18.11.2010 Арбитражным судом г. Москвы в отношении общества с ограниченной ответственностью коммерческий банк "СахаДаймондБанк" на основании заявления Центрального Банка России от 10.11.2010 N 09-18-2-06/33-3 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) N А40-133945/10-70-661 "Б".
На основании пункта 8 статьи 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1 настоящего Федерального закона, а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Из статьи 17 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" следует, что в случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у нее лицензии.
Статьями 22, 22.1 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" установлено, что временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам.
В силу пункта 6 статьи 22.1 названного Федерального закона для установления кредиторов кредитной организации и размера их требований к кредитной организации временная администрация осуществляет в порядке, установленном пунктами 7 - 12 настоящей статьи, учет требований кредиторов в реестре требований кредиторов, форма которого устанавливается нормативным актом Банка России.
Согласно пункту 8 статьи 22.1 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент в период деятельности временной администрации.
Временная администрация рассматривает предъявленное требование и по результатам рассмотрения не позднее 30 рабочих дней со дня получения этого требования вносит его в реестр требований кредиторов при обоснованности предъявленного требования. В тот же срок временная администрация уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов, либо об отказе в таком включении в указанный реестр, либо о включении в этот реестр требования в неполном объеме. В случае внесения требования кредитора в реестр требований кредиторов в соответствующем уведомлении, направляемом кредитору, указываются сведения о размере и составе его требования к должнику, а также об очередности его удовлетворения (пункт 10 статьи 22.1).
На основании полученных требований кредиторов временная администрация составляет реестр требований кредиторов кредитной организации, в котором указываются сведения о кредиторах, предъявивших свои требования, о размере таких требований, об очередности удовлетворения каждого такого требования, а также основания их возникновения. Требования кредиторов, предъявленные к кредитной организации в период деятельности в ней временной администрации, но не рассмотренные временной администрацией на день истечения ее полномочий в порядке, установленном пунктами 6 - 12 настоящей статьи, передаются по описи конкурсному управляющему или ликвидатору кредитной организации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 настоящего Федерального закона (пункты 11, 14 статьи 22.1 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ).
При изложенных обстоятельствах оснований для взыскания санкций, примененных решением от 29.07.2010 N 4 "О привлечении банка к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" вне дела о несостоятельности (банкротстве) у суда не имеется.
Убедительных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену определения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что определение Арбитражного суда Белгородской области от 08.11.2010 по делу N А08-6407/2010-20 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белгороде без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст. 333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271. 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Белгородской области от 08.11.2010 по делу N А08-6407/2010-20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белгороде без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-6407/2010
Истец: ГУ УПФ РФ в г.Белгороде, УПФР в г. Белгороде
Ответчик: ООО КБ "СахаДаймондБанк"
Третье лицо: ООО "КБ"СахаДаймондБанк"