Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 марта 2021 г. N Ф06-1622/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
30 декабря 2020 г. |
Дело N А72-8914/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корастелева В.А., Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области на решение определение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 октября 2020 года по делу NА72-8914/2020,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Здрава" (ИНН 7302021874, ОГРН 1027300533776), город Димитровград Ульяновской области,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области (ОГРН 1107302000926, ИНН 7329000014), город Димитровград Ульяновской области,
об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные страховые взносы,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Здрава" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России N 7 по Ульяновской области (далее - инспекция, налоговый орган) об обязании инспекции возвратить обществу переплату по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за период с 15 июня 2017 года по 28 февраля 2019 года, в сумме 116 069,80 рублей.
Решением суда от 15.10.2020 г. исковые требования удовлетворены полностью.
Инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела, и просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение суда оставить без изменения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из сведений, размещенных на официальном сайте "Картотека арбитражных дел" следует, что решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5521/2019 от 23.05.2019 г. (дата оглашения резолютивной части) ООО "Здрава" (ИНН 7302021874, ОГРН 1027300533776) признано несостоятельным (банкротом) как ликвидируемый должник и в отношении него открыто конкурсное производство, а конкурсным управляющим утвержден Минабутдинов Рамил Ирфанович.
Как указывает общество в исковом заявлении, 17.03.2020 г. в целях корректировки реестра текущих платежей ООО "Здрава" между заявителем и Межрайонная ИФНС России N 7 по Ульяновской области была проведена сверка расчетов, по итогам которой в адрес общества была представлена справка N 3615093 "О состоянии расчетов по налогам и сборам" (т. 1 л.д. 48 - 51).
Согласно данным, представленным в справке, у заявителя имеется переплата по налогам и сборам, в том числе по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начиная с 01.01.2017 г. в размере 137 904,09 руб., и данная переплата в указанном размере также подтверждается актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам N ЗП978 от 18.03.2020 г.
На основании полученных данных 08.06.2020 г. конкурсный управляющий ООО "Здрава" обратился в Межрайонную ИФНС России N 7 по Ульяновской области с заявлением о возврате суммы переплаты налогов, сборов, пеней, и по данному заявлению инспекция 13.07.2020 г. произвела возврат лишь части налогов и сборов, а возврат переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начиная с 01.01.2017 г., не произведен.
Конкурсный управляющий на основании деклараций ООО "Здрава" (Расчет по страховым взносам) и выпискам с расчетного счета заявителя произвел расчет сумм переплат, который составил 144345,92 руб.
Переплата за период с 15.06.2017 г. по 28.02.2019 г. составляет 116 069,80 руб. (144345,92 - 28276,12).
Считая нарушенным право на своевременный возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, общество обратилось в суд с заявлением об обязании инспекции возвратить обществу переплату по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о полном удовлетворении заявленных обществом требований, исходя из следующего.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
В силу п.п. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Пунктом 1 ст. 78 НК РФ определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7, 8 ст. 78 НК РФ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 г. N 11074/05 право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
В качестве доказательства наличия переплаты заявитель указывает акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам N ЗП978 от 18.03.2020 г., а инспекцией не оспаривается переплата указанная обществом в заявлении в суд.
В доводах отзыва налоговый орган указывает, что ООО "Здрава" является плательщиком страховых взносов и согласно карточки расчетов с бюджетом (далее - КРСБ) у налогоплательщика имеется переплата по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Вместе с тем, налоговый орган приводит довод о том, что в КРСБ имеется не погашенная задолженность по соответствующим видам налогов, которые указаны в решении суда первой инстанции.
08.07.2020 г. в налоговый орган от ООО "Здрава" поступило заявление о возврате на расчетный счет организации переплаты по страховым взносам в размере 137 904,09 руб., а по результатам рассмотрения заявления 09.07.2020 г. инспекцией принято решение N 8432 об отказе в осуществлении возврата, поскольку, у общества имеется задолженность в пределах одного вида налога.
ФНС России включено в реестр требований кредиторов ООО "Здрава" с суммами: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 г. (налог) - 28 885,44 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 г. (пени) - 1 662,53 руб.
Также налоговый орган указывает на то, что у заявителя имеется задолженность, образовавшаяся по текущим платежам, не вошедшим в реестровую задолженность.
По налогу в сумме 54 763,84 руб., по пени в сумме 4 380,09 руб., по штрафам в сумме 1 700 руб.
По мнению налогового органа, поскольку заявитель признан несостоятельным (банкротом), то в соответствии с ч. 2 ст. 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам должны удовлетворяться в порядке очередности, в соответствии с которой погашение задолженности по уплате страховых взносов входит в пятую очередь удовлетворения требований.
Таким образом, при зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения имеющейся недоимки инспекцией может быть нарушена очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, установленная ч. 2 ст. 134 Закона о банкротстве.
Поскольку, у инспекции отсутствуют сведения о кредиторах первоочередной задолженности, а в случае зачета переплаты в счет недоимки, относящейся к пятой очереди удовлетворения текущих требований кредиторов, может быть нарушена очередность удовлетворения требований, установленная ч. 2 ст. 134 Закона о банкротстве, инспекцией не произведен зачет по соответствующему виду налогов, в соответствии с п.п. 5,6 ст. 78 НК РФ.
Поскольку ст. 78 НК РФ не предусмотрен особый порядок возврата переплаты, числящейся за организацией, находящейся в стадии банкротства (в частности, без учета имеющейся задолженности), инспекцией принято решение N 8432 об отказе в осуществлении возврата переплаты.
Изучив доводы сторон, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу п. 1 ст. 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Статьей 5 Закона о банкротстве определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Согласно п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном ст. 142 Закона о банкротстве.
В п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" указано, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Аналогичная позиция изложена в п. 47 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, арбитражным судам следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 указанного Закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Из вышеприведенных норм следует, что после открытия в отношении организации конкурсного производства налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности по налогу, в том числе и путем зачета (удержания) недоимки при подаче налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога.
В этой связи, правило о возврате излишне уплаченного налога лишь после проведения зачетов имеющихся недоимок, установленное абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ, неприменимо к налогоплательщику, в отношении которого ведется конкурсное производство.
Иное положение означало бы нарушение установленной очередности удовлетворения требований кредиторов или (и) преимущественное удовлетворение требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами.
Имеющаяся у общества сумма переплаты подлежит возврату налогоплательщику и включению в конкурсную массу.
Самостоятельное взыскание задолженности в период конкурсного производства противоречит закону, и затрагивает права кредиторов.
Отказ возвратить обществу переплату по налогам нарушает права кредиторов общества, являющегося должником в деле о банкротстве, поскольку препятствует формированию конкурсной массы, за счет которой должны удовлетворяться их требования.
Конкурсным управляющим в материалы дела представлены сведения о текущих обязательствах и реестр требований кредиторов.
Довод налогового органа о том, что заявителем не подтверждены текущие обязательства и требования, включенные в реестр, судом правильно отклонен, поскольку в силу ст. 129 Закона о банкротстве реестр ведется конкурсным управляющим, который несет ответственность за его ведение.
В связи с вышеуказанным суд правильно признал наличие у налогового органа обязанности возвратить обществу сумму излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 15.06.2017 г. по 28.02.2019 г. в сумме 116 069,80 руб.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 октября 2020 года по делу N А72-8914/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.