г. Хабаровск |
|
30 декабря 2020 г. |
А73-10598/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Амурская лесопромышленная компания": представителя Курлюченко В.Г. по доверенности от 18.05.2020 N АЛК-730/2020 (сроком по 17.05.2021);
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Антикор": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амурская лесопромышленная компания"
на решение от 13.10.2020
по делу N А73-10598/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурская лесопромышленная компания"
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета транспортного средства, выраженного в письме от 26.06.2020 N 03.1-27-14934
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Антикор"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Амурская лесопромышленная компания" (далее - ООО "Амурская ЛК", заявитель, ООО "АЛК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Главное управление, Управление) о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета транспортного средства, выраженного в письме от 26.06.2020 N 03.1-27-14934.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Антикор" (далее - ООО "Антикор").
Решением суда от 13.10.2020 в удовлетворении заявленных требований ООО "Амурская ЛК" отказано.
Суд установил отсутствие правовых оснований у Управления по снятию с регистрационного учета погрузчика, зарегистрированного за ООО "Антикор" по требованию заявителя (купившего у ООО "Антикор" погрузчик 13.05.2015), отметив, что это не лишает возможности заявителя обратиться с заявлением о постановке транспортного средства на государственный регистрационный учет.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Амурская ЛК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: поскольку ООО "Антикор" (как прежний собственник транспортного средства) до настоящего времени не предпринимает никаких мер по снятию погрузчика с государственного учета, заявитель вынужден был самостоятельно обратиться в Главное управление с соответствующим заявлением, так как были исчерпаны все предусмотренные законодательством Российской Федерации способы защиты своих прав, а суд первой инстанции, отразив, что общество не лишено права обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке транспортного средства на государственный регистрационный учет, указал заявителю на неправильный способ защиты своих прав, в том числе, потому что заявителю уже был дан устный отказ.
Вместе с апелляционной жалобой в суд поступила копия письма общества от 11.11.2020 "О направлении документов на государственную регистрацию спецтехники", адресованного Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Амурскому району Хабаровского края.
Представители Управления, третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии письма общества от 11.11.2020, приложенной к жалобе, пояснив, что такое письмо подтверждает указание судом заявителю на неправильный способ защиты своих прав.
Рассмотрев заявленное ходатайство представителя общества, руководствуясь статьями 159, 268 АПК РФ, суд считает возможным удовлетворить его, в связи с чем, приобщает копию вышеуказанного письма общества к материалам настоящего дела.
Заслушав представителя ООО "Амурская ЛК", исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 25.06.2020 в адрес Управления поступило заявление ООО "Амурская ЛК" о снятии с регистрационного учета транспортного средства: погрузчик фронтальный SDLG LG936L, 2013 года выпуска, двигатель N J80GPD00018, заводской номер машины VLG0936LLD, паспорт транспортного средства серии ТТ N 0066876 от 01.11.2013, при этом указано, что погрузчик приобретен ООО "Амурская ЛК" в собственность по договору купли-продажи от 13.05.2015 N 209/2015, заключенному с ООО "Антикор".
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.10.2019 по делу N А73-13663/2019 на ООО "Антикор" возложена обязанность в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу снять с регистрационного учета транспортное средство: погрузчик фронтальный SDLG LG936L, изготовитель - SHANDONG LINGONG CONSTRUCTION MACHINERY CO, LTD, 2013 года выпуска, двигатель N J80GPD00018, заводской номер машины - VLG0936LLD9019416, паспорт транспортного средства серии ТТ N 0066876 от 01.11.2013.
25.11.2019 арбитражным судом по делу N А73-13663/2019 выдан исполнительный лист серии ФС N 030917123, предъявленный взыскателем (ООО "Амурская ЛК") к исполнению в отдел судебных приставов по Железнодорожному району города Хабаровска, возбудивший 25.12.2019 на основании вышеуказанного исполнительного документа исполнительное производство N 185987/19/27003-ИП в отношении "Антикор", которое было окончено, в связи с вынесением постановления судебного пристава-исполнителя от 02.07.2020 (невозможность исполнения исполнительного документа).
Неисполнение ООО "Антикор" решения суда явилось основанием для обращения ООО "Амурская ЛК" с заявлением в Управление о снятии рассматриваемого транспортного средства с регистрационного учета.
Письмом от 26.06.2020 N 03.1-27-14934 Управление сообщило ООО "Амурская ЛК" об отсутствии правовых оснований для снятия погрузчика с государственного регистрационного учета, в связи с тем, что согласно действующему законодательству снятие с учета транспортных средств производится уполномоченным органом только на основании обращения юридического лица, за которым такое транспортное средство зарегистрировано.
Не согласившись с отказом Управления в снятии погрузчика с регистрационного учета, ООО "Амурская ЛК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Из положений статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что автотранспортные средства относятся к движимому имуществу; регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на территории Хабаровского края осуществляет полномочия по региональному государственному надзору в области технического состояния самоходных машин и других видов техники (подпункт 3.1.2.6 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 Положения о главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 N 371-пр).
Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее -Постановление Правительства РФ N 938), пунктами 2, 3 и 4 которого определено, что органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - органы гостехнадзора) осуществляют на территории Российской Федерации регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (далее - транспортные средства, самоходные машины); регистрация транспортных средств в органах гостехнадзора осуществляется собственниками транспортных средств либо лицами, от имени собственников владеющими, пользующимися или распоряжающимися на законных основаниях транспортными средствами в установленном порядке; регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995 (далее - Правила), которые распространяются на всех юридических лиц Российской Федерации и иностранных государств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, физических лиц граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся собственниками машин, либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях этими машинами, предприятия-изготовители, а также предприятия, организации, учреждения и граждан-предпринимателей, производящих торговлю машинами и номерными агрегатами на основании лицензии, выданной в установленном порядке (п. 1.2 Правил).
Правила обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (пункт 1.3 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 938, пунктом 5.1 Правил юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Пунктом 5.2 Правил установлено, что при снятии с учета машин их владельцы обязаны представить в государственную инспекцию гостехнадзора заявления с отметкой военного комиссариата в необходимых случаях, предъявить документы, удостоверяющие личность в соответствии с п. 2.10 настоящих Правил, регистрационные документы и паспорта машин и сдать государственные регистрационные знаки; в регистрационных документах и паспортах машин проставляются отметки о снятии с учета машин.
К регистрационным документам, в силу пункта 2.15 Правил, относится свидетельство о регистрации транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил регистрационные действия, совершенные с нарушением законодательства и настоящих Правил, являются недействительными.
То есть, как верно указал суд, обязанность по снятию транспортного средства с регистрационного учета в случае прекращения права собственности на данное транспортное средство возложена исключительно на лицо, за которым данное транспортное средство зарегистрировано; для этого в орган гостехнадзора такому лицу необходимо представить заявление, документы, удостоверяющие личность, регистрационные документы (то есть свидетельство о регистрации) и паспорт самоходной машины, а также сдать государственные регистрационные знаки.
В рассматриваемом случае, по данным государственного регистрационного учета спорный погрузчик зарегистрирован Управлением за ООО "Антикор" 20.01.2014, значит, в силу положений пункта 5.1 Правил, ООО "Амурская ЛК" не является лицом, которое вправе обратиться с заявлением о снятии такого погрузчика с регистрационного учета.
С 13.05.2015, то есть с момента заключения договора купли-продажи N 209/205, в результате исполнения которого погрузчик перешел в собственность ООО "Амурская ЛК", и до настоящего времени ООО "Антикор" в Управление с заявлением о снятии с государственного регистрационного учета спорного погрузчика в связи с его продажей, не обращалось.
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, у Главного управления отсутствуют правовые основания для совершения действий по снятию с государственного регистрационного учета погрузчика, зарегистрированного за ООО "Антикор", по требованию ООО "Амурская ЛК".
Также суд отметил, что, ООО "Амурская ЛК" не лишено возможности обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке принадлежащего ему транспортного средства на государственный регистрационный учет.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа Главного управления, выраженного в письме от 26.06.2020 N 03.1-27-14934, незаконным, и в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Копия письма общества от 11.11.2020, приложенная к жалобе, по мнению заявителя такой жалобы, подтверждающая ее доводы, на самом деле свидетельствует о реализованном праве ООО "АЛК" на обращение с заявлением в уполномоченный орган о государственной регистрации транспортного средства, приобретенного обществом на основании договора купли-продажи от 13.05.2015 N 209/2015.
При этом, доказательств отказа в государственной регистрации транспортного средства уполномоченным органом (на который ссылается в жалобе, ее заявитель), в материалы дела и суду не представлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому они не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Излишне уплаченная 12.11.2020 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13 октября 2020 года по делу N А73-10598/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Амурская лесопромышленная компания" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения N 8551 от 12.11.2020. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.