город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2020 г. |
дело N А32-20196/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от администрации муниципального образования города Краснодар: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель не поключился;
от министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Горобцова Д.В., паспорт, по доверенности от 11.12.2020 N 70.10-06-12038/20,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.10.2020 по делу N А32-20196/2020 по исковому заявлению министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края к администрации муниципального образования города Краснодар при участии третьего лица: департамента финансов администрации муниципального образования города Краснодара о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просит:
* взыскать за счет казны муниципального образования в доход краевого бюджета средства субвенции, излишне израсходованные в 2017 году на осуществление государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий, в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 2 531 000 (два миллиона пятьсот тридцать одна тысяча) рублей 00 копеек;
* взыскать за счет казны муниципального образования в доход краевого бюджета средства субвенции, излишне израсходованные в 2018 году на осуществление государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий, в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 2 942 500 (два миллиона девятьсот сорок две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек;
* взыскать за счет казны муниципального образования в доход краевого бюджета средства субвенции, излишне израсходованные в 2019 году на осуществление государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий, в качестве нуждающихся в жилых помещениях и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в размере 3 085 500 (три миллиона восемьдесят пять тысяч пятьсот) рублей 00 копеек.
Решением от 06.10.2020 суд удовлетворил заявленные по делу требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в ответах на запросы министерства в письмах администрации от 24.01.2017 N 776/09 и от 19.01.2018 была указана численность граждан отдельных категорий (с членами семей), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) в муниципальном образовании город Краснодар, как указанных в Законе N 1077-КЗ, так и принятых на учет (включенных в отдельные списки) в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в соответствии с действующими на момент принятия (включения в список) нормами жилищного законодательства. Расходование субвенций в 2017-2019 годы на осуществление отдельных государственных полномочий по ведению учёта граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях, переданных в соответствии с Законом N 1535-КЗ производилось в рамках утверждённых нормативов, предусмотренных соглашениями, из расчёта на 8 муниципальных служащих: расходы на оплату труда с начислениями на выплате по оплате труда, компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком от 1.5 до 3-х лет и материальных затрат в виде приобретения канцелярских товаров, оргтехники и других прочих расходов. Использование предоставленных субвенции произведено но целевому назначению и в пределах предоставленных межбюджетных трансфертов в рамках Соглашений и с учётом нормативов формирования и расходования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств. Условия предоставления субвенции не нарушены.
Суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, рассматривает апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края указал на законность и обоснованность оспариваемого акта по доводам представленного отзыва.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 час. 59 мин. 17.12.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, между министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и администрацией муниципального образования город Краснодар заключены соглашение от 18 января 2017 г. N У1-21 о предоставлении в 2017 году 4 049,6 тыс. руб. субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях; соглашение от 11 января 2018 г. N УГ-28 о предоставлении в 2018 году 4708,0 тыс. руб. субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях; соглашение от 21 января 2019 г. N УГ-34 о предоставлении в 2019 году 4 936,8 тыс. руб. субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По итогам проверки, с учетом данных, предоставленных Администрацией муниципального образования город Краснодар в письме от 13 декабря 2019 г. N 1863/07, установлено, что фактически на территории муниципального образования город Краснодар количество граждан отдельных категорий, перечисленных в Законе N 1077-КЗ, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляло (по годам):
1) в 2017 году - 2260 граждан отдельных категорий (вместо 7 638 чел.);
2) в 2018 году - 2761 граждан отдельных категорий (вместо 7 145 чел.);
3) в 2019 году - 2594 граждан отдельных категорий (вместо 6 421 чел.).
Для данного количества граждан предусмотрена численность муниципальных служащих, осуществляющих функции по выполнению отдельных государственных полномочий в муниципальном образовании город Краснодар: в 2017 году - 3 чел. (вместо 8 чел.); в 2018 году - 3 чел. (вместо 8 чел.); в 2019 году - 3 чел. (вместо 8 чел.).
Таким образом, Администрация, следуя принципу адресности и целевого характера использования бюджетных средств, могла правомерно использовать субвенции в размере, не превышающем: в 2017 году - 1 518,6 тыс. руб. (506,2 3); в 2018 году - 1 765,5 тыс. руб. (588,5
3); в 2019 году - 1 851,3 тыс. руб. (617,1
3).
Истец считает, что у Администрации отсутствовали основания для расходования средств субвенций: в 2017 году - 2 531,0 тыс. руб. (4049,6 - 1 518,6); в 2018 году - 942,5 тыс. руб. (4710,4 - 1 765,5); в 2019 году - 3 085,5 тыс. руб. (4936,8 - 1 851,3), а всего в размере 8 559,0 тыс. руб.
Министерство пришло к выводу, что излишне предоставленные Администрации субвенции на 5 муниципальных служащих с 2017 по 2019 годы в размере 8 559,0 тыс. руб. - являются использованными не по целевому назначению и подлежат возврату в бюджет Краснодарского края.
По итогам проведенных совещаний и переписки с Администрацией (письма министерства от 23 июля 2019 г. N 70.10-08-6108/19, от 19 сентября 2019 г. N 70.10-088109/19 и от 26 ноября 2019 г. N 70.10-08-10558/19) министерством была направлена претензия о возврате излишне полученных средств субвенций (претензия от 03.02.2020 N 70.10-081071/20).
Администрации муниципального образования город Краснодар было предложено в срок до 01.03.2020 в добровольном порядке вернуть указанные средства.
Письмом от 25.02.2020 N 246/07 администрация муниципального образования город Краснодар отказала в осуществлении возврата денежных средств.
При указанных обстоятельствах, Министерство обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Из положений статей 1, 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетные правоотношения, в том числе по исполнению бюджета и контролю за его исполнением, регулируются бюджетным законодательством.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях (часть 2 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (подпункт 10 пункт 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно части 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 N 1535-K3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями" (далее - Закон N 1535-K3) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае наделены следующими государственными полномочиями Краснодарского края:
1) ведение учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края от 28.06.2006 N 1077 -КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий" (далее - Закон N 1077-КЗ);
2) формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Законом Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" (далее совместно - переданные полномочия).
Финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из краевого бюджета.
Субвенция носит целевой характер и не может быть использована на другие цели, за исключением:
1) расходов на оплату труда муниципальных служащих, осуществляющих переданные полномочия, с начислениями на выплаты по оплате труда;
2) расходов на приобретение компьютерной техники и оргтехники, программного обеспечения, имущества (за исключением недвижимого), канцелярских товаров, услуг связи, почтовых расходов и другие текущие расходы.
Объем субвенции, предоставляемой бюджету конкретного муниципального образования из краевого бюджета на реализацию переданных полномочий определяется в соответствии с Методикой расчета общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Краснодарского края из краевого бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями общего объема таких субвенций (далее - Методика), являющейся приложением к Закону N 1535-K3 и рассчитывается по формуле:
Субi, = Н Чi,
где:
Cyбi - объем субвенции, предоставляемой из краевого бюджета бюджету i-ro муниципального образования на осуществление переданных полномочий;
Н - норматив текущих расходов в год на одного муниципального служащего, осуществляющего выполнение функций, обеспечивающих реализацию переданных полномочий (далее - норматив текущих расходов);
Чi - численность муниципальных служащих (единиц), осуществляющих функции по выполнению переданных полномочий в i-м муниципальном образовании (далее -численность муниципальных служащих).
Норматив текущих расходов, рассчитывается по следующей формуле:
Н = Нот + Нмз,
где:
Н - норматив текущих расходов;
Нот - норматив расходов на оплату груда с начислениями на выплаты по оплате труда (далее - норматив на оплату труда);
Нмз - норматив расходов на приобретение компьютерной техники и оргтехники, программного обеспечения, имущества (за исключением недвижимого), канцелярских товаров, услуг связи, почтовых расходов и другие текущие расходы (за исключением оплаты труда и начислений на выплаты по оплате груда) (далее - норматив на приобретение имущества и оплату услуг).
В соответствии с Методикой в редакции от 01.01.2018 - министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство), как уполномоченным органом, начиная с 2018 года устанавливается размер нормативов расходов на оплату труда и на приобретение имущества и оплату услуг.
В 2017 году данные нормативы были установлены министерством финансов Краснодарского края.
С учетом изложенного выше, нормативы текущих расходов на одного муниципального служащего по годам следующие:
1) 2017 год - 506,2 тыс. руб. (в том числе: 488,1 тыс. руб. - норматив расходов на оплату труда; 18,1 тыс. руб. - норматив расходов на приобретение имущества и оплату услуг связи);
2) 2018 год - 588,5 тыс. руб. (в том числе: 512,5 тыс. руб. - норматив расходов на оплату труда; 76 тыс. руб. - норматив расходов на приобретение имущества и оплату услуг связи);
3) 2019 год - 617,1 тыс. руб. (в том числе: 538,1 тыс. руб. - норматив расходов на оплату труда; 79 тыс. руб. - норматив расходов на приобретение имущества и оплату услуг связи).
При формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период показателем (критерием) распределения между муниципальными образованиями общего объема субвенций является:
1) численность граждан, состоящих по состоянию на 1 января текущего года в муниципальном образовании на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и относящихся к категориям, указанным в Законе N 1077-КЗ (далее - граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) - информация представляется органами местного самоуправления муниципальных образований (пункт 4 Методики);
2) численность граждан, включенных по состоянию на 1 января текущего года в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Законом Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" (далее - граждане, включенные в список детей-сирот) - информация предоставляется министерством труда и социального развития Краснодарского края.
Учитывая указанную выше численность министерство ежегодно при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период определяет численность муниципальных служащих для каждого муниципального образования, из расчета:
1) от 1 до 1000 (включительно) граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и граждан, включенных в список детей- сирот, - 1 единица;
2) от 1001 до 2000 (включительно) граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и граждан, включенных в список детей-сирот, - 2 единицы;
3) от 2001 до 3000 (включительно) граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и граждан, включенных в список детей-сирот, - 3 единицы;
4) от 3001 до 4000 (включительно) граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и граждан, включенных в список детей-сирот, - 4 единицы;
5) от 4001 до 5000 (включительно) граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и граждан, включенных в список детей-сирот, - 5 единиц;
6) от 5001 до 6000 (включительно) граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и граждан, включенных в список детей-сирот, - 6 единиц;
7) от 6001 до 7000 (включительно) граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и граждан, включенных в список детей-сирот, - 7 единиц;
8) от 7001 до 8000 (включительно) граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и граждан, включенных в список детей-сирот, - 8 единиц;
9) от 8001 до 9000 (включительно) граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и граждан, включенных в список детей-сирот, - 9 единиц.
Предоставление субвенций администрации муниципального образования город Краснодар: 2017 год:
В соответствии с Законом N 1535-K3, Законом Краснодарского края от 19 декабря 2016 г. N 3515-K3 "О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и Положением о порядке расходования субвенций из краевого бюджета местными бюджетами на исполнение отдельных государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 августа 2009 г. N 715 (далее - Положение N 715) между министерством и администрацией муниципального образования город Краснодар заключено соглашение от 18 января 2017 г. N У1 -21 о предоставлении в 2017 году 4 049,6 тыс. руб. субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее также -Соглашение 2017 года).
Согласно пунктам 1.2 и 1.3 Соглашения 2017 года объем бюджетных ассигнований составляет 4 049,6 тыс. руб., носит целевой характер и не может быть использован на другие цели, за исключением оплаты труда с начислениями на оплату труда муниципальных служащих и приобретение канцелярских товаров, оргтехники, услуги связи, почтовые расходы и другие текущие расходы.
Пунктами 3.1 и 3.2 Соглашения 2017 года установлено, что Администрация приняла ответственность за нецелевое использование субвенции и недостоверность представляемых отчетных сведений; неиспользованные остатки субвенции подлежат возврату в доход краевого бюджета в соответствии с утвержденным порядком.
Администрацией представлена информация о 7638 гражданах отдельных категорий, состоящих на учете в качестве нуждающихся, по состоянию на 1 января 2016 года (письмо Администрации от 3 марта 2016 г. N 2910/09.
Расчет предоставленной Администрации в 2017 году субвенции произведен исходя из:
численности граждан отдельных категорий, состоявших на учете на 1 января 2016 года, - 7638 человек;
численности муниципальных служащих - 8 работников;
норматива расходов на оплату труда и на приобретение имущества и оплату услуг на 2017 год - 506,2 тыс. рублей.
И рассчитан по следующему алгоритму 506,28 = 4049,6 тыс. рублей.
2018 год:
В соответствии с Законом N 1535-K3, Законом Краснодарского края от 20 декабря 2017 г. N 3722-K3 "О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и Положением N 715 между министерством и Администрацией заключено соглашение от 11 января 2018 г. N УГ-28 о предоставлении в 2018 году 4708,0 тыс. руб. субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - Соглашение 2018 года).
Согласно пунктам 1.2 и 1.3 Соглашения 2018 года объем бюджетных ассигнований составляет 4708,0 тыс. руб., носит целевой характер и не может быть использован на другие цели, за исключением оплаты труда с начислениями на оплату труда муниципальных служащих и приобретение канцелярских товаров, оргтехники, услуги связи, почтовые расходы и другие текущие расходы.
Пунктами 3.1 и 3.2 Соглашения 2018 года также установлено, что Администрация приняла ответственность за нецелевое использование субвенции и недостоверность представляемых отчетных сведений; неиспользованные остатки субвенции подлежат возврату в доход красного бюджета в соответствии с утвержденным порядком.
При этом Администрацией представлена информация о 7145 гражданах отдельных категорий, состоящих на учете в качестве нуждающихся, по состоянию на 1 января 2017 года (письмо Администрации от 24 января 2017 г. N 776/09).
Расчет предоставленной Администрации в 2018 году субвенции произведен исходя из:
численности граждан отдельных категорий, состоявших на учете на 1 января 2017 г ода, - 7 145 человек;
численности граждан, включенных в список детей-сирот - 793 человек; численности муниципальных служащих - 8 работников; норматива расходов на оплату труда и на приобретение имущества и оплату услуг на 2018 г од - 588,5 тыс. рублей.
И рассчитан по следующему алгоритму 588,58 = 4710,4 тыс. рублей.
2019 год:
В соответствии с Законом N I535-K3, Законом Краснодарского края от 21 декабря 2018 г. N 3939-K3 "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" и Положением N 715 между министерством и Администрацией заключено соглашение от 21 января 2019 г. N УГ-34 о предоставлении в 2019 году 4 936,8 тыс. руб. субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее-Соглашение 2019 года).
Согласно пунктам 1.2 и 1.3 Соглашения 2019 года объем бюджетных ассигнований составляет 4 936,8 тыс. руб., носит целевой характер и не может быть использован на другие цели, за исключением оплаты груда с начислениями на оплату труда муниципальных служащих и приобретение канцелярских товаров, оргтехники, услуги связи, почтовые расходы и другие текущие расходы.
Пунктами 3.1 и 3.2 Соглашения 2019 года также установлено, что Администрация приняла ответственность за нецелевое использование субвенции и недостоверность представляемых отчетных сведений; неиспользованные остатки субвенции подлежат возврату в доход краевого бюджета в соответствии с утвержденным порядком.
При этом Администрацией представлена информация о 6 421 гражданах отдельных категорий, состоящих на учете в качестве нуждающихся, но состоянию на 1 января 2018 года (письмо Администрации от 19 января 2018 г. N 635/07).
Расчет предоставленной Администрации в 2019 году субвенции произведен исходя из:
численности граждан отдельных категорий, состоявших на учете на 1 января 2018 года - 6 421 человек;
численности граждан, включенных в список детей-сирот - 911 человек;
численности муниципальных служащих - 8 работников;
норматива расходов на оплату труда и на приобретение имущества и оплату услуг на 2018 год - 617,1 тыс. рублей.
И рассчитан по следующему алгоритму 617,1 8 = 4936,8 тыс. рублей. Министерство предоставило Администрации:
1) по коду бюджетной классификации бюджета - 823 0505 13 2 01 60870 530, с указанием кода получателя межбюджетного трансферта - 2 02 03024 04 0000 151, что согласно приказу Минфина России от 20.06.2016 N 90н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н" соответствует "субвенции бюджетам городских округов на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации": в 2017 году - 4049,6 тыс. рублей; в 2018 году - 4710,4 тыс. рублей;
2) по коду бюджетной классификации бюджета - 823 0505 13 2 01 60870 530, с указанием кода получателя межбюджетного трансферта - 2 02 30024 04 0000 150, что согласно приказу Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" соответствует "субвенции бюджетам городских округов на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации": в 2019 году -4936,8 тыс. рублей.
Предоставление субвенций подтверждается уведомлениями по расчетам между бюджетами за 2017 - 2019 годы, платежными поручениями за 2017 - 2019 годы, карточками счета за 2017 - 2019 годы.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что информация о численности граждан отдельных категорий, состоящих на учете, является недостоверной.
Так, при формировании бюджета на 2020 год Администрацией в письме от 25 января 2019 г. N 132/05 представлена информация о численности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся, по состоянию на 1 января 2019 г. - 6497 граждан отдельных категорий.
В отчете Администрации о количестве граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) по состоянию на 1.01.2018 (далее - отчет) отражены сведения о 2594 гражданах отдельных категорий, перечисленных в Законе N 1077-КЗ, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в администрации муниципального образования город Краснодар.
Сведения, указанные в письме от 25 января 2019 г. N 132/05, содержат информацию по всем гражданам, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством относились к отдельным категориям и были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., таких как прокуроры, судьи, сотрудники налоговых органов, педагогические работники и т.д.
Вместе с тем, указанные граждане не относятся к отдельным категориям граждан, установленным Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий", соответственно полномочия по ведению учета данных граждан с финансовым обеспечением таких полномочий в соответствии с Законом N 1535-K3 органам местного самоуправления не передавались и расходование Администрацией средств субвенций на учет таких граждан является не целевым использованием бюджетных средств.
По итогам проверки, с учетом данных, предоставленных Администрацией в письме от 13 декабря 2019 г. N 1863/07 (копия прилагается), установлено, что фактически на территории муниципального образования город Краснодар количество граждан отдельных категорий, перечисленных в Законе N 1077-КЗ, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляло (по годам):
1) в 2017 году - 2260 граждан отдельных категорий (вместо 7 638 чел.);
2) в 2018 году - 2761 граждан отдельных категорий (вместо 7 145 чел.);
3) в 2019 году - 2594 граждан отдельных категорий (вместо 6 421 чел.).
Для данного количества граждан предусмотрена численность муниципальных служащих, осуществляющих функции по выполнению отдельных государственных полномочий в муниципальном образовании город Краснодар: в 2017 году - 3 чел. (вместо 8 чел.); в 2018 году - 3 чел. (вместо 8 чел.); в 2019 году - 3 чел. (вместо 8 чел.).
Таким образом, Администрация, следуя принципу адресности и целевого характера использования бюджетных средств, могла правомерно использовать субвенции в размере, не превышающем: в 2017 году - 1 518,6 тыс. руб. (506,2 3); в 2018 году - 1 765,5 тыс. руб. (588,5
3); в 2019 году - 1 851,3 тыс. руб. (617,1
3).
У Администрации отсутствовали основания для расходования средств субвенций: в 2017 году - 2 531,0 тыс. руб. (4049,6 - 1 518,6); в 2018 году - 942,5 тыс. руб. (4710,4 - 1 765,5); в 2019 году - 3 085,5 тыс. руб. (4936,8 - 1 851,3), а всего в размере 8 559,0 тыс. руб.
При совокупности приведенных обстоятельств, Министерство пришло к обоснованному выводу, что излишне предоставленные Администрации субвенции на 5 муниципальных служащих с 2017 по 2019 годы в размере 8 559,0 тыс. руб. -являются использованными не по целевому назначению и подлежат возврату в бюджет Краснодарского края.
В апелляционной жалобе Администрация указала, что в ответах на запросы министерства в письмах администрации от 24.01.2017 N 776/09 и от 19.01.2018 была указана численность граждан отдельных категорий (с членами семей), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) в муниципальном образовании город Краснодар, как указанных в Законе N 1077-КЗ, так и принятых на учет (включенных в отдельные списки) в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в соответствии с действующими на момент принятия (включения в список) нормами жилищного законодательства. Использование предоставленных субвенции произведено но целевому назначению и в пределах предоставленных межбюджетных трансфертов в рамках Соглашений и с учётом нормативов формирования и расходования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств. Условия предоставления субвенции не нарушены.
Приведенные доводы администрации отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 14 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-"О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (далее - Закон N 1655-КЗ) установлен перечень отчетов, относящихся к отчетным документам органов местного самоуправления по вопросам учета граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Указанные отчеты содержат статистические сведения как об обеспечении жильем граждан на территории Краснодарского края (за счет средств бюджетов различных уровней), о поступлении и результатах рассмотрения органами местного самоуправления различных заявлений граждан (о принятии на учет, снятии с учета, внесении изменений в данные, учете права на внеочередное обеспечение жильем и другие), так и об общем количестве состоящих на учете граждан (в том числе малоимущих гражданах, гражданах, вставших на учет до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданах отнесенных к отдельным категориям и других категориях граждан).
Указанные статистические сведения используются министерством при выполнении возложенных полномочий по реализации жилищной политики на территории Краснодарского края. В том числе для определения текущих задач и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства края, разработки и реализации государственных программ Краснодарского края, направленных на улучшение жилищных условий жителей Краснодарского края, а также для выполнения иных задач и функций.
При этом сведения о численности граждан, состоящих по состоянию на 1 января текущего года в муниципальном образовании на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края от 28.06.2006 N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий" (далее - Закон N 1077-КЗ) запрашиваются министерством у органов местного самоуправления отдельно.
Министерством были запрошены, а администрацией представлены сведения о количестве граждан, состоящих по состоянию на 1 января соответствующего года в городе Краснодаре на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и относящихся к категориям, указанным в Законе N 1077-КЗ, в письмах от 3 марта 2016 г. N 2910/09, от 24 января 2017 г. N 776/09, от 19 января 2018 г. N 635/07.
Таким образом, отчет, на который ссылается ответчик в апелляционной жалобе, и сведения, предоставляемые администрацией по запросу министерства для целей расчета численности муниципальных служащих (которая напрямую влияет на размер предоставленной субвенции) необходимы для разных целей. Представленные в отчете о количестве граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) в администрации, по состоянию на 1 января, сведения не могут быть использованы для целей расчета численности муниципальных служащих.
Таким образом, для целей расчета численности муниципальных служащих, осуществляющих отдельные государственные полномочия по учету граждан отдельных категорий, указанных в Законе N 1077-КЗ, органы местного самоуправления обязаны представить сведения исключительно о количестве граждан отдельных категорий, указанных в Законе N 1077-КЗ.
Представленные администрацией сведения о количестве граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе N 1077-КЗ, в письмах от 3 марта 2016 г. N 2910/09, от 24 января 2017 г. N 776/09, от 19 января 2018 г. N 635/07 - являются недостоверными.
По итогам проведенных совещаний и переписки с Администрацией (письма министерства от 23 июля 2019 г. N 70.10-08-6108/19, от 19 сентября 2019 г. N 70.10-088109/19 и от 26 ноября 2019 г. N 70.10-08-10558/19 министерством направлена претензия о возврате излишне полученных средств субвенций (претензия от 03.02.2020 N 70.10-081071/20).
Администрации муниципального образования город Краснодар предложено в срок до 01.03.2020 в добровольном порядке вернуть указанные средства.
В письме от 25.02.2020 N 246/07 администрация муниципального образования город Краснодар отказала в осуществлении возврата денежных средств.
Использовав излишне рассчитанную часть субвенций на муниципальных служащих, финансирование которых не предусмотрено на счет средств субвенции в 2017-2019 годах, администрацией были нарушены условия предоставления субвенции.
При изложенных обстоятельствах, требования Министерства о взыскании средств субвенции, израсходованных с нарушением ее предоставления, являющиеся нецелевым использованием средств, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об отказе в удовлетворении заявления.
Решение суда от 06.10.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.10.2020 по делу N А32-20196/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.