г. Вологда |
|
30 декабря 2020 г. |
Дело N А66-2370/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Пирматова В. по доверенности от 14.09.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 июля 2020 года по делу N А66-2370/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дорсервис" (ОГРН 1056912012013, ИНН 6912008840; адрес: 172524, Тверская область, город Нелидово, Километр 321-й (автодорога М-9 Москва-Рига Тер.); далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221; адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97; далее - министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении права пользования участком недр местного значения, выраженного в уведомлении от 29.01.2020 N 1015-06, и применении последствий.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены, на министерство возложена обязанность принять решение о предоставлении обществу права пользования участком недр местного значения "Макарово" для добычи песчаного материала для выполнения работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог по заявлению общества от 25.12.2019 N 156, с министерства пользу общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Министерство с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой (с учетом письменных объяснений от 27.11.2020, 11.12.2020), в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. Полагает, что предоставление права пользования участком недр местного значения "Макарово" (с целью добычи песка и песчано-гравийных пород) на момент рассмотрения заявочных документов противоречило бы требованиям абзаца четвертого пункта 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), в пункте 51 Перечня участков недр местного значения по Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 22.01.2013 N 13-пп (далее - Перечень), в отношении участка недр "Макарово" определен вид пользования - геологическое изучение. Указывает, что из представленных обществом с заявлением о предоставлении права пользования недрами документов следует, что географические координаты и конфигурация испрашиваемого земельного участка, на котором предполагалось проведение разведки и добычи полезных ископаемых, отличается от конфигурации участка, предоставленного для геологоразведочных работ. Также указывает на то, что решение министерства от 24.01.2020 N 891-пи обществом не обжаловалось, судом оценка его законности и обоснованности не давалась, при этом отказ, выраженный в уведомлении от 29.01.2020 N 1015-06, необоснованно признан недействительным, поскольку уведомление лишь информирует о принятом решении.
Представитель министерства в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Общество в отзыве доводы жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим судебное заседание проведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя министерства, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается в материалах дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами ТВЕ 80135 ТП, сроком действия с 26.05.2015 по 01.05.2020, с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение на песчано-гравийный материал участка недр местного значения "Макарово".
В соответствии с лицензией обществом проведены геологоразведочные работы, в результате которых, по заключению экспертной комиссии министерства на материалы отчета по результатам геологического изучения участка недр местного значения "Макарово", утвержденного приказом министерства от 02.03.2017 N 49-кв, на месторождении "Макарово" утверждены и поставлены на территориальный баланс запасы песка и песчано-гравийной смеси.
Во исполнение судебного акта по делу N А66-1926/2018 министерством обществу выдано свидетельство от 15.05.2019 N 26 об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области.
Общество 26.12.2019 представило в министерство заявление о предоставлении права пользования участком недр местного значения, место расположения: в 7 км к востоку от г. Белый, в 1 км к югу от д. Макарово Бельского района Тверской области.
Цель обращения: добыча песчаного материала для выполнения работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Уведомлением от 29.01.2020 N 1015-06 министерство сообщило заявителю об отказе в предоставлении права пользования участком недр на основании решения министерства от 24.01.2020 N 891-пи в соответствии с абзацем четвертым пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах.
Основанием для отказа послужил вывод министерства о том, что Перечнем в отношении участка недр "Макарово" не предусмотрена разведка и добыча песка и песчано-гравийных пород.
Не согласившись с отказом министерства, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме, исходя из следующего.
Согласно пункту 6 статьи 10.1 Закона о недрах одним из оснований возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.
Статьей 18 Закона определено, что участки недр местного значения предоставляются в пользование для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона Тверской области от 06.06.2006 N 57-ЗО "О порядке пользования недрами в Тверской области" (далее - Закон N 57-ЗО) к полномочиям Правительства Тверской области в сфере регулирования отношений недропользования на территории Тверской области относятся распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Тверской области, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения; установление порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения.
В силу статьи 7 Закона N 57-ЗО порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается Правительством Тверской области.
Постановлением администрации Тверской области от 27.09.2006 N 249-па утвержден Порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения (далее - Порядок), действовавший на период рассмотрения министерством заявления общества от 25.12.2019 N 156.
В соответствии с пунктом 8 Порядка для получения права пользования участком недр местного значения в Тверской области без проведения торгов заявитель должен представить в министерство документы (в двух экземплярах) согласно исчерпывающему перечню, приведенному в пункте 8 Порядка, а именно:
а) заявление о предоставлении права пользования участком недр местного значения с указанием цели его использования по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;
б) заверенные копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и устава юридического лица или свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
в) обзорную карту района с нанесенным участком недр местного значения, испрашиваемым в пользование;
г) топографический план испрашиваемого участка недр местного значения в масштабе 1:100000 с указанием границ месторождения и испрашиваемого земельного участка (для целей добычи), для геологического изучения - контуры участка из плана землепользования;
д) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами (копия бухгалтерского баланса заявителя и приложений к нему с отметкой налогового органа о его принятии, банковские и иные гарантии на получение средств для освоения месторождения и другое);
е) данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков (данные о наличии технологического оборудования, квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр или наличие договоров с организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков);
ж) информацию о предыдущей деятельности заявителя, связанной с пользованием недрами, в том числе информацию о выполнении условий пользования недрами по ранее выданным лицензиям (если таковые выдавались);
з) справку налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по налогам, сборам и по иным обязательным платежам на последнюю отчетную дату;
к) свидетельство об открытии месторождения полезных ископаемых на участке недр местного значения пользователем недр в случае проведения работ по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых;
л) данные о месторождении, подтвержденные материалами государственной экспертизы запасов (в том числе информация, подтверждающая выполнение работ по геологическому изучению месторождения за счет средств заявителя в случае наличия такового), количестве и качестве запасов или ресурсов, их балансовой принадлежности (для целей разведки и добычи);
м) план подсчета запасов, характерные литолого-структурные разрезы (для целей разведки и добычи).
Приказом министерства от 07.02.2014 N 4-нп утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Выдача лицензий на пользование участками недр местного значения" (далее - Регламент), пунктом 39 которого установлен перечень документов, представляемых заявителями для получения лицензии на право пользования участком недр местного значения без проведения торгов.
Как следует из имеющихся в материалах дела заявления общества о предоставлении права пользования участком недр и описи документов к заявлению о предоставлении права пользования участком, заявителем в министерство приложены в полном объеме документы по перечню, установленному пунктом 8 Порядка.
В соответствии с пунктом 61 Регламента решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается по следующим основаниям:
а) заявитель не относится ни к одной из категорий, указанных в пункте 2 подраздела II раздела I настоящего административного регламента;
б) заявитель не является победителем конкурса или аукциона - в случае обращения за выдачей лицензии по результатам торгов;
в) представленные заявителем документы не соответствуют требованиям подраздела VIII раздела II административного регламента;
г) заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для получения государственной услуги, предусмотренных административным регламентом;
д) в представленных заявителем документах содержатся противоречивые и (или) недостоверные сведения.
В уведомлении от 29.01.2020, как и в решении министерства от 24.01.2020 ссылок на основания, предусмотренные указанным выше пунктом Регламента, не содержится.
Из буквального содержания уведомления от 29.01.2020 следует, что единственным основанием отказа в предоставлении права пользования участком недр послужило то обстоятельство, что Перечень в отношении участка недр "Макарово" не предусматривает разведку и добычу песка и песчано-гравийных пород.
Вывод суда первой инстанции о том, что указанное обстоятельство не является правомерным основанием для принятия оспариваемого отказа, апелляционный суд считает верным.
Так, подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами в соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного Приказом Роснедр от 15.06.2012 N 687 (далее - Порядок N 687), статьей 4 Закона о недрах относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
Испрашиваемый заявителем участок недр "Макарово" включен в Перечень, в отношении него вид пользования недрами указан - геологическое изучение.
Установление порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или отказа в согласовании указанных перечней отнесено статьей 3 Закона о недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования.
Пунктом 4 Порядка N 687 определено, что перечень участков недр местного значения в отношении каждого из содержащихся в нем участка недр местного значения должен включать: сведения о наименовании участка недр, местоположении, географических координатах и площади участка недр; сведения о виде общераспространенного полезного ископаемого, в отношении которого будет осуществляться геологическое изучение и (или) разведка и добыча полезных ископаемых; сведения о ресурсах и (или) запасах общераспространенного полезного ископаемого, содержащегося в границах участка недр. Форма перечня приведена в приложении к данному Порядку.
Ни пункт 4 Порядка, ни форма перечня не содержат требования об указании в перечне участков недр местного значения вида пользования недрами.
Положения абзаца четвертого пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах, устанавливая требование о включении соответствующего участка недр в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не содержат условий о включении в такой перечень также вида пользования недрами "разведка и добыча".
Ссылка министерства на отсутствие со стороны общества обращений о внесении изменений в Перечень относительно видов пользования недрами, предусмотренных для участка недр "Макарово", подлежит отклонению, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, формирование таких перечней не носит заявительный характер и отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ министерства в предоставлении права пользования недрами по указанному в уведомлении от 29.01.2020 основанию является неправомерным.
Ввиду изложенного, применительно к положениям статей 200, 201 АПК РФ оспариваемый отказ обоснованно признан судом недействительным как несоответствующий положениям Закона о недрах.
Вместе с тем апелляционный суд считает необходимым изменить обжалуемое решение в части определенного судом первой инстанции способа устранения министерством допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя.
Из содержания статьи 201 АПК РФ следует, что порядок устранения нарушений прав и законных интересов заявителя в случае удовлетворения его требований должен быть непосредственно связан с предметом таких требований, а также с основаниями, по которым такие требования заявлены.
Вывод о конкретном способе устранения допущенных нарушений прав и законных интересов суд делает на основании установленных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами.
На способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов может быть указано заявителем либо такой способ может быть определен судом исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
При этом, исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд должен определить насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела, а также будет способствовать эффективному восстановлению нарушенного права лица, обратившегося в суд с заявлением.
Суд первой инстанции в порядке статьи 201 АПК РФ возложил на министерство обязанность принять решение о предоставлении обществу права пользования участком недр местного значения "Макарово" по заявлению от 25.12.2019 N 156.
Проверка законности оспариваемого отказа произведена судом в пределах указанных в уведомлении от 29.01.2020 и решении от 24.01.2020 оснований.
Министерством в ходе рассмотрения дела приведены доводы о несоответствии географических координат и конфигурации испрашиваемого обществом участка недр координатам и конфигурации земельного участка, предоставленного заявителю для геологоразведочных работ, а также отраженным в Перечне координатам участка недр "Макарово".
Вместе с тем, поскольку указанные обстоятельства не служили основанием для вынесения оспариваемого отказа в предоставлении обществу права пользования участком недр, их исследование выходит за рамки предмета спора по настоящему делу.
Таким образом, рассмотрение вопроса предоставления обществу права пользования участком недр по его заявлению от 25.12.2019 N 156 требует исследования фактических обстоятельств, выходящих за пределы заявленных требований, что препятствует применению способа восстановления нарушенных прав, определенного судом первой инстанции.
С учетом изложенного апелляционный суд считает необходимым изменить решение суда в указанной части, возложив на министерство обязанность устранить нарушения прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления общества о предоставлении права пользования участком недр местного значения от 25.12.2019 N 156 в установленном порядке.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 июля 2020 года по делу N А66-2370/2020 изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Дорсервис" путем повторного рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Дорсервис" о предоставлении права пользования участком недр местного значения от 25.12.2019 N 156 в установленном порядке в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу настоящего решения суда".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.