г. Санкт-Петербург |
|
05 января 2021 г. |
Дело N А56-29838/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: предст. Шержинская М.А. - доверенность от 01.11.2019
от заинтересованного лица: предст. Костерина Е.Н. - доверенность от 01.10.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17731/2019) публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2020 по делу N А56-29838/2020 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 26.03.2020 N 047/04/9.21-292/2020
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество, ПАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, Ленинградское УФАС) от 26.03.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-292/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 800000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2020 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ПАО "Ленэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом фактических обстоятельств дела, просит решение суда от 08.06.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не оценил доводы Общества о выполнении мероприятий по технологическому присоединению со стороны ПАО "Ленэнерго", при том, что мероприятия со стороны Родак М.В. в рамках договора о технологическом присоединении не были выполнены надлежащим образом. Как указывает податель жалобы, согласно перечню замечаний от 11.03.2020 в ходе проверки выполнения технических условий со стороны Родак М.В. было выявлено, что на земельном участке заявителя отсутствует объект присоединения "жилой дом", отсутствует питающий провод СИП 4*1, отсутствует повторное заземление ЭУ. При этом, как указывает податель жалобы, Обществом была установлена опора на границе земельного участка заявителя, к указанной опоре подведена кабельная линия ВЛ-0,4 кВ, которая находится под напряжением, таким образом, Обществом обеспечена возможность для технологического присоединения объекта заявителя. Податель жалобы также указывает на то, что суд первой инстанции необоснованно не применил в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.
В судебном заседании 13.10.2020 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Управления доводы апелляционной жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве. Обществом по требованию суда также были представлены все имеющиеся в наличии материалы дела об административном правонарушении.
В судебном заседании 13.10.2020 был объявлен перерыв до 17 час. 10 мин. 20.10.2020, после перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей сторон, которые поддержали свои правовые позиции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Ленинградское УФАС поступило заявление гр. Родак М.В. (вх. N 651 от 23.01.2020) на действия (бездействие) ПАО "Ленэнерго", при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению по договору N ОД-ГтЭС-15004-19/23792-Э-19 от 26.06.2019, содержащее сведения о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе рассмотрения заявления гр. Родак М.В. Управлением установлено, что между гр. Родак М.В. и ПАО "Ленэнерго" был заключен договор N ОД-ГтЭС-15004-19/23792-Э-19 от 26.06.2019 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор) и выданы Технические условия для присоединения к электрическим сетям ВРУ и РЩ 0,4кв объекта "индивидуальный жилой дом" по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Большеколпанское сельское поселение, д. Вопша, ул. Луговая, уч. 10, кадастровый номер 47:23:0426001:501 (далее - Объект).
Согласно пункту 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта составляет 4 месяца со дня заключения договора, то есть до 26.10.2019.
Поскольку технологическое присоединение Объекта в установленный Договором срок Обществом не было выполнено в нарушение пункта 16 Правил N 861, уполномоченным должностным лицом Управления 25.02.2020 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении и 12.03.2020 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Ленинградского УФАС от 26.03.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-292/2020 ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением. наказания в виде штрафа в размере 800000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
К обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены, в том числе, наличие события и состава административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор должен содержать следующие существенные условия:
- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
- срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В силу подпункта "г" пункта 25(1) Правил N 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны: распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Как следует из материалов дела, между гр. Родак М.В. (Заявитель) и ПАО "Ленэнерго" (Сетевая организация) был заключен договор N ОД-ГтЭС-15004-19/23792-Э-19 от 26.06.2019 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор) и выданы Технические условия для присоединения к электрическим сетям ВРУ и РЩ 0,4кв объекта "индивидуальный жилой дом" по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Большеколпанское сельское поселение, д. Вопша, ул. Луговая, уч. 10, кадастровый номер 47:23:0426001:501 (далее - Объект).
Согласно пункту 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта составляет 4 месяца со дня заключения договора, то есть до 26.10.2019.
Пунктом 6 Договора предусмотрено, что Сетевая организация (ПАО "Ленэнерго") обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по Договору, в том числе в части возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование разногласий с другими лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях
Согласно пункту 7 Технических условий к Договору точка присоединения к электрической сети определена следующим образом: на ближайшей опоре ВЛ-0,4 кВ, на границе участка заявителя.
Согласно пункту 10 Технических условий к Договору ПАО "Ленэнерго" выполняет разработку организационно-технических мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям Общества.
Пунктом 11 Технических условий к Договору установлены мероприятия, выполняемые Заявителем, в числе которых подготовка для присоединения энергопринимающее устройство (электроустановку) заявителя.
Управление пришло к выводу о том, что Обществом допущено нарушение пункта 16 Правил N 861 в части срока осуществления технологического присоединения со стороны Сетевой организации, а именно: в установленный Договором срок технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям Обществом не осуществлено.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что административным органом не установлено и не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в том числе вина Общества в совершении правонарушения.
Как указывало Общество в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, Заявителем (Родак М.В.) не были выполнены мероприятия, предусмотренные Техническими условиями к Договору.
Согласно перечню замечаний, выявленных в ходе проверки выполнения заявителем Технических условий к Договору от 01.11.2019 (по уведомлению о выполнении технических условий от 28.10.2019) было установлено отсутствие прибора учета (ЭПУ) и отсутствие объекта присоединения "индивидуальный жилой дом".
Согласно перечню замечаний от 11.03.2020 (по уведомлению о выполнении технических условий от 04.03.2020) в ходе проверки выполнения технических условий со стороны Родак М.В. было выявлено, что на земельном участке заявителя отсутствует объект присоединения "индивидуальный жилой дом", отсутствует питающий провод СИП 4*1, отсутствует повторное заземление ЭУ.
Невыполнение мероприятий, предусмотренных Техническими условиями к Договору, со стороны Заявителя (Родак М.В.) делает невозможным осуществление технологического присоединения Объекта Заявителя по Договору.
При этом, как указывало Общество, Сетевой организацией была установлена опора на границе земельного участка заявителя, к указанной опоре подведена кабельная линия ВЛ-0,4 кВ, которая находится под напряжением, таким образом, Обществом обеспечена возможность для технологического присоединения объекта заявителя (в подтверждение указанных обстоятельств Обществом были представлены в материалы административного дела фотографии).
Вместе с тем, вышеуказанные обстоятельства, приведенные Обществом в обоснование своих возражений по существу вмененного правонарушения, Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении не проверены и не опровергнуты, в том числе не установлено фактическое выполнение со стороны Заявителя (гр. Родак М.В.) мероприятий, предусмотренных Техническими условиями к Договору, необходимых для осуществления Обществом технологического присоединения Объекта.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, в нарушение статьи 26.1 КоАП РФ административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении не доказана виновность Общества в нарушении пункта 16 Правил N 861, а соответственно не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению, постановление Управления от 26.03.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-292/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подлежит признанию незаконным и отмене.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 08.06.2020 подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 июня 2020 года по делу N А56-29838/2020 отменит.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26.03.2020 о наложении штрафа по делу N 047/04/9.21-292/2020 о привлечении ПАО "Ленэнерго" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29838/2020
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области