Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2021 г. N Ф07-3431/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
05 января 2021 г. |
Дело N А56-130743/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В., Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: предст. Гуркина М,Ю. - доверенность от 23.07.2018
от заинтересованного лица: предст. Федорова И.Г. - доверенность от 07.10.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24660/2020) товарищества собственников жилья "Парковая 20" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2020 по делу N А56-130743/201919 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению товарищества собственников жилья "Парковая 20"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания от 28.11.2019 N 02/10358-Р
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Парковая 20" (далее - ТСЖ "Парковая 20", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 28.11.2019 N 02/10358-Р.
Решением суда от 21.07.2020 в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ТСЖ "Парковая 20" направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить обжалуемое решение от 21.07.2020, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Товариществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в силу пункта 3 части 1 статьи 137, части 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установление платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, относится к компетенции органов управления ТСЖ "Парковая 20". При этом, как указывает податель жалобы плата за резервный фонд и диспетчерскую службу, установленные решением общего собрания членов ТСЖ "Парковая 20", оформленного протоколом от 15.08.2019 N 3/19, относится к плате за содержание жилого помещения; указанное решение общего собрания членов ТСЖ "Парковая 20" в равной мере распространяется как на членов Товарищества, так и на собственников помещений, не являющихся членами Товарищества.
В судебном заседании 20.10.2020 представитель Товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
В судебном заседании 20.10.2020 был объявлен перерыв до 12 час. 10 мин. 27.10.2020, после перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя Инспекции.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Парковая 20" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Парковая, д. 20 (далее - МКД).
В связи с обращением жителя спорного МКД (вх. N ОБ-21243-1/19-0-0 от 11.10.2019) на основании распоряжения от 07.11.2019 N 02/1035-Р Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований к управлению МКД, по результатам которой составлен акт проверки от 28.11.2019 N 02/1035-Р.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что ТСЖ "Парковая 20" в счетах - квитанциях по кв.N 90 выставляется плата за услугу "Диспетчерская служба", тогда как данная статья и размер платы не утверждены решением на общем собрании собственников помещений в МКД, т.е. нарушен пункт 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Кроме того, ТСЖ "Парковая 20" в счетах-квитанциях по кв.N 90 выставляется плата за услугу "Резервный фонд", данная статья и размер платы по данной статье утверждены на общем собрании членов ТСЖ, однако начисления по данной статье доходов начисляются собственникам помещений, не являющихся членами ТСЖ, т.е. нарушена часть 3 статьи 151 ЖК РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи Инспекцией оспариваемого предписания от 29.11.2019 N 02/1035-Р, которым Товариществу предписано в срок до 01.04.2020 устранить вышеуказанные нарушения и привести структуру платежей по лицевому счету квартиры N 90 в соответствие требованиями ЖК РФ и Правил N 491.
Не согласившись с указанным предписанием, Товарищество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Товариществом требований.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу Товарищества подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 21.07.2020 подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещения и коммунальные услуги.
В силу пункта 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.
Следовательно, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 6 статьи 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно пункту 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ утверждается с учетом Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Постановление N 290).
Как следует из пункта 29 Правил N 491, расходы на содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно пункту 33 Правил N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Таким образом, исходя из приеденных нормативных положений, собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны вносить плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, размер которой определяется органами управления товарищества собственников жилья
Как следует из материалов дела, общим собранием членов ТСЖ "Парковая 20", результаты которого оформлены протоколом от 15.08.2019 N 3/19, было принято решение об утверждении тарифов (размер платы) за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений на 2019 год (вопрос 1 повестки общего собрания) (л.д.30-33 с оборотами). При этом, согласно информационному листку в составе утверждаемых тарифов (размера платы) за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений на 2019 год поименована плата за услугу "Диспетчерская служба" в размере 2,46 руб. за 1 полугодие 2019 года и 2,00 руб. за 2 полугодие 2019 года.
Таким образом, вопреки выводам Инспекции и суда первой инстанции размер платы за услугу "Диспетчеризация" был утвержден решением общего собрания членов ТСЖ "Парковая 20", оформленного протоколом от 15.08.2019 N 3/19.
В соответствии с пунктом 28 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением N 290, в состав данного перечня включено обеспечение устранения аварий в соответствии с установленными предельными сроками на внутридомовых инженерных системах в многоквартирном доме, выполнения заявок населения.
Согласно пункту 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением N 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы.
Таким образом, с учетом приведенных положений Постановления N 290 и пункта 29 Правил N 491 расходы на обеспечение работы диспетчерской службы относятся к расходам на содержание жилого помещения, а соответственно, собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ "Парковая 20" обязаны вносить плату за услугу "Диспетчеризация", размер которой был утвержден решением общего собрания членов ТСЖ "Парковая 20", оформленного протоколом от 15.08.2019 N 3/19.
Из материалов дела также следует, что общим собранием членов ТСЖ "Парковая 20", результаты которого оформлены протоколом от 15.08.2019 N 3/19, были приняты решения о принятии положения "О резервном фонде ТСЖ "Парковая 20", а также об утверждении взноса в резервный фонд ТСЖ "Парковая 20" в размере 1,20 руб/кв.м (вопросы 5, 6 повестки общего собрания).
Согласно Положению "О резервном фонде ТСЖ "Парковая 20" (л.д.18) данный резервный фонд предназначен для накопления денежных средств с целью их оперативного использования на непредвиденные расходы, связанные с содержанием общего имущества и управления многоквартирного дома.
Таким образом, с учетом пункта 1 статьи 154 ЖК РФ, пункта 29 Правил N 491 взносы в резервный фонд ТСЖ "Парковая 20" также относятся к расходам на содержание жилого помещения (расходы на содержание общего имущества МКД и расходы на управление МКД), а соответственно, собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ "Парковая 20" также обязаны уплачивать взнос в резервный фонд, размер которого был утвержден решением общего собрания членов ТСЖ "Парковая 20", оформленного протоколом от 15.08.2019 N 3/19.
Решения общего собрания членов ТСЖ "Парковая 20", оформленного протоколом от 15.08.2019 N 3/19, не были оспорены в установленном законом порядке, при том, что в силу части 1 статьи 143.1 ЖК РФ собственники помещений МКД, не являющиеся членами Товарищества, имеют право обжаловать в судебном порядке решения органов управления Товарищества.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к вводу о том, что Товариществом не допущено нарушения положений жилищного законодательства при выставлении платы по статьям "Диспетчеризация" и "Резервный фонд ТСЖ", в связи с чем оснований для вынесения предписания от 29.11.2019 N 02/1035-Р у Инспекции не имелось.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Товарищества подлежит удовлетворению, решение суда от 21.07.2020 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании недействительным предписания Инспекции от 29.11.2019 N 02/1035-Р.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Инспекции в пользу Товарищества подлежат взысканию расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 4500 руб.
При этом, излишне уплаченная государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению 30.07.2020 N 196 в размере 1500 руб. подлежит возврату ТСЖ "Парковая 20" из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 июля 2020 года по делу N А56-130743/2019 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 28.112019 N 02/1035-Р.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу товарищества собственников жилья "Парковая 20" 4500 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить товариществу собственников жилья "Парковая 20" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 30.07.2020 N 196.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-130743/2019
Истец: ТСЖ "ПАРКОВАЯ 20"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА