г. Санкт-Петербург |
|
09 января 2021 г. |
Дело N А56-132160/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от истца (заявителя): предст. Ляхова Л.В. - доверенность от 19.11.2019
от ответчиков: 1) предст. Потапова Л.В. - доверенность от 18.02.2020, 2) предст. Чугунова Н.А. - доверенность от 27.06.2020
от третьего лица: предст. Максимов Н.А. - доверенность от 21.01.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16027/2020) Администрации муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2020 по делу N А56-132160/2019 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по иску Акционерного общества "Головной научно-исследовательский и проектный институт по распределению и использованию газа "Гипрониигаз"
к 1) Администрации муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области;
2) Акционерное общество "Газпром газораспределение Ленинградская область"
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании недействительными результатов конкурса (закупка N 0145300025019000034), о признании недействительным муниципального контракта N ОК-1/19 от 02.12.2019
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Головной научно-исследовательский и проектный институт по распределению и использованию газа "Гипрониигаз" (далее - истец, Институт, АО "Гипрониигаз") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация, Заказчик) и акционерному обществу "Газпром газораспределение Ленинградской области" (далее - Общество), в котором просило:
- признать недействительным открытый конкурс в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: Газопровод наружный распределительный с отводами до границ участков для газоснабжение ИЖС пос. Красная Заря, дер. Невский Парклесхоз МО "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (закупка N 0145300025019000034) (далее - Конкурс);
- признать недействительным муниципальный контракт N ОК-1/19 от 02.12.2019, заключенный между Администрацией и АО "Газпром газораспределение Ленинградской области", на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: Газопровод наружный распределительный с отводами до границ участков для газоснабжение ИЖС пос. Красная Заря, дер. Невский Парклесхоз МО "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС).
Решением суда первой инстанции от 18.06.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда первой инстанции от 18.06.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы, ссылаясь на положения статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает на то, что истцом не доказано наличие защищаемого права, поскольку истец имел возможность принять участие в оспариваемых торгах, однако своим правом не воспользовался, при этом истец не указал каким-образом допущенные Администрацией в ходе проведения торгов нарушения повлияли на его право на участие в торгах и каким образом признание судом недействительными оспариваемых торгов приведет к восстановлению нарушенных прав истца. Как указывает податель жалобы, иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании 29.09.2020 представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Института возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Представитель Общества оставил вопрос об удовлетворении апелляционной жалобы на усмотрение суда, отзыв на апелляционную жалобу не представил. Представитель Ленинградского УФАС возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании 29.09.2020 был объявлен перерыв до 12 час. 10 мин. 06.10.2020, после перерыва в судебное заседание явился представитель Ленинградского УФАС.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29.08.2019 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru Администрацией (Заказчик) были размещены изменения извещения N 0145300025019000034 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: Газопровод наружный распределительный с отводами до границ участков для газоснабжения ИЖС пос. Красная Заря, дер. Невский Парклесхоз МО "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Объект).
Первоначальное извещение N 0145300025019000034 было опубликовано 23.08.2019.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно измененному извещению N 0145300025019000034 о проведении Конкурса от 28.08.2019: дата и время окончания подачи заявок - 16.09.2019 8.00; дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 20.09.2019 11.10; дата подачи окончательных предложений - 24.09.2019; дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 26.09.2019 11.00; сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - в соответствии с условиями контракта; наименование электронной площадки в информационно телекоммуникационной сети Интернет - ЗАО "Сбербанк-АСТ".
В соответствии с пунктом 1.1 Проекта муниципального контракта (раздел 3 Документации) Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по строительству Объекта в соответствии с Техническим заданием и сдать их Заказчику.
В состав работ по разработке проектно-сметной документации по строительству Объекта входит: выполнение инженерных изысканий (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические изыскания) (пункты 7, 11 Технического задания), разработка и утверждение проекта планировки территории, разработка проектной и рабочей документации (пункты 8, 14, 16, 17, 18 Технического задания), получение всех технических условий, требований и иных исходных данных, необходимых для выполнения работ (пункт 4.4.6, 4.4.8 Проекта муниципального контракта), согласование рабочей документации и получение положительного заключения государственной экспертизы (пункт 4.4.7 проекта муниципального контракта).
При этом, пунктом 2.2.2 Проекта муниципального контракта (раздел 3 Документации) установлен срок окончания выполнения работ - не позднее 20.12.2019.
Полагая, что Заказчиком при определении срока выполнения работ по муниципальному контракту не был учтен технологический процесс выполнения проектно-изыскательских работ, установленный нормативно-правовым актами, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации, ввиду чего указанный Заказчиком срок не является реальным для выполнения требуемых работ, Институт обратился с жалобой на действия Заказчика в Ленинградское УФАС.
По результатам рассмотрения жалобы Ленинградским УФАС вынесено решение от 18.09.2019 по делу N 047/06/54.3-1625/2019, которым жалоба АО "Гипрониигаз" признана обоснованной, в действиях Заказчика установлены нарушения пункта 4 части 1 статьи 54.3, части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того Ленинградским УФАС выдано предписание от 18.09.2019 по делу N 047/06/54.3-1625/2019 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, которым Заказчику предписано отменить протоколы, составленные в ходе осуществления закупки, привести документацию об открытом конкурсе в электронной форме в соответствие требованиям Закона N 44-ФЗ с учетом решения по делу 047/06/54.3-1625/2019 путем внесения изменений в документацию; разместить соответствующую документацию на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.гu (далее - ЕИС); назначить новую дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, дату и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, дату подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дату и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме; разместить в ЕИС информацию о новых дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, дате и времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, дате подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дате и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Вместе с тем, как указывает истец, Заказчиком предписание Ленинградского УФАС от 18.09.2019 по делу N 047/06/54.3-1625/2019 не было исполнено, в частности не изменен срок выполнения работ по муниципальному контракту с учетом решения Ленинградского УФАС от 18.09.2019 по делу N 047/06/54.3-1625/2019 путем внесения изменений в документацию, также соответствующие изменения не были размещены в ЕИС. Изменения по срокам проведения Конкурса Заказчиком были размещены только на электронной торговой площадке "Сбербанк-АСТ", а на сайте ЕИС не размещались.
При этом, 19.11.2019 на сайте www.zakupki.gov.ru был размещен Протокол N 55 подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 19.11.2019 для закупки N 0145300025019000034, в соответствии с которым процедура закупки признана несостоявшейся, поскольку на участие в Конкурсе была подана только одна заявка, в связи с чем Администрацией был заключен с единственным участником - АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" муниципальный контракт NОК-1/19 от 02.12.2019 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: Газопровод наружный распределительный с отводами до границ участков для газоснабжение ИЖС пос. Красная Заря, дер. Невский Парклесхоз МО "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Не согласившись с результатами торгов по извещению N 0145300025019000034, Институт обратился в суд с настоящим иском.
Решением суда от 18.06.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены решения суда первой инстанции от 18.06.2020 в связи со следующим.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (статья 1 Закона N 44-ФЗ).
В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся, в том числе, конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс).
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона N 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу статьи 42 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 54.2 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.
Согласно части 2 статьи 54.2 Закона N 44-ФЗ заказчик также вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме в любых средствах массовой информации или разместить это извещение на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду с предусмотренным частью 1 настоящей статьи размещением.
В соответствии с частью 4 статьи 54.2 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно пункту 4 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414, официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru.
Исходя из положений статьи 54.2 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме в частности указываются: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме; дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме; дата подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта; дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с положениями статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации (часть 3). Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы (часть 4). Размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме (часть 5).
Согласно части 10 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта
Как следует из материалов дела, в соответствии с предписанием Ленинградского УФАС от 18.09.2019 по делу N 047/06/54.3-1625/2019 Заказчику (Администрации) было предписано в срок до 30.10.2019
1. Отменить протоколы, составленные в ходе осуществления закупки
2. Привести документацию об открытом конкурсе в электронной форме в соответствие требованиям Закона N 44-ФЗ с учетом решения по делу N047/06/54.3-1625/2019 путем внесения изменений в документацию;
3. Разместить соответствующую документацию на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.гu (далее - ЕИС);
4. Назначить новую дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, дату и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, дату подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дату и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Разместить в ЕИС информацию о новых дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, дате и времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, дате подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дате и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Администрация не исполнила предписание Ленинградского УФАС от 18.09.2019 по делу N 047/06/54.3-1625/2019 в полном объеме.
Изменения по срокам проведения Конкурса были размещены Заказчиком только на электронной торговой площадке "Сбербанк-АСТ", а на сайте ЕИС не размещались.
Из материалов дела усматривается, что на сайте электронной площадки Сбербанк ACT были указаны следующие сведения: дата и время окончания срока подачи заявок - 05.11.2019 8.00; дата окончания срока рассмотрения заявок - 08.11.2019 11.10; дата и время доподачи заявок - 12.11.2019 10.10; дата и время окончания срока рассмотрения вторых частей - 14.11.2019 11.00.
Однако в нарушение частей 1, 2 и 4 статьи 54.2 Закона N 44-ФЗ и пункта 4 предписания Ленинградского УФАС от 18.09.2019 по делу N 047/06/54.3-1625/2019 указанные изменения процедуры закупки Администрацией не были внесены в извещение N 0145300025019000034 и не были размещены в ЕИС, тем самым Заказчик ограничил доступ заинтересованным лицам к участию в Конкурсе, что в итоге привело к ограничению количества участников, подавших заявки на участие в Конкурсе.
В ЕИС были размещены протоколы рассмотрения единственной заявки (N 54 от 18.11.2019) и подведения итогов (N 55 от 19.11.2019), в которых также указанны дата окончания срока подачи заявок - 05.11.2019; дата рассмотрения заявок - 08.11.2019, что не соответствует извещению N 0145300025019000034, размещенному в ЕИС.
Указанные нарушения Закона N 44-ФЗ при проведении Конкурса имеют существенный характер, поскольку Институт (а также иные участники), не располагая сведениями об изменении срока подачи и рассмотрения заявок на участие в Конкурсе, были лишены возможности принять участие в Конкурсе, что привело к заключению муниципального контракта по результатам Конкурса с АО "Газпром газораспределение Ленинградской области - единственным участником, заявка которого была признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Кроме того, Заказчиком не были внесены изменения в Проект муниципального контракта (раздел 3 Документации), размещенный в ЕИС, в части срока выполнения работ с учетом пунктов 1 и 2 предписания Ленинградского УФАС от 18.09.2019 по делу N 047/06/54.3-1625/2019 (в пункте 2.2 указан срок окончания работ - не позднее 20.12.2019).
Вместе с тем, как следует из материалов дела в нарушение требований части 10 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ муниципальный контракт от 02.12.2019 N ОК-1/19 был заключен Администрацией с АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" на иных условиях, существенно отличающихся от условий, указанных в Проекте муниципального контракта (раздел 3 Документации), а именно: срок окончания выполнения работ в муниципальном контракте от 02.12.2019 N ОК-1/19 указан - 15.11.2020.
Таким образом, Заказчик, не внося изменения в конкурсную документацию в части сроков выполнения работ, фактически установил участнику закупки преимущественные условия, увеличив срок выполнения работ по муниципальному контракту почти на 11 месяцев. Действия Заказчика по заключению контракта являются нарушением прямого законодательного запрета, установленного частью 10 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ и пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещается нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно части 2 данной статьи наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В силу части 4 статьи 17 Закона N 135-ФЗ нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Положения статьи 449 ГК РФ должны применяться во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 ГК РФ и частью 1 статьи 4 АПК РФ и быть направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов. При этом нарушения, с которыми заинтересованное лицо связывает недействительность торгов, должны быть существенными, то есть влияющими на результат торгов, и должны затрагивать интересы лица, обратившегося с иском о признании торгов недействительными.
На основании изложенного торги и договор, заключенный по их результатам, могут быть признаны недействительными по иску участника торгов либо лица, незаконно не допущенного к участию в торгах, либо иного лица, которое докажет свою заинтересованность в заявленном иске.
Как уже указывалось выше, допущенные Администрацией при проведении спорного Конкурса нарушения имеют существенный характер, поскольку Институт (а также иные участники), не располагая сведениями об изменении срока подачи и рассмотрения заявок на участие в Конкурсе, а также об изменениях условий муниципального контракта (в части срока его исполнения), были лишены возможности принять участие в Конкурсе и претендовать на заключение муниципального контракта по его итогам, что существенно нарушает права и законные интересы Института. При этом, из материалов дела усматривается, что АО "Гипрониигаз" имел намерение на участие в спорном Конкурсе, о чем в том числе свидетельствует направление 29.08.2019 в адрес Заказчика запроса на разъяснение положений конкурсной документации, а также последующее обжалование действий Заказчика в Ленинградское УФАС.
Кроме того, нарушение Администрацией порядка проведения спорного Конкурса ограничило круг потенциальных участников конкурса, привело к заключению муниципального контракта по результатам Конкурса с АО "Газпром газораспределение Ленинградской области - единственным участником, заявка которого была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, что привело к ограничению конкуренции и является нарушением части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ и части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Таким образом, допущенные Администрацией при проведении Конкурса нарушения привели к нарушению публичных интересов в сфере размещения заказов, а также прав и законных интересов Института.
Признание торгов недействительным влечет за собой проведение новых торгов, тем самым нарушенные права истца могут быть восстановлены путем участия в повторных торгах на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта.
В силу пункта 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В сложившейся ситуации суд апелляционной инстанции констатирует, что охраняемый законом интерес у истца имеется в связи с существенным нарушением аукционной комиссией требований Закона N 44-ФЗ, что лишило истца возможности на участие в спорном Конкурсе.
Доказательства исполнения муниципального контракта от 02.12.2019 N ОК-1/19 в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования АО "Гипрониигаз" в полном объеме, признал недействительным открытый конкурс в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: Газопровод наружный распределительный с отводами до границ участков для газоснабжение ИЖС пос. Красная Заря, дер. Невский Парклесхоз МО "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (закупка N 0145300025019000034), а также признал недействительным муниципальный контракт N ОК-1/19 от 02.12.2019, заключенный между Администрацией и АО "Газпром газораспределение Ленинградской области".
Выводы суда первой инстанции в полной мере отвечают положениям статей 166, 167, 168, 449 ГК РФ, Закона N 44-ФЗ, а также пункту 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 18.06.2020 не имеется.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 июня 2020 года по делу N А56-132160/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-132160/2019
Истец: АО "ГОЛОВНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГАЗА "ГИПРОНИИГАЗ"
Ответчик: А56-134414/2019, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СВЕРДЛОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ"
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области