Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2021 г. N Ф05-7043/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 декабря 2020 г. |
Дело N А40-139645/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Москвиной Л.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу АО "Авиакомпания "Сибирь"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2020, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-139645/20 (147-1015)
по заявлению АО "Авиакомпания "Сибирь"
к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
АО "Авиакомпания "Сибирь" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Управлению транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления от 24.07.2020 г. N 120000093075.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что постановлением от 24.07.2020 г. N 120000093075 заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50.000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, административный орган обязан доказать наличие в действиях (бездействии) общества состава вмененного административного правонарушения, а также вины в его совершении.
Исходя из положений ст. ст. 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как указал ответчик, в соответствии с информацией, поступившей от Федеральной службы безопасности Российской Федерации поступило письмо от 17.06.2020 N 8/Т/8/1/928 (НП-ВХ-15794 ДСП от 22.06.2020) о выявленных нарушениях требований транспортной безопасности субъектом транспортной инфраструктуры АО "Авиакомпания "Сибирь".
Согласно представленной информации АО "Авиакомпания "Сибирь" не предпринимаются достаточные меры по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств (воздушных судов) вследствие ненадлежащего исполнения подпунктов 25, 32 пункта 6, подпунктов 2, 3 пункта 22, подпункта 1 пункта 23 требований по обеспечению транспортной безопасности, в - том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 года N 886, что создает предпосылки к реализации угроз безопасности Российской Федерации.
В частности, 28 мая 2020 года на основании предписания руководителя Службы экономической безопасности ФСБ России от 25 февраля 2020 г. N 8/Т/8/345 сотрудниками ФСБ России, выступающими в роли "тест- объектов", проведено мероприятие по изучению эффективности системы мер по антитеррористической и противодиверсионной защите транспортных средств (воздушных судов), в ходе которого в 10 часов 30 минут осуществлено проникновение в зону транспортной безопасности (далее - ЗТБ) и на критические элементы транспортного средства (далее - ТС) - воздушное судно "Airbus А320" Авиакомпании, бортовой номер VQ-BPL, находившееся на стоянке воздушных судов N8 международного аэропорта Домодедово.
Беспрепятственному пересечению "тест-объектами" границы ЗТБ ТС без соблюдения условий допуска, предусмотренных нормативными правовыми актами в области обеспечения авиационной и транспортной безопасности, способствовало отсутствие сил обеспечения транспортной безопасности, инженерно-технического персонала и экипажа на борту воздушного судна и в его окружении. Входные двери на борт воздушного судна были открыты, ответственным за охрану воздушного судна ("Инструкция о порядке приема-передачи воздушных судов..." от 17 апреля 2019 г. N S7SERV.SEC2-004, утверждена ООО "С 7 Сервис") сотрудником перронной службы ООО "С 7 Сервис" Шаталовым Андреем Ивановичем не осуществлена проверка пропуска или иного разрешения, дающего право проследовать в ЗТБ ТС, у прибывших на борт "тест-объектов".
Тем самым, Авиакомпанией несмотря на установленные границы ЗТБ ТС по его внешним конструктивным элементам, не реализуются меры по недопущению проникновения любых лиц в ЗТБ, ее части и на критические элементы ТС;
при объявленном Минтрансом России в 2011 году и действующем до настоящего времени на территории московского авиационного узла уровне безопасности N 2 на транспортных средствах "Airbus А320" Авиакомпании, относящихся к 1 категории, не осуществляется сверка и (или) проверка документов всех физических лиц, проходящих в ЗТБ ТС.
Учитывая вышеизложенное, в АО "Авиакомпания "Сибирь" присутствовали признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, а именно - Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 886.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Из общеправового принципа, закрепленного в части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации следует, что Общество, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством Российской Федерации, должно было не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства Российской Федерации, но и в силу своих полномочий было обязано обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства.
Делегирование полномочий не освобождает Общество от ответственности в сфере транспортной безопасности.
Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению Обществом обязанностей, возложенных на него законодательством Российской Федерации, не установлено, фактов реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, не обнаружено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
АО "Авиакомпания "Сибирь" в силу пункта 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности является субъектом транспортной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 8 Закона о транспортной безопасности Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитерростической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2018 N 886 (далее - Требования транспортной безопасности).
Таким образом, на АО "Авиакомпания "Сибирь" возложена обязанность по обеспечению установленных требований в сфере транспортной безопасности.
Субъект транспортной инфраструктуры обязан воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений на воздушное судно.
План ОТБ Общества и иные внутренние документы являются локальными нормативными актами. Указанные акты не могут противоречить законодательству Российской Федерации.
Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
План ОТБ, упомянутый Заявителем охраняет периметр международного аэропорта Домодедово, а требования к перевозчику (Заявителю) направлены на защиту конкретного воздушного судна "Airbus А320".
Нарушение деятельности транспортного комплекса в целом и законодательства в области транспортной безопасности в частности, может привести к непоправимой трагедии, снижению экономических показателей, к дестабилизации объектов производственного и социального назначения, нарушения порядка управления государством, а также могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей природного или техногенного характера.
Заявитель в силу положений части 2 ст. 2.1 КоАП РФ не принял всех должных мер, хотя у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность кодексом субъекта Российской Федерации или Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за что обоснованно привлечено к административной ответственности, о чем свидетельствует постановление.
Юридическое лицо, каковым является заявитель, обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения им юридически значимых действий. Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не было предоставлено.
Административным правонарушением согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных действующим законодательством, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции установил, что положения ст. ст. 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден административным органом.
При вынесении оспариваемого постановления учтен характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные обстоятельства.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2020 по делу N А40-139645/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139645/2020
Истец: АО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу
Третье лицо: Ространснадзор