город Ростов-на-Дону |
|
11 января 2021 г. |
дело N А53-10521/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетовой В.А.
при участии:
от истца: представитель Колесников А.А. по доверенности от 18.12.2020 (до перерыва);
от ответчика: представитель Никитина Э.А. по доверенности от 19.01.2019 (посредством онлайн) (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 по делу N А53-10521/2020 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к обществу с ограниченной ответственностью "ВЕРП" (ИНН 9705101639, ОГРН 1177746639080) о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВЕРП" (далее - ответчик, ООО "ВЕРП") о взыскании платы за время нахождения на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 544 965,60 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 14.03.2019 по 26.03.2020 в размере 46 856,37 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 27.03.2020, начисленных на сумму долга 544 965,60 руб., по день фактической уплаты денежных средств.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что ОАО "РЖД" не пропущен срок исковой давности. Материалами дела подтверждено право ОАО "РЖД" для начисления платы ООО "ВЕРП". ОАО "РЖД" представлены все необходимые и достаточные доказательства для установления существенных обстоятельств дела, подтверждающих нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в отставленных от движения поездах по обстоятельствам, зависящим от грузополучателя - ООО "ВЕРП".
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 11.01.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11.01.2021 до 15 час. 20 мин., после окончания которого, судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "Российские железные дороги" и обществом с ограниченной ответственностью "ВЕРП" 16.04.2018 заключен договор N 225/2 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ООО "ВЕРП" при железнодорожной станции Кавказ Северо-Кавказской железной дороги (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Кавказ через стрелку N 3 к пути N 11. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом Перевозчика.
Согласно пункту 5 договора 2 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Согласно пункту 6 договора уведомление передается Перевозчиком Владельцу: приемосдатчик груза и багажа станции по телефону 8988308161, 89180534565 круглосуточно уведомляет ответственного работника Владельца.
Согласно пункту 18 договора Владелец уплачивает Перевозчику: г) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от Владельца, в соответствии с Тарифным руководством "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015, N 127-т/1, с учетом индексации.
Срок действия договора с 16.04.2018 по 16.04.2023.
Технологические нормы на погрузку, выгрузку вагонов стороны согласовали в таблице пункта 13 договора.
Согласно подпункту "б" пункта 14 договора Пользователь вносит перевозчику плату за нахождение на ж.д. путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ. Плата за нахождение ж.д. подвижного состава на ж.д. путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, взимается по ставкам тарифного руководства "Плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ РФ от 29.04.2015 N 127-т/1".
За период с февраля 2019 года по март 2019 года в адрес ответчика - грузополучателя на станцию назначения Кавказ (эксп.) следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем установленного договором технологического срока оборота ранее прибывших вагонов, несвоевременной их выгрузкой и по этим причинам занятостью пути (подпункт "Г" пункта 17 договор).
На железнодорожных станциях: Куберле, Сальск, Минеральные Воды, Коноково, Гашун, Махачкала Северо-Кавказской железной дороги, в пути следования отставлялись поезда от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки).
По прибытии поездов на станцию назначения Кавказ (эксп.) в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении в пути следования поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления о задержке и отправлении поезда по станциям: Куберле Северо-Кавказской железной дороги от 15.02.2019 N 23, от 21.02.2019 N 26, Сальск Северо-Кавказской железной дороги от 22.02.2019 N 31, от 25.02.2019 N 30, Минеральные Воды Северо-Кавказской железной дороги от 28.02.2019 N 40, от 28.02.2020.2019 N 43, Коноково Северо-Кавказской железной дороги от 01.03.2019 N 48, от 07.03.2019 N 60, Гашун Северо-Кавказской железной дороги от 02.03.2019 N 45, от 18.03.2019 N 64, Махачкала Северо-Кавказской железной дороги от 08.03.2019 N 54, от 17.03.2019 N 64.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования истец подтверждает представленными в материалы дела железнодорожными накладными.
Истец указывает, что из памяток приемосдатчика следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 13 Договора. Согласно пункту 4.3. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования "Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности" (ОАО "РЖД" утверждена Инструкция по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД" (распоряжение ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р). Нарушение сроков доставки грузов подтверждается прилагаемыми дорожными ведомостями. Приложенный к исковому заявлению расчет платы содержит обоснование исковых требований по каждому задержанному поезду, в том числе: индекс поезда наименование промежуточной станции, на которых в пути следования был задержан поезд, N акта общей формы, составленного согласно части 5 пункту 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования, количество вагонов (гр.6), начало и окончание, а также общая продолжительность простоя, сумма платы по каждому акту исчисленная по ставкам Тарифного руководства.
За период нахождения вагонов, находящихся в пользовании ответчика, на путях общего пользования за пределами срока доставки груза по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015 истец начислил ответчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 544 965,60 руб.
В досудебном порядке истцом были направлены претензионные письма от 29.03.2019 исх. N 19/738, N 19/740, N 19/742, которые остались без финансового удовлетворения.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав, УЖТ РФ) определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 N 45 МПС РФ.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом от 18.06.2003 N 26 МПС РФ) установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Судом первой инстанции установлено, что по договору от 16.04.2018 N 225/2 осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "ВЕРП", примыкающего к станции Кавказ через стрелку N 3 к пути N 11 локомотивом ОАО "РЖД".
Дополнительным соглашением от 06.08.2018 к договору от 16.04.2018 N 225/2 изменен пункт 13, устанавливающий технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов.
Согласно доводам истца ОАО "РЖД" с февраля 2019 года по март 2019 года в пути следования были отставлены от движения поезда с вагонами, адресованными обществом с ограниченной ответственностью "ВЕРП" по причине, зависящей от общества с ограниченной ответственностью "ВЕРП" (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях общества с ограниченной ответственностью "ВЕРП", нарушение технологических норм выгрузки в связи с этим занятостью пути).
В адрес ООО "ВЕРП" были направлены соответствующие извещения.
Указанные доводы отклонены судом первой инстанции, поскольку ООО "ВЕРП" обязано производить плату за время нахождения порожних вагонов или вагонов с грузом, контейнеров на ж/д путях общего пользования только при наличии причин, зависящих от общества с ограниченной ответственностью "ВЕРП", как грузополучателя (пп. "г" п. 17 договора от 16.04.2018 N 225/2, ст. 39 УЖТ РФ).
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что в ответах общества с ограниченной ответственностью "ВЕРП" от 15.02.2019, от 22.02.2019, от 29.02.2019, от 03.03.2019, от 01.03.2019, от 09.03.2019 на извещения NN 23, 31, 40, 45, 48, 54 сообщалось о не согласии с задержкой вагонов в пути следования и о готовности принять вагоны ввиду соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "ВЕРП" технологических норм выгрузки.
В ходе рассмотрения дела сторонами не отрицался тот факт, что подача вагонов для выгрузки и уборка порожних вагонов осуществляется локомотивом ОАО "РЖД".
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обществом с ограниченной ответственностью "ВЕРП" вагоны выгружались в сроки, установленные пунктом 13 договора от 16.04.2018 N 225/2.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, какое количество вагонов за период февраль - март 2019 года ООО "ВЕРП" приняло на 13 и 14 ж.д. пути от ОАО "РЖД" и выгрузило вагоны, не нарушая технологические сроки оборота, предусмотренные п. 13 договора. Данные указанные в представленной таблице подтверждаются приобщенными в материалы дела железнодорожными накладными и уведомлениями, в которых указана дата и время прибытия вагонов на станцию назначения, время подачи вагонов локомотивом ОАО "РЖД" грузополучателю ООО "ВЕРП" для выгрузки, а также дата и время окончания грузовой операции.
В представленных в материалы дела уведомлениях обществом с ограниченной ответственностью "ВЕРП" указана дата и время завершения грузовой операции и готовности вагонов к уборке, из которых не усматривается превышения установленных договором технологических норм.
Исходя из анализа представленных в материалы дела ж/д накладных (ТЖН) и уведомлений о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке видно, что переподача ОАО "РЖД" вагонов в спорные периоды за февраль 2019 года, за март 2019 года на станцию Кавказ, адресованных обществу с ограниченной ответственностью "ВЕРП", шла с простоем по вине ОАО "РЖД" в несколько часов, то есть общество с ограниченной ответственностью "ВЕРП" имело возможность принять вагоны под разгрузку, однако ОАО "РЖД" их отставляло на путях общего пользования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО "ВЕРП" не должно нести ответственность за несвоевременную доставку вагонов вне станции Кавказ.
В соответствии с пунктом 14 договора от 16.04.2018 (в редакции дополнительного соглашения от 06.08.2018) суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования по выгрузке основных родов грузов составляет 112 вагонов.
Согласно пункту 7 договора количество вагонов в каждой группе, одновременно подаваемых владельцу, на железнодорожный путь необщего пользования устанавливается: при обслуживании маневровым локомотивом ОАО "РЖД" серии ТЭМ7 максимальная весовая норма -3900 тонн, максимальная длина маневрового состава - 50 условных вагонов, при обслуживании маневровым локомотивом ОАО "РЖД" серии ЧМЭЗ максимальная весовая норма -2280 тонн, максимальная длина маневрового состава - 25 условных вагонов.
Вместимость мест погрузки и выгрузки: для зерновозов - не более 2 вагонов, для полувагонов - не более 65 вагонов.
Количество вагонов, подаваемых на места погрузки, выгрузки для одновременного начала проведения грузовых операций немеханизированным способом не более 7 вагонов, механизированным не более 5 вагонов (п. 8.9 договора от 16.04.2018 в редакции дополнительного соглашения от 06.08.2018).
Понятия "суточная перерабатывающая способность" и "вместимость путей" имеют различное значение.
Согласно сводной таблице N 3 указано ежедневное количество вагонов, поданных ОАО "РЖД" для выгрузки обществу с ограниченной ответственностью "ВЕРП".
При перерабатывающей суточной способности общества с ограниченной ответственностью "ВЕРП" в 112 вагонов, ОАО "РЖД" подавало меньше вагонов, тем самым допуская простои в грузовых операциях.
В представленной ответчиком Таблице 5 содержатся сведения о суточном количестве выгруженных вагонов в спорный период.
Акты общей формы о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "ВЕРП" технологических норм выгрузки составлены ОАО "РЖД" в одностороннем порядке и представителем общества с ограниченной ответственностью "ВЕРП" не подписывались по причине несогласия в задержке вагонов по вине общества с ограниченной ответственностью "ВЕРП".
Сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине общества с ограниченной ответственностью "ВЕРП".
В силу пункта 20.8 договора в случае невозможности принятия вагонов на путь необщего пользования, прибывших на станцию Кавказ, по причинам, зависящим от Владельца (общества с ограниченной ответственностью "ВЕРП"), он обязан в письменной форме уведомить об этом Перевозчика (ОАО "РЖД"), после чего составляется акт по форме ГУ-23ВЦ.
Однако уведомления или акты о невозможности принятия вагонов, об их остановке в пути общества с ограниченной ответственностью "ВЕРП" в материалы дела истцом не предоставлены.
Истцом не представлены доказательства, подтверждающие обстоятельства установления невозможности принятия вагонов ООО "ВЕРП".
Также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что все пути необщего пользования одновременно были заняты, в связи с чем, общество с ограниченной ответственностью "ВЕРП" не могло принять, а ОАО "РЖД" поставить вагоны на конкретный путь необщего пользования.
В адрес ОАО "РЖД" направлялось письмо о готовности принять вагоны и соблюдении обществом с ограниченной ответственностью "ВЕРП" технологических норм выгрузки.
В опровержение довода о нарушении технологических норм выгрузки ООО "ВЕРП" направило запрос начальнику ж/д станции Кавказ запрос от 24.03.2020 N 64 с просьбой сообщить, действительно ли ООО "ВЕРП" нарушены технологические нормы выгрузки вагонов на путях ООО "ВЕРП" за период февраль 2019 года и март 2019 года.
27.03.2020 и.о. начальника жд станции Кавказ в ответе на запрос N 64 сообщил, что технологические нормы выгрузки вагонов на пути необщего пользования обществом с ограниченной ответственностью "ВЕРП" за период февраль 2019, март 2019 не нарушались.
В материалах дела отсутствует документальное подтверждение того, что после получения от истца уведомления о прибытии вагонов и готовности их поставить на путь необщего пользования обществу с ограниченной ответственностью "ВЕРП" заявлял отказы от такой подачи.
Обязанность по оплате простоя вагонов на путях общего пользования может быть возложена на ответчика только тогда, когда оставление вагонов в пути следования было обусловлено действиями (бездействием) самого ответчика.
Согласно пункту 11 договора от 16.04.2018 N 225/2 о готовности вагонов к уборке обществу с ограниченной ответственностью "ВЕРП" предоставляет приемосдатчику груза станции Кавказ уведомление о завершении грузовой операции формы ГУ-26ВЦ/Э с нумерацией уведомлений с начала года.
Доказательств того, что общество с ограниченной ответственностью "ВЕРП" допустило простои в выгрузке вагонов, указанных в расчете ОАО "РЖД", не представлено, обратное что подтверждается представленными уведомлениями о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, а также ж.д. накладными.
Согласно пункту 13 договора от 16.04.2018 N 225/2 в редакции дополнительного соглашения от 06.08.2018 установлены нормы выгрузки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что вагоны выгружались в сроки, установленные пунктом 13 договора от 16.04.2018 N 225/2, доказательств иного материалы дела не содержат.
Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
В силу статьи 126 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является достаточным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).
По общему правилу срок исковой давности составляет три года и начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, однако законом может быть установлено и иное (ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ).
В соответствии со ст. 197, 797 ГК РФ, а также ст. 126 УЖТ срок исковой давности по требованиям об оплате провозных платежей, как вытекающий из правоотношений по перевозке грузов по железной дороге, составляет один год и начинает течь со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска (Определение ВС РФ от 25.05.2016 N 302-ЭС16-372).
Согласно доводам истца в феврале 2019 года и марте 2019 года на путях общего пользования станции Кавказ СКЖД в ожидании подачи простаивали вагоны, прибывшие в адрес общества с ограниченной ответственностью "ВЕРП", о чем ОАО "РЖД" были составлены извещения о задержке вагонов.
В данном случае событием, с которым закон связывает начало течения срока исковой давности, является факт простоя вагонов на путях общего пользования станции Кавказ СКЖД в феврале 2019 года и марте 2019 года.
Согласно извещениям ОАО "РЖД" о задержке вагонов и об окончании их задержки самой поздней датой окончания простоя вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, следовавших в адрес ответчика, является 18.03.2019.
Как следует из материалов дела, исковое заявление направлено истцом посредством почты 27.03.2020 (т.3, л.д.48).
Вместе с тем, ошибочное указание суда первой инстанции на подачу искового заявления 23.04.2020, с учетом установленных судом обстоятельств дела, не привило к принятию незаконного решения.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" обоснованно отказано в полном объеме.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 по делу N А53-10521/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10521/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ВЕРП"