город Томск |
|
11 января 2021 г. |
Дело N А03-15882/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фертикова М.А., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Киреевой О.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семененко И.Г., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (N 07АП-9234/2020) на решение от 18 августа 2020 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15882/2019 (судья Зверева В.А.)
по иску краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (ОГРН 1062225020824, ИНН 2225079331, г. Барнаул) к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231, г. Барнаул) с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Геопрофф", общества с ограниченной ответственностью "Каменский ЛДК", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Федеральное агентство лесного хозяйства,
без участия представителей лиц, участвующих в деле (надлежаще извещены);
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (далее - истец, КГКУ "Алтайавтодор") обратилось в Арбитражный суд
Алтайского края к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - ответчик, Министерство) с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которым просит: установить смежную границу между земельным участком, местоположение: Алтайский край, Каменский район, Гоноховский сельсовет, автомобильная дорога "Самарский - Рыбное - Гонохово - Обское". 11+764 км - 14+341 км, 14+988 км - 16+956 км, 16+956 км - 19+790 км, 22+504 км - 22+685 км, 22+697 км - 28+506 км, 31+008 км - 31+018 км и земельным участком с кадастровым номером 22:17:040101:293, местоположение: Алтайский край, Каменский район, путем исключения содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных (поворотных) точек 2, 3, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 земельного участка с кадастровым номером 22:17:040101:293:
N |
X |
Y |
2 |
635050,45 |
2240335,85 |
3 |
635157,75 |
2240437,30 |
10 |
635160,60 |
2240416,60 |
11 |
635162,95 |
2240409,05 |
12 |
635168,45 |
2240415,50 |
13 |
635129,20 |
2240378,95 |
14 |
635127,65 |
2240380,55 |
15 |
635126,05 |
2240379,05 |
16 |
635127,50 |
2240377,40 |
и внесения координат характерных (поворотных) точек смежной границы н9, н8, 12, 11, н7, н6, н5, н4, н3,н2, н1:
N X Y
н9 |
635182,11 |
2240436,56 |
н8 |
635164,52 |
2240416,05 |
12 |
635168,45 |
2240415,50 |
11 |
635162,95 |
2240409,05 |
н7 |
635161,77 |
2240412,84 |
н6 |
635151,23 |
2240400,55 |
н5 |
635136,37 |
2240384,48 |
н4 |
635119,73 |
2240369,33 |
н3 |
635101,71 |
2240356,79 |
н2 |
635082,25 |
2240345,48 |
н1 |
635054,54 |
2240331,50 |
в соответствии с заключением судебной землеустроительной экспертизы N 1993/19 от 29.05.2020, проведенной экспертами общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы" Андреевым А.Н. и Пономаренко К.В.
Установить смежную границу между земельным участком, местоположение: Алтайский край, Каменский район, Гоноховский сельсовет, автомобильная дорога "Самарский - Рыбное - Гонохово - Обское", 11+764 км - 14+341 км, 14+988 км - 16+956 км, 16+956 км - 19+790 км, 22+504 км - 22+685 км, 22+697 км - 28+506 км, 31+008' км - 31+018 км и земельным участком с кадастровым номером 22:17:040101:294, местоположение: Алтайский край, Каменский район, путем исключения содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных (поворотных) точек 2, 3 земельного участка с кадастровым номером 22:17:040101:294:
N X Y
2 635163,75 2240446,05
3 635334,00 2240626,20
и внесения координат характерных (поворотных) точек границы н10, н11, н12, н13, н14, н15:
N X Y
н10 635189,46 2240445,12
н11 635191,87 2240447,93
н12 635231,17 2240493,18
н13 635268,29 2240534,13
н14 635305,24 2240574,65
н15 635345,93 2240617,17
в соответствии с заключением судебной землеустроительной экспертизы N 1993/19 от 29.05.2020 г., проведенной экспертами общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы" Андреевым А.Н. и Пономаренко К.В., а также просит взыскать с Министерства природных ресурсов Алтайского края в пользу краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края" судебные расходы за проведение судебной экспертизы в размере 57 600 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Геопрофф", общество с ограниченной ответственностью "Каменский ЛДК", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением от 18.08.2020 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь
на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела; указывает, что на момент постановки земельных участков 22:17:040101:293 и 22:17:040101:294 на кадастровый учет автомобильная дорога не находилась в собственности Алтайского края, следовательно, вывод суда о том, что автомобильная дорога уже существовала противоречит материалам дела; также указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не поступал. Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, лица, участвующие в деле своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 15.08.2006 N 579 автомобильные дороги, в том числе, автомобильная дорога "Самарский - Рыбное - Гонохово - Обское", переданы в оперативное управление краевому государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Алтайского края".
КГКУ "Алтайавтодор" является уполномоченным органом в сфере дорожного хозяйства, целями деятельности Учреждения являются, в том числе, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, сохранение и улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности (пункт 3.1 Устава Учреждения).
Администрацией Каменского района Алтайского края на основании Постановленияот 03.05.2000 г. N 121 "О передаче земельных участков ГУП "Алтайавтодор", на праве постоянного (бессрочного) пользования были переданы земельные участки, расположенные под автомобильными дорогами общего пользования, в том числе под автомобильной дорогой "Гонохово - Обское".
При объединении ранее существовавших автомобильных дорог: "Рыбное - Самарский", "Рыбное - Гонохово", "Гонохово - Обское" была образована автомобильная дорога "Самарский - Рыбное - Гонохово - Обское", входящая в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 27.04.2009 N 188.
Постановлением Администрации Каменского района Алтайского края от 13.11.2018 г. N 906 была утверждена схема расположения земельного участка (далее - :ЗУ1) на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка: Алтайский край, Каменскийрайон, Гоноховский сельсовет, автомобильная дорога "Самарский - Рыбное - Гонохово - Обское", 11+764 км - 14+341 км, 14+988 км - 16+956 км, 16+956 км - 19+790 км, 22+504 км - 22+685 км, 22+697 км - 28+506 км, 31+008 км-31+018 км.
Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Вид разрешенного использования - автомобильный транспорт (для размещения автомобильной дороги общего пользования).
Для выполнения работ по подготовке пакета документов для государственной регистрации права на автомобильную дорогу (сооружение) "Самарский - Рыбное - Гонохово - Обское" и земельных участков под ней, 24 января 2018 года
КГКУ "Алтайавтодор" был заключен Государственный контракт N 2017.616061 с обществом с ограниченной ответственностью "Геопрофф" (далее - ООО "Геопрофф").
В процессе выполнения работ по формированию земельного участка под полосой отвода автомобильной дороги "Самарский - Рыбное - Гонохово - Обское", 11+764 км - 14+341 км, 14+988 км - 16+956 км, 16+956 км - 19+790 км, 22+504 км - 22+685 км, 22+697 км - 28+506 км, 31+008 км - 31+018 км, предусмотренных Государственным контрактом N 2017.616061, было выявлено пересечение (наложение) границы образуемого земельного участка и границ земельных участков с кадастровыми номерами: - 22:17:040101:293, местоположение: Алтайский край, Каменский район, и, согласно выписке из ЕГРН от 24.09.2019 N 22/001/112/2019-1474, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и, в настоящее время, находящегося на праве аренды у ООО "Каменский ЛДК";
- 22:17:040101:294, местоположение: Алтайский край, Каменский район, и, согласно выписке из ЕГРН от 24.09.2019 N 22/001/112/2019-1476, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и, в настоящее время, находящегося на праве аренды у ООО "Каменский ЛДК".
Согласно позиции истца возможной причиной пересечения (наложения) послужило то, что при подготовке межевого плана земельного участка, на основании которого сведения были внесены в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), в разделе "каталог координат" были внесены ошибочные координаты. В результате чего земельные участки с кадастровыми номерами 22:17:040101:293, 22:17:040101:294 по данным ГКН оказались частично расположены в полосе отвода автомобильной дороги "Самарский - Рыбное - Гонохово - Обское".
Площадь наложения земельных участков с кадастровыми номерами: - 22:17:040101:293 на земельный участок, расположенный под автомобильной дорогой "Самарский - Рыбное - Гонохово - Обское" 11+764 км - 14+341 км, 14+988 км - 16+956 км, 16+956 км - 19+790 км, 22+504 км - 22+685 км, 22+697 км - 28+506 км, 31+008 км - 31+018 км, составляет 2968 кв.м:
- 22:17:040101:294 на земельный участок, расположенный под автомобильной дорогой "Самарский - Рыбное - Гонохово - Обское" 11+764 км - 14+341 км, 14+988 км - 16+956 км, 16+956 км - 19+790 км, 22+504 км - 22+685 км, 22+697 км
- 28+506 км, 31+008 км - 31+018 км, составляет 4056 кв.м.
С целью урегулирования несоответствия в местоположении границ земельных участков кадастровым инженером было выполнено измерение и определение координат точек на местности, проведено уточнение местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 22:17:040101:293 и 22:17:040101:294 с учетом местоположения автомобильной дороги "Самарский - Рыбное - Гонохово - Обское", 11+764 км - 14+341 км, 14+988 км - 16+956 км, 16+956 км - 19+790 км, 22+504 км - 22+685 км, 22+697 км - 28+506 км, 31+008 км -31+018 км, и подготовлены межевые планы данных земельных участков.
Уточнение местоположения границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами 22:17:040101:293, 22:17:040101:294 проводилось в связи с тем, что ранее, при проведении кадастровых работ в отношении указанных участков, не было учтено прохождение автомобильной дороги с ее конструктивными элементами.
КГКУ "Алтайавтодор" направило Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края и обществу с ограниченной ответственностью "Каменский ЛДК" письмо N 114/П/1673 от 30.05.2019 с просьбой подписать акт согласования местоположения границ земельных участков.
Минприроды Алтайского края письмом N 24/П/8186 от 08.07.2019 отказало в согласовании местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 22:17:040101:293 и 22:17:040101:294, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу законный и обоснованный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309 и 310 ГК РФ).
В соответствии с ч.5 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
В соответствии с п. 4.1 ст.5 Закона Алтайского края от 03.12.2008 N 123-3C "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Алтайском крае" к собственности Алтайского края относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с ч.1 ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Так согласно ч.2 ст.3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 Закона Алтайского края от 14.09.2006 N 98-ЗС "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края" орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления государственным имуществом управляет и распоряжается имуществом, находящимся в государственной собственности Алтайского края, закрепляет за органами государственной власти Алтайского края, краевыми государственными унитарными предприятиями, краевыми казенными предприятиями, краевыми государственными учреждениями (автономными, бюджетными, казенными) имущество на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (подпункт 15 статьи 3 Федерального закона N 257).
Согласно с п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), п.1 ст.130 и п.п.1,2 ст.131 ГК РФ автомобильные дороги являются линейными сооружениями, относятся к объектам недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав которых в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Судом установлено, что из п.3.3.18 Устава Учреждения следует, что оно осуществляет в установленном порядке проведение комплекса мероприятий по государственной регистрации права собственности Алтайского края и права оперативного управления Учреждения на автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также права постоянного бессрочного пользования на занимаемые земельные участки.
Порядок определения и согласования местоположения границ земельных участков в период уточнения границ регламентируется Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (пункт 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Руководствуясь приведенными нормами права, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд первой инстанции установил, что отсутствие согласования границ смежных земельных участков, а также наложение земельных участков на специализированную дорожную полосу препятствует соблюдению особого режима использования указанных земель, устанавливаемого для цели обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги и, кроме этого, не позволяет истцу надлежащим образом выполнять возложенные на него функции по поддержанию безопасных условий эксплуатации автомобильной дороги, препятствует постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором размещена автомобильная дорога.
Так, согласно сведениям из межевых планов, земельные участки с кадастровыми номерами 22:17:040101:293 и 22:17:040101:294 частично входят в полосу отвода автомобильной дороги "Самарский - Рыбное - Гонохово - Обское", 11+764 км - 14+341 км, 14+988 км - 16+956 км, 16+956 км - 19+790 км, 22+504 км - 22+685 км, 22+697 км - 28+506 км, 31+008 км - 31+018 км.
Согласно ч. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, автомобильная дорога "Самарский - Рыбное - Гонохово - Обское" является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения и на момент постановки земельных участков 22:17:040101:293 и 22:17:040101:294 на кадастровый учет автомобильная дорога уже существовала.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном противоречат действующему законодательству и основаны на ином толковании положений законодательства, что не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 2 пункта 1, подпункт 4 пункта 2, статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наложение земельных участков препятствует КГКУ "Алтайавтодор" исполнить требования действующего законодательства, а именно ч.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в которой указано, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Анализ вышеназванных норм федерального законодательства в совокупности с пунктом 3 статьи 129 ГК РФ, статьями 27, 85, 90 Земельного Кодекса РФ, статьи 1 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о том, что земельные участки в границах земель общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, являются ограниченными в обороте.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами" (п.2). Согласно п. 5 данной статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе, предназначенные для автомобильных дорог регионального значения, межмуниципального значения или местного значения".
В силу изложенных обстоятельств, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что постановка на учет земельных участков с кадастровыми номерами: 22:17:040101:293, 22:17:040101:294, принадлежащих ответчику, была произведена в нарушение требований законодательства и проводилась без учета того, что земли, занятые автомобильной дорогой, относятся к государственной собственности и ограничены в обороте.
В целях выяснения всех обстоятельств по делу и определения новых координат земельного участка с учетом произведенных изменений, суд первой инстанции определением от 05.12.2019 назначил по делу судебную строительно-техническую экспертизу, производство которой поручил обществу с ограниченной ответственностью "Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы" экспертам Андрееву Александру Николаевичу, Пономаренко Константину Викторовичу.
В экспертном заключении были установлены координаты характерных (поворотных) точек 2, 3, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 земельного участка с кадастровым номером 22:17:040101:293, о координатах характерных (поворотных) точек 2, 3 земельного участка с кадастровым номером 22:17:040101:294.
В судебном заседании суда первой инстанции эксперты также пояснили, что на участке с кадастровым номером: 22:17:040101:294 точка П при установлении границ повторяется два раза, ввиду технического недочета. На вопрос о том, какие точки на участке с кадастровым номером: 22:17:040101:293 необходимо будет исключить из ЕГРН, эксперт пояснил, что это точки П2, П3,П10, П13,П14, П15, П16, а внести как смежную границу точки П9, П8, П12, П11, П7, П6. Также эксперт пояснил, что точки земельных участков с кадастровыми номерами: 22:17:040101:293, 22:17:040101:294 пересекаются с ЛЭП. Так, участок с кадастровым номером: 22:17:040101:293 граничит с участками под опорами ЛЭП, в каждом контуре есть пересечение в несколько сантиметров. Также эксперт пояснил, что границы полосы отвода были определены в соответствии с Постановлением Правительства об установлении полос отвода. Эксперт предположил, что кадастровые работы по формированию границ лесных участков проводились без выезда на местность, а картографическим методом, и на картах возможно соответствующие дороги не были отражены. Полоса отвода была установлена 21 м., она устанавливалась в соответствии с нормативным документом. Для каждой категории дорог в зависимости от высоты насыпи, глубины выемки, наличия дополнительных конструктивных элементов и т. д., предусмотрены параметры определения полосы отвода (приложение 15 к Правилам установления границ отвода). Но в исключительных случаях (если нет описания в приложениях с 1-15), то полосы отвода устанавливаются расчетным путем. Полоса отвода включает в себя само дорожное полотно, откос, а также по три метра с каждой стороны от подошвы насыпи.
Оценив в соответствии со статьями 64, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вышеуказанное заключение экспертов, суд первой инстанции правомерно признал его надлежащим доказательством.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Уставом (в частности, пунктами 2.5, 3.3.18) КГКУ "Алтайавтодор" осуществляет исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Алтайского края полномочий управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи в сфере дорожного хозяйства (с учетом изменений от 24.01.2017 Министерства строительства, транспорта, жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края), а также осуществляет в установленном порядке проведение комплекса мероприятий по государственной регистрации права собственности Алтайского края и права оперативного управления Учреждения на автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения, а так же права постоянного бессрочного пользования на занимаемые земельные участки, учитывая не представление в материалы дела доказательств согласования существующих границ при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: 22:17:040101:293, 22:17:040101:294 с правообладателем автомобильной дороги, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку у ответчика не могло возникнуть прав на часть полосы отвода автомобильной дороги, и он не мог быть поставлен на учет в существующих границах с учетом наложения его на участок, занятый автомобильной дорогой. Апелляционный суд, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении правовых норм, применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебной оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции, что, само по себе, не является основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 августа 2020 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15882/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
М.А. Фертиков |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15882/2019
Истец: КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (КГУ "Алтайавтодор")
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
Третье лицо: ООО "Геопрофф", ООО "Каменский ЛДК", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК, Федеральное агентство лесного хозяйства