Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2021 г. N Ф05-8367/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
11 января 2021 г. |
Дело N А40-102824/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л.Захарова,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2020 по делу N А40-102824/20 (149-738)
по заявлению Департамент городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Ефимова А.Н. по дов. от 30.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением:
- о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление), изложенного в письме от 19.03.2020 N 77-0-1-71/3147/2019-2883 в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0003025:1121, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Потешная, д.5, стр.1;
- об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем снятия с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0003025:1121, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Потешная, д.5, стр.1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.092020 по делу N А40- 102824/20 заявленные Департаментом требования удовлетворены в полном объеме
Суд признал незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенное в письме от 19.03.2020 N 77-0-1-71/3147/2019-2883 в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0003025:1121, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Потешная, д.5, стр.1.
Обязал Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем снятия с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0003025:1121, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Потешная, д.5, стр.1 в установленном законом порядке и сроки..
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, заявленные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт, в связи с изложенными в жалобе обстоятельствами.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителя Департамента.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266,268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Департаментом проводились мероприятия по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества - здания с кадастровым номером 77:03:0003025:1121, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Потешная, д. 5, стр. 1 (далее - Объект).
В отношении Объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0003025:1121, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Потешная, д. 5, стр. 1, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) права не зарегистрированы.
Согласно справке ГБУ МосгорБТИ о сносе строения от 09.12.2019 N Б/Н, подтверждается осуществление сноса Объекта до 04.08.2018.
Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, выступает Департамент в силу Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы".
Согласно заявлению, наличие в ЕГРН записи о кадастровом учете объекта недвижимости, отсутствующего на местности, нарушает права города Москвы, в том числе, как собственника земельного участка, на котором был расположен спорный объект недвижимости.
В целях исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о несуществующем объекте, снятия Объекта с государственного кадастрового учета Департаментом в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве направлялись соответствующие заявления с приложением акта обследования, однако по результатам рассмотрения указанных заявлений получено Уведомление о приостановлении снятия с кадастрового учета от 19.12.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-2883, а в последующем письмо от 19.03.2020 N 77-0-1-71/3147/2019-2883. Решением, изложенным в письме от 19.03.2020 N 77-0-1-71/3147/2019-2883, в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0003025:1121, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Потешная, д.5, стр.1 было отказано.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, вынося обжалуемое решение и признавая отказ ответчика не соответствующим закону, исходил из того, что Департаментом в регистрирующий орган были представлены все документы, необходимые для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета.
По мнению судебной коллегии данные выводы суда первой инстанции являются верными и обоснованными в силу следующих причин.
Так, согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии всех необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом городского имущества города Москвы требований.
В рассматриваемом споре отказ в осуществлении государственной регистрации был мотивирован тем, что Департамент не представил, документ, подтверждающий соблюдение установленной законом процедуры сноса вышеуказанного объекта недвижимости.
В то же время, в силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 4 ст. 225 ГК РФ в городах федерального значения Москве. Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент уполномочен на проведение мероприятий в отношении бесхозяйного недвижимого имущества.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вправе обратиться иное лицо в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с п. 10 ст. 69 Федерального закона N 218-ФЗ в случае, если в ЕГРН в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях. - в органы местного самоуправления муниципальных районов или. если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы. Санкт-Петербурга. Севастополя. - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения.
В этой связи, принимая во внимание положения ст. 225 ГК РФ и п. 10 ст. 69, ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета, прекратившего свое существование в связи с гибелью (уничтожением) ранее учтенного здания (сооружения), обладавшего признаками бесхозяйной недвижимой вещи, вправе обратиться орган, уполномоченный на обращение с заявлением о постановке такого объекта недвижимости на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Данная информация была направлена в Департамент письмом Центрального аппарата Росреестра (далее - ЦА Росреестра) от 17.05.2019 N 14-06327/19.
По вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, предусмотрено, что акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Требованиями к подготовке акта обследования п. 3 Приказа Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Требования N 861) установлено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости; указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН. включаются в состав приложения к акту обследования.
Суд первой инстанции установил, что при этом Требованиями N 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости. Более того, абз. 2 п. 3 требований N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов о сносе в составе акта обследования.
Кроме того, позиция ЦА Росреестра по вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину их неиспользования в заключении.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными, учитывая наличия факта демонтажа всех незаконно возведенных пристроек к магазину на земельном участке.
При этом, согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Судом установлено, что заявителем в Управление Росреестра по Москве предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по снятию с кадастрового учета указанного объекта.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, отказ Управления Росреестра по Москве в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, фактически прекратившего свое существование, противоречит требованиям закона, поскольку влечет за собой недостоверность содержащейся в реестре информации.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218 "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Федерального закона N 218-ФЗ при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии с пунктом 13 статьи 41 Федерального закона N 218-ФЗ отсутствие государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости на исходный объект недвижимости (в данном случае на объект с кадастровым номером 77:01:0002001:1008) не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости.
Суд первой инстанции верно устаовил, что вывод Управления Росреестра по Москве об отсутствии у Департамента полномочий на обращение с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права противоречит сведениям ЕГРН и представленным в регистрационное дело документам.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, в приложении к техническому плану представлены также Декларация об объекте недвижимости и решение Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2018 г. по делу N А40-77916/17-142-637 о признании двухэтажного нежилого здания с подвалом общей площадью 530,8 кв. м, расположенного по адресу: Москва, пер. Мароновский, д. 22, стр. 1Б/Н, самовольной постройкой, о признании права собственности города Москвы на самовольную постройку (двухэтажное нежилое здание с подвалом общей площадью 530,8 кв. м, расположенное по адресу: Москва, пер. Мароновский, д. 22, стр. 1Б/Н), которое вступило в законную силу 26.11.2018 г.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ вступившее в законную силу судебное решение является основанием для проведения государственного кадастрового учета и/или регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пункта 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая, что осуществление государственного кадастрового учета и регистрации прав в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ относится исключительно к компетенции органа регистрации прав, учетно-регистрационные действия, предусмотренные решением суда, могут быть произведены только данным органом.
Кроме того, основаниями для проведения учетно-регистрационных действий также являются судебные акты о признании прав, установлении юридических фактов в отношении недвижимого имущества, при этом для проведения учетно-регистрационных действий не требуется указание в судебном акте об обязанности органа регистрации прав осуществить необходимые действия.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Департаментом в материалы регистрационного дела представлены все правоустанавливающие документы, позволяющие идентифицировать объект и необходимые для осуществления регистрационных действий, в связи с чем оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве не соответствует требования закона, нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении своей деятельности.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2020 по делу N А40-102824/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102824/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ