город Ростов-на-Дону |
|
11 января 2021 г. |
дело N А53-23796/2020 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Филимонова С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.10.2020 по делу N А53-23796/2020
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области
к акционерному обществу "Почта России"
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - заявитель, Управление, Управление Роскомнадзора) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Почта России" (далее - общество, АО "Почта России") к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.10.2020 заявленные требования удовлетворены. Акционерное общество "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Почта России" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что результаты проведенной Управлением Роскомнадзора проверки не могут являться доказательствами допущения нарушений АО "Почта России". Административным органом в нарушение норм действующего законодательства, а именно в нарушение положений Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438, статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен протокол об административном правонарушении и незаконно возбуждено дело об административном правонарушении.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в результате проведения систематического наблюдения выявлено нарушение обществом пункта 5 Лицензионных требований N 162571 на оказание услуг почтовой связи на территории Ростовской области, раздел XX перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87; пункта 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - ПОУПС), выразившихся в нарушении порядка оформления четырех почтовых ящиков, размещенных на территории обслуживания Зимовниковского почтамта УФПС Ростовской области - филиал АО "Почта России".
На основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области И.Н. Сидорцова от 19.06.2020 N 137-нд "О проведении планового систематического наблюдения в отношении АО "Почта России", Положения о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476, Положения о радиочастотной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 434, осуществлялось систематическое наблюдение на территории обслуживания Зимовниковского почтамта УФПС Ростовской области - филиал АО "Почта России".
Согласно Методическим рекомендациям по проведению систематического наблюдения/мониторинга за исполнением обязательных требований при осуществлении операторами почтовой связи деятельности в области оказания услуг почтовой связи от 21.02.2020 Роскомнадзора, были привлечены структурные подразделения ФГУП "ГРЧЦ" в рамках осуществления мониторинга сетей связи, организованных без использования радиочастотного спектра.
При проведении Управлением Роскомнадзора по Ростовской области систематического наблюдения представителями филиала ФГУП "ГРЧЦ" в Южном и Северо - Кавказском федеральных округах, в период с 07.07.2020 по 15.07.2020 осуществлялась рассылка контрольных писем внутриобластного потока через почтовые ящики, установленные на территории обслуживания Зимовниковского почтамта.
В ходе проведения систематического наблюдения за деятельностью АО "Почта России" по оказанию услуг почтовой связи на территории Зимовнковского почтамта УФПС Ростовской области - филиал АО "Почта России" установлено, что четыре почтовые ящика, для сбора письменной корреспонденции, расположенные: ст. Андреевская, х. Воротилов, х. Камышев, ст. Эркетиновская не оформлены в соответствии с пунктом 8 ПОУПС, на почтовых ящиках не указано наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции; на почтовом ящике, расположенном по адресу: Ростовская область, Дубовский район, ст. Андреевская, ул. Центральная, д. 276, N (б/н) - не указан присвоенный почтовому ящику номер и дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции; на почтовом ящике, расположенном по адресу: Ростовская область, Заветинский район, х. Воротилов, N 92 - не указаны дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции; на почтовом ящике, расположенном по адресу: Ростовская область, Зимовниковский район, х. Камышев, ул. Центральная, д. 23/3, N 117 - не указано наименование оператора почтовой связи; на почтовом ящике, расположенном по адресу: Ростовская область, Дубовский район, ст. Эркетиновская, N 187 - не указаны дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции (фотоматериалы почтовых ящиков не оформленных в соответствии с установленными требованиями, прилагаются).
Правонарушение выразилось в том, что на сети почтовой связи Зимовниковского почтамта УФПС Ростовской области - филиала АО "Почта России" качество услуг почтовой связи не соответствует установленным стандартам, определенным пунктом 8 ПОУПС.
АО "Почта России" не были соблюдены требования пункта 8 ПОУПС по порядку оформления почтовых ящиков для сбора письменной корреспонденции, установленных на территории Зимовниковского почтамта.
Установив указанные обстоятельства, уполномоченным должностным лицом Управления в отношении АО "Почта России" составлен протокол об административном правонарушении от 23.07.2020 N АП-61/4/1799 по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 3 статьи 23.1, части 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 202, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу требований закона подлежит лицензированию.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пункт 36 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает оказание услуг связи.
В силу положений статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия).
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно пункту 5 Лицензии лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разделом XX перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, в перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи включается: 1. Соблюдение срока, в течение которого лицензиат вправе оказывать услуги. 2. Соблюдение даты начала оказания услуг, указанной в лицензии. 3. Оказание услуг на территории, указанной в лицензии. 4. Обеспечение предоставления пользователю: а) приема почтовых отправлений; б) обработки почтовых отправлений; в) перевозки почтовых отправлений; г) доставки (вручения) почтовых отправлений; д) почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи). 5. Оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации. 6. Соблюдение требований о наличии у лицензиата и использовании им отличительного знака почтовой связи, предусмотренного законодательством Российской Федерации. 7. Выполнение требований по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети почтовой связи и эксплуатации средств почтовой связи. 8. Выполнение требований актов Всемирного почтового союза в области международного почтового обмена. 9. Обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. 10. Обеспечение оказания универсальных услуг почтовой связи (для организаций федеральной почтовой связи).
В соответствии с пунктом 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - ПОУПС) на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что четыре почтовые ящика, для сбора письменной корреспонденции, расположенные: ст. Андреевская, х. Воротилов, х. Камышев, ст. Эркетиновская не оформлены в соответствии с пунктом 8 ПОУПС, на почтовых ящиках не указано наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении от 23.07.2020 N АП-61/4/1799, актом мониторинга от 15.07.2020 N 610-002-ПЯ, фотоматериалами почтовых ящиков, не оформленных в соответствии с установленными требованиями, подтверждается допущение АО "Почта России" при осуществлении деятельности нарушений лицензионных требований.
Таким образом, наличие в действиях АО "Почта России" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
АО "Почта России", будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению установленных лицензионных требований. При этом какие-либо неустранимые препятствия для надлежащего исполнения законодательства отсутствовали.
При должной степени заботливости и осмотрительности общество имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства. Доказательств невозможности исполнения АО "Почта России" требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждена вина АО "Почта России" в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов предприятия при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о нарушении административным органом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438, статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражающегося в незаконном составлении протокола об административном правонарушении и незаконном возбуждении дела об административном правонарушении, ввиду того, что согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
В случае проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, осуществляемым без взаимодействия с проверяемым лицом и без истребования у него каких-либо сведений, положения Закона N 294-ФЗ не применяются, а полученные результаты проведенных мероприятий могут служить доказательством обнаружения правонарушения и поводом для возбуждения административного дела.
В рассматриваемой ситуации Управлением в отношении общества проведена не проверка, а плановое систематическое наблюдения за исполнением обязательных требований.
Соответственно, не имеется оснований считать, что заявителем допущены нарушения Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 в части ограничения проведения проверочных мероприятий до 31.12.2020, влекущие недействительность результатов проверки и, соответственно, недопустимость полученных доказательств, обосновывающих, а равно фиксирующих наличие выявленного правонарушения.
Иных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении заявителем также не допущено.
В материалы дела с учетом требований статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не представлено надлежащих доказательств, опровергающих правонарушение, выявленного Управлением.
Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение АО "Почта России" правонарушения.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что решение суда вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Основания для применения положений статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
С учетом вышеизложенного апелляционный суд полагает, что размер штрафа в сумме 30 000 руб., назначенный судом первой инстанции, является адекватным совершенному правонарушению и будет соответствовать достижению цели административного наказания.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции принято законное решение от 21.10.2020.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании части 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.10.2020 по делу N А53-23796/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 2166 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23796/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"