г. Челябинск |
|
12 января 2021 г. |
Дело N А07-1055/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Баканова В.В.,
судей Тарасовой С.В. и Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кисловым А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 октября 2020 г. по делу N А07-1055/2020
В судебном заседании принял участие представитель: акционерного общества "Российские железные дороги" - Вечер А.В. (доверенность от 17.12.2020, диплом).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - ответчик, АО "РН-Транс") о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 152 289 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 10 319 руб. 58 коп. по состоянию на 26.12.2019, а также процентов с 27.12.2019 по день фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.10.2020 (резолютивная часть объявлена 29.09.2020) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, АО "РН-Транс" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик указывает, что простой вагонов вызван действиями (бездействием) самого истца. Так, несвоевременное освобождение ОАО "РЖД" путей необщего пользования непосредственно влияет на последующий график оборота вагонов, приводя к простою вагонов АО "РН-Транс" на путях общего пользования. Ответчик ссылается на пункт 1 раздела 6.1 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" N 333р от 01.03.2007, согласно которому именно истец обязан составить вагонный лист и в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N18-ФЗ, УЖТ РФ) проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Вагоны, указанные в актах общей формы ГУ-23ВЦ N1/303, N1/302, N1/305, N1/301, N1/300, N1/304, простояли на путях общего пользования станции Бензин по независящим от АО "РН-Транс" причинам.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика.
Представитель истца в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 21.12.2018 между ОАО "РЖД" и АО "РН-Транс" заключен договор на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций АО "РН-Транс" на железнодорожный путь необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" при станции Бензин Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" N АФТО-4/41/1.
В соответствии с пунктом 13.2 договора АО "РН-Транс" обязуется своевременно и полностью оплачивать ОАО "РЖД" плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном и вне перевозочного процесса, а также за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования железнодорожного подвижного состава, установленную статьей 39 УЖТ РФ по ставкам Тарифного руководства. Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 13.2 заключенного между сторонами договора, грузоотправитель/грузополучатель обязался своевременно и полностью оплачивать перевозчику плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном и вне перевозочного процесса, а также за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования железнодорожного подвижного состава. 16.01.2019 на промежуточной станции Шафраново Куйбышевской железной дороги по приказу N 159 от 16.01.2019 отставлен от движения поезд N 2860 (6210- 369-6549) в количестве 60 вагонов, по причине, зависящей от АО "РН-Транс" (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей по станции Бензин в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес АО "РН-Транс"). Извещение N 13 от 16.01.2019 о задержке поезда N 2860 (6210-369- 6549) получено представителем АО "РН-Транс" Тепловой Л.И. по доверенности N 56/19-У от 01.11.2018. 16.01.2019 на промежуточной станции Шафраново, оформлен акт общей формы N 3, согласно которому поезд N 2860 (6210-369-6549) отставлен от движения в связи с неприемом станцией назначения Бензин по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, с указанием номеров всех вагонов. 22.01.2019 поезд N 2860 (6210-369-6549) по приказу N 188 поднят с промежуточной станции Шафраново и отправлен на станцию назначения.
22.01.2019 на промежуточной станции Шафраново оформлен акт общей формы N 4, согласно которому поезд N 2860 (6210-369-6549) отправлен на станцию назначения. Окончание задержки вагонов в пути следования 22.01.2019.
Извещение от 22.01.2019 N 19 об отправлении поезда N 2860 (6210-369-6549) получено представителем АО "РН-Транс" Тепловой Л.И. по доверенности N 56/19-У от 01.11.2018. Факт нарушения срока доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными NN ЭГ728756, ЭГ729507, ЭГ728708, ЭГ677817, ЭГ728709, ЭГ638719. Расчет платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (в перевозочном процессе) по вине грузополучателя произведён в накопительных ведомостях N 000746-000751 и составил 152 280 руб. с НДС.
Ссылаясь на то, что АО "РН-Транс" обязательства по оплате указанной задолженности не исполнены, ОАО "РЖД" обратилось с рассматриваемым исковым заявлением в суд.
На основании нормы пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Согласно пункту 2 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с частью 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных или иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожного пути необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 УЖТ). На основании части 17 названной статьи размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Размер платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава установлен приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)", а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, которым утверждено Тарифное руководство "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения".
Согласно пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации 18.06.2003 N 26, за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей. На основании актов общей формы, составленных на станции задержки вагонов, перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В договоре стороны согласовали взимание платы за нахождение вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования, в ожидании их подачи или приема грузополучателем в случае нарушения времени приема или подачи по причинам, зависящим от грузополучателя; определен размер такой оплаты.
Из буквального толкования условий договора следует, что стороны установили договорную плату за использование инфраструктуры железной дороги сверх установленного срока.
Установление такой платы как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным статьей 421 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 22 Тарифного руководства N 2 предусмотрена индексация платы за пользование вагонами, контейнерами одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
За время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50% от платежей, приведенных в таблицах N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2 (пункт 12 Тарифного руководства N 2).
Федеральная служба по тарифам в письме от 30.03.2011 N СН-2489/10 указала, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве N 2, но под иным наименованием - как плата за пользование вагонами. В расчетную базу ставок платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, при их простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата начисляется в размере 50% от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части, приходящейся на содержание и эксплуатацию инфраструктуры).
В соответствии с пунктом 2.3 Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1, по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 39.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29 (далее - Правила N 29), в случае прибытия собственных порожних вагонов на железнодорожную станцию назначения в пределах срока доставки после получения уведомления перевозчика о прибытии собственных порожних вагонов на железнодорожную станцию назначения получатель обязан принять эти вагоны до истечения срока доставки, указанного в накладной.
Основаниями для начисления платы за пользование вагонами в соответствии с положениями абзаца 3 статьи 39 УЖТ РФ являются: задержка перевозчиком вагонов в пути следования; неприем вагонов станцией назначения; причина задержки зависит от владельца путей необщего пользования; задержка вагонов привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно статье 119 УЖТ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 при задержке вагонов независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или Правилами перевозок грузов.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы. В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 3.2.4 Правил N 45 установлено, что в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы.
При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "с разногласиями" или "с возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы. В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "от подписи отказался".
При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Акты общей формы, представленные ОАО "РЖД" подтверждают задержку вагонов на станции назначения. В указанных актах перечислены вагоны, задержанные на станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что ответчик подписал с разногласиями, что подтверждено подписями представителей перевозчика.
В обоснование факта задержки спорных вагонов представлены акты общей формы, составленные перевозчиком на соответствующей станции, причиной их составления указано: нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей по станции Бензин в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес АО "РН-Транс". Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключенный сторонами договор на оказание услуг по подаче и уборке вагонов, акты общей формы, памятки приемосдатчика, суд первой инстанции установил, что акты общей формы оформлены согласно требованиям статьи 119 УЖТ, пункта 4.6 Правил N 26.
Вопреки доводам ответчика, задержка вагонов в пути следования произошла по вине ответчика - нарушение технологических сроков оборота вагонов, нарушение пункта 5 договора и отсутствие оформленных перевозочных документов.
Приложенное к материалам дела обращение начальника станции Бензин N 134 от 18.01.2019 о возможности приема грузовых поездов 22.01.2019, подтверждает занятость путей общего и необщего пользования, поскольку подано исходя их технологических возможностей станции и перерабатывающей способности грузоотправителя.
Факт занятости путей необщего пользования, на станции назначения, отсутствие оформленных перевозочных документов на вагоны, указанные в уведомлениях о завершении грузовых операций, подтверждает и сам ответчик представленными документами, в том числе анализом нахождения вагонов на путях не общего пользования, уведомлениями о завершении грузовых операций. Довод ответчика о незанятости фронта погрузки в течении 2-4 часов противоречит представленным в материалы дела доказательствам. Пунктом 2 договора N АФТО-4/41/1 от 21.12.2018 определено, что подача и уборка вагонов производится в соответствии с условиями договора N 4/41 от 22.03.2012. В пункте 3 Договора N 4/41 от 22.03.2012 указано, что развёрнутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 10 509 метров. Пунктом 1.7 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожного пути необщего пользования от 2018 года установлена максимальная скорость движения - 10 км/ч., а при движении по весам - 5 км/ч.
Таким образом, при максимальной скорости движения в 10 км/ч, уборка и подача вагонов с/на пути необщего пользования занимает более 2-х часов, это без учета обязательных процедур, установленных разделом 2 указанной Инструкции.
Довод ответчика о нарушении истцом условий одновременной подачи вагонов подлежит отклонению, поскольку пунктом 6 договора установлено максимальное количество подаваемых вагонов не более 70 (4-х осных) или 35 (8-ми осных). Из буквального толкования пункта 6 договора следует, что максимальное количество подаваемых вагонов на все пути необщего пользования не может превышать установленную пунктом 6 договора норму.
Ссылка подателя жалобы на вместимость путей N N 2 и 3 в количестве 29 вагонов, N 4 - 32 вагонов, противоречит пункту 13 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО АНК "Башнефть" при станции бензин Куйбышевской железной дороги N 4/41 от 22.03.2012 (подача и уборка вагонов по договору N 4/41/1 от 21.12.2018 производится в соответствии с условиями договора N 4/41 от 22.03.2012), согласно которого установлено количество одновременной подачи вагонов по 2 и 3 путям - 25 (4-х осных) или 13 (8-ми осных) вагонов, а не 29, как указывает ответчик, по 4 пути - 16 (4-х осных) или 9 (8-ми осных) вагонов.
Таким образом, общее количество вагонов, подаваемых на пути необщего пользования, не может превышать 70 (4-х осных) или 35 (8-ми осных) вагонов, минимальное количество вагонов договором не установлено.
Кроме того, подача вагонов производится под погрузку определенных грузов, так на путях N N 2 и 3 производится погрузка мазута, на путях NN 4 и 4а - светлых нефтепродуктов, N 5 - бензина, N 6 - дизельного топлива, N8 -щебня. Согласно имеющимся в материалах дела перевозочным документам, в адрес ответчика, большей частью, прибывали вагоны из под дизельного топлива и мазута, соответственно данные вагоны могли быть поданы только на 2, 3 и 6 пути, вагоны из под щебня только на 8 путь.
Приведенный АО "РН-Транс" обобщенный расчет незанятости путей необщего пользования нельзя считать достоверным, поскольку он документально не подтвержден и произведен без учета вместимости фронтов погрузки и выгрузки путей необщего пользования ответчика, а также технологического срока оборота вагонов.
Ссылка ответчика на Инструкцию по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации не состоятельна, поскольку обслуживание подвижного состава осуществляется на основании отдельно заключаемых договоров между собственниками подвижного состава и специализированными организациями и вне перевозочного процесса. Договором не предусмотрено техническое обслуживание вагонов, прибывающих в адрес ответчика.
Довод АО "РН-Транс" о нарушении истцом обязательств по уборке вагонов судом отклоняется, так как уборка вагонов производится только при наличии оформленных в установленном порядке перевозочных документов.
В соответствии со статьей 25 УЖТ РФ, при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. В данном случае ответчиком не представлены перевозочные документы, подтверждающие их наличие на момент подачи уведомления о готовности груза к перевозке. Данный факт подтверждается отметкой в уведомлениях о завершении грузовых операций в графе "Примечание" указано: требуется предъявление вагонного листа или требуется предъявление накладной, представленных ответчиком. Согласно пункту 1 раздела 6.1 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утвержденной Распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р., вагонный лист составляется на каждый погруженный вагон приемосдатчиком железнодорожной станции погрузки на основании данных транспортной железнодорожной накладной, оформленной грузоотправителем. Таким образом, ссылка ответчика на нарушение истцом пункта 7 договора не обоснована, поскольку он применяется только при выполнении ответчиком пункта 5 договора и при наличии оформленных перевозочных документов.
В связи с изложенным, истцом правомерно к взысканию с ответчика за нахождение вагонов на путях общего пользования начислена плата в общей сумме 152 280 руб.
Расчет платы произведен согласно тарифному руководству. АО "РН-Транс" доказательств уплаты указанной суммы в добровольном порядке не представлено.
Также истцом в соответствии со статьей 395 ГК РФ, заявлены требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 10 319 руб. 58 коп. по состоянию на 26.12.2019. Согласно части 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. По расчету истца общая сумма процентов за период с 23.01.2019 по 26.12.2019 составляет 10 319 руб. 58 коп. Судом расчет истца проверен, признан арифметически верным, проценты за пользование чужими денежными средствами составляют 10 319 руб. 58 коп. и правомерно взысканы с ответчика.
Как разъяснено в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов. Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). С учетом изложенного, требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование денежными средствами с 27.12.2019 по день фактической оплаты задолженности обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "РН-Транс" - без удовлетворения. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 октября 2020 г. по делу N А07-1055/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Транс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
С.В. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1055/2020
Истец: ОАО "РЖД" в лице Куйбышевской железной дороги - филиала "РЖД"
Ответчик: АО РН-Транс
Третье лицо: АО "РН-Транс", ОАО "РЖД"