город Томск |
|
12 января 2021 г. |
Дело N А67- 1636/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2021 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Логачева К.Д.,
Назарова А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (N 07АП-11274/2020) на решение Арбитражного суда Томской области от 14.10.2020 по делу N А67-1636/2020 (судья Идрисова С.З.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северск" (636035, Томская обл., ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Леонтичука, 7, ИНН 7024032580) к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области (634034, г. Томск, пр. Кирова, 20) о признании незаконным бездействия,
В судебном заседании приняли участие:
от общества с ограниченной ответственностью "Северск": Вотинцева Е.А. по доверенности от 07.12.2020 (на 3 месяца), диплом,
от Департамента по управлению государственной собственностью Томской области: Осокина М.И. по доверенности от 09.01.2020 (до 31.12.2020).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северск" (далее - ООО "Северск", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не включении в перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный распоряжением Департамента от 27.11.2019 N 99-о, объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности ООО "Северск" - нежилые помещения, расположенные по адресам: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул.Калинина, 38 (кадастровый номер: 70:22:0010104:6167, площадь 491,6 кв.м); Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул.Калинина, 35 (кадастровый номер 70:22:0010103:4289, площадь 269,4 кв.м); Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул.Калинина, 46, пом. у4 (кадастровый номер 70:22:0010106:7723, площадь 1169,2 кв.м); Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул. Калинина, 46 (кадастровый номер 70:22:0010106:7727, площадь 176,5 кв.м); Томская область, Томский район, Муниципальное образование "Рыбаловское сельское поселение", с. Рыбалово, ул.Сибирская, 5А (кадастровый номер: 70:14:0120001:1182, площадь 455 кв.м); Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, пр. Коммунистический, 147 (кадастровый номер: 70:22:0010108:3910, площадь 718,8 кв.м); Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул. Ленина, 108А (кадастровый номер: 70:22:0010109:295, площадь 974,9 кв.м); Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул. Горького, 26 (здание МПОП "Кулина" (кадастровый номер: 70:22:0010102:861, площадь 1602,1 кв.м); Томская обл., ЗАТО Северск, г.Северск, пр.Коммунистический, д.55 (кадастровый номер 70:22:0010108:4007, площадь 571,8 кв.м) (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 14.10.2020 Арбитражного суда Томской области заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием правовых оснований для включения спорных объектов в перечень на 2020 год.
В перечень объектов недвижимого имущества в целях налогообложения в соответствии с утвержденным порядком не могут быть включены объекты, в отношении которых не проведен весь комплекс процедур, указанных в Порядке определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
В отношении спорных объектов недвижимости определение вида фактического использования для целей налогообложения не проводилось.
Правовые основания для включения спорных объектов в перечень на 2020 год по результатам установления соответствия их назначения критериям подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отсутствовали.
Отсутствие бездействия Департамента подтверждается материалами дела, им совершены все зависящие от него действия, направленные на получение информации о расположенных на территории Томской области объектах недвижимого имущества, соответствующих критериям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Результатом указанных действий стало получение от ФГБУ "ФКП Росреестра" сведений об объектах недвижимого имущества, соответствующих указанным критериям, среди которых объекты заявителя отсутствовали.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
В судебном заседании представители заявителя и департамента свои позиции поддержали по тем же основаниям.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилые помещения общей площадью 491,6 кв.м, номера на поэтажном плане 1 этаж (пом. N 1, VII - IX, I, 10-14), подвал (пом. N IX - XIV, 16-23), кадастровый номер: 70:22:0010104:6167, расположенные по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул.Калинина, 38 (свидетельство о регистрации права от 23.12.2013);
- нежилые помещения общей площадью 269,4 кв.м, номера на поэтажном плане 1 этаж (пом. N VIII-XI, 7-23), кадастровый номер: 70:22:0010103:4289, расположенные по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул.Калинина, 35 (свидетельство о регистрации права от 26.10.2012);
- нежилые помещения общей площадью 1169,2 кв.м, номера на поэтажном плане 1 этаж (N N 1-14), подвал (NN1-40), кадастровый номер: 70:22:0010106:7723, расположенные по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул.Калинина, 46, пом. у4 (свидетельство о регистрации права от 26.12.2014);
- нежилые помещения общей площадью 176,5 кв.м, номера на поэтажном плане 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, кадастровый номер: 70:22:0010106:7727, расположенные по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул.Калинина, 46 (свидетельство о регистрации права от 28.05.2012);
- нежилое здание общей площадью 455 кв.м, кадастровый номер: 70:14:0120001:1182, расположенное по адресу: Томская область, Томский район, Муниципальное образование "Рыбаловское сельское поселение", с.Рыбалово, ул.Сибирская, 5А (выписка из ЕГРН, дата регистрации права собственности 10.02.2017);
- нежилые помещения общей площадью 718,8 кв.м, этаж N 1, номера на поэтажном плане пом. 1 - 21, 26, 30, кадастровый номер: 70:22:0010108:3910, расположенные по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, пр.Коммунистический, 147 (свидетельство о регистрации права от 23.12.2013);
- нежилое здание общей площадью 974,9 кв.м, 1-этажный (подземных этажей - 1), инв.N 175, лит.А, кадастровый номер: 70:22:0010109:295, расположенное по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул.Ленина, 108А (свидетельство о регистрации права от 31.07.2014);
- нежилое здание общей площадью 1602,1 кв.м, 2-этажный (подземных этажей - 1), инв.N 69:541:001:002164500, лит.А, кадастровый номер: 70:22:0010102:861, расположенное по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул.Горького, 26 (здание МПОП "Кулина") (свидетельство о регистрации права от 18.10.2013);
- нежилые помещения общей площадью 571,8 кв.м, этаж 1, номера на поэтажном плане пом. 1, 2б, 12,13, 16 - 30, кадастровый номер: 70:22:0010108:4007, расположенные по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, пр.Коммунистический, 55 (свидетельство о регистрации права от 02.10.2012).
Согласно подпункту 8.1 пункта 10 Положения о департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением администрации Томской области от 11.06.2013 N 68, департамент является уполномоченным органом на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения; направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Распоряжением департамента от 27.11.2019 N 99-о определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Спорные объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности заявителю, в указанный перечень не включены.
Считая бездействие департамента по не включению спорных объектов недвижимости в Перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, ООО "Северск" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорные объекты недвижимости отвечают критериям, предусмотренным в пунктах 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, по фактическому назначению и использованию объектов, и подпадают под категорию объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. При этом у департамента имелась реальная возможность для того, чтобы установить наличие спорных объектов и рассмотреть вопрос о включении их в Перечень по налогу на имущество.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (часть 2).
Согласно пункту 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 и 2 указанной статьи НК РФ.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
К таким объектам относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.1 Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении видов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ: - административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров (с 2018 года - свыше 500 квадратных метров; с 2019 года - свыше 250 квадратных метров, с 2020 года - свыше 100 квадратных метров) и помещения в них; - нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров (с 2018 года - свыше 500 квадратных метров; с 2019 года - свыше 250 квадратных метров, с 2020 года - свыше 100 квадратных метров), назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, в силу статей 372, 375, 378.2 НК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 4.1 Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций", определяющих условия для включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, к числу таких объектов недвижимости на территории Томской области отнесены, а значит, могут быть включены в перечень, определенный в соответствующих целях уполномоченным органом власти Томской области, здания административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 100 кв. м (с 2020 года); нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания общей площадью свыше 100 кв. м (с 2020 года).
Проанализировав положения федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий: - здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; - здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения; - здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых помещений, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий: - назначение, разрешенное использование или наименование помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; - нежилые помещения фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом во всех указанных случаях общая площадь зданий (строений, сооружений), нежилых помещений должна составлять свыше 100 кв. м (на 2020 год).
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым, торговым центром, нежилым помещением, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что пункт 7 статьи 378.2 НК РФ регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества. При этом данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе, нежилые помещения, отвечающие определенным критериям.
С учетом изложенного, в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, отвечающие условиям, установленным пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
Функции по формированию Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществляются Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 10 Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 11.06.2013 N 68.
Согласно пункту 16 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 N 454а, в срок не позднее чем за месяц до начала очередного налогового периода Департамент по управлению государственной собственностью Томской области размещает перечень объектов для целей налогообложения на своем официальном сайте http://дугс.рф и в срок не позднее 1-го числа очередного налогового периода направляет такой перечень в электронной форме в налоговый орган по Томской области.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, Порядком определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 N 454а, распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27.11.2019 N 99-о определен Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Пунктом 1 данного распоряжения определен Перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год согласно приложению к настоящему распоряжению. При этом спорные объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности заявителю, в указанный перечень не включены.
Материалами дела подтверждается, что в представленных документах на нежилое здание с кадастровым номером 70:14:0120001:1182, расположенное по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование "Рыбаловское сельское поселение", с.Рыбалово, ул.Сибирская, 5А, предусматривается размещение в нем торговых объектов - магазина. Техническим планом прямо предусмотрено размещение в указанных помещениях здания магазина. На предназначение размещения в здании магазина также указано в техническом паспорте здания (строения) по состоянию на 14.03.2017, выписке из ЕГРП, а также в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 26.12.2016 N RU 70-17-06-2016, постановлении Администрации Рыболовского сельского поселения от 31.10.2016 N 202 "О присвоении адреса магазину", в проектной документации. Общая площадь нежилого здания с кадастровым номером 70:14:0120001:1182 составляет 455 кв.м, то есть соответствует требованию по площади, установленному статьей 4.1 Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций".
Представленные документы на нежилое здание с кадастровым номером 70:22:0010109:295, расположенное по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул.Ленина, 108А, предусматривают размещение в нем торговых объектов - магазина. Технический паспорт прямо предусматривает размещение в указанных помещениях здания магазина. На предназначение размещения в здании магазина также указано в выписке из ЕГРП. Общая площадь нежилого здания с кадастровым номером 70:22:0010109:295 составляет 974,9 кв.м, то есть соответствует требованию по площади, установленному статьей 4.1 Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций".
Представленные документы на нежилое здание с кадастровым номером 70:22:0010102:861, расположенное по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул.Горького, 26 (здание МПОП "Кулина"), предусматривают размещение в нем объектов общественного питания - столовой. Технический паспорт прямо предусматривает размещение в указанных помещениях столовой. Общая площадь нежилого здания с кадастровым номером 70:22:0010102:861 составляет 1602,1 кв.м, то есть соответствует требованию по площади, установленному ст. 4.1 Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций".
Представленные документы на нежилые помещения с кадастровым номером 70:22:0010106:7723, расположенные по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул.Калинина, 46, пом. у4, предусматривают размещение в них торговых объектов. Выпиской из технического паспорта здания по состоянию на 22.05.2008, техническим паспортом нежилого помещения по состоянию на 03.06.2015 прямо предусмотрено назначение данных помещений в качестве торговых.
Изложенные в техническом паспорте в отношении нежилого помещения по адресу: г. Северск, ул. Калинина, 46 (инвентарный номер 69:541:3000:00:23876:2001) характеристики помещения соответствуют характеристикам, указанным в выписке из ЕГРП, в том числе в графической части плана расположения помещений. Общая площадь нежилых помещений с кадастровым номером 70:22:0010106:7723 составляет 1169,2 кв.м, то есть соответствует требованию по площади, установленному статьей 4.1 Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций".
Представленные документы на нежилые помещения с кадастровым номером 70:22:0010106:7727, расположенные по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул.Калинина, 46, предусматривают размещение в них торговых объектов. Технический паспорт предусматривает размещение в данных помещениях торгового зала площадью 94,9 кв.м. Технический паспорт здания (строения) по состоянию на 27.05.2005 содержит указание на назначение данных помещений в качестве торговых.
Изложенные в паспорте в отношении нежилого помещения по адресу: г. Северск, ул. Калинина, 46, лит. А2 (кадастровый номер 70:22:000000777:0830:000А2) характеристики помещения соответствуют характеристикам, указанным в выписке из ЕГРП, в том числе, в графической части плана расположения помещений. Общая площадь нежилых помещений с кадастровым номером 70:22:0010106:7727 составляет 176,5 кв.м, то есть соответствует требованию по площади, установленному статьей 4.1 Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций".
Представленные документы на нежилые помещения с кадастровым номером 70:22:0010104:6167, расположенные по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул.Калинина, 38, предусматривают размещение в них торговых объектов. Технический паспорт по состоянию на 22.05.2013 в графе "Описание составной части объекта капитального строительства" указывает следующее: нежилые помещения в кирпичном строении нежилого помещения магазина "Восход". Общая площадь нежилых помещений с кадастровым номером 70:22:0010104:6167 составляет 491,6 кв.м, то есть соответствует требованию по площади, установленному статьей 4.1 Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций".
Применительно к нежилым помещениям с кадастровым номером 70:22:0010103:4289, расположенным по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул.Калинина, 35, с кадастровым номером 70:22:0010108:4007, расположенным по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, пр.Коммунистический, 55, с кадастровым номером 70:22:0010108:3910, расположенным по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, пр.Коммунистический, 147, в представленных кадастровых паспортах на указанные помещения отсутствует указание на назначение данных помещений.
Согласно материалам дела указанные помещения фактически используются для размещения торговых объектов, магазина розничной торговли продуктами питания, алкогольной продукцией и дополнительным ассортиментом товаров народного потребления, под объекты бытового обслуживания населения, что подтверждается ЕГРН об основных характеристиках, договорами аренды нежилых помещений, зарегистрированными в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.
В указанных объектах недвижимости свою деятельность осуществляют магазины "Мария-РА" ООО "Розница К-1". У департамента не имелось препятствий по своевременному выявлению объектов и включению в перечень. Доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что нежилые помещения по адресам: Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, ул.Калинина, 35; Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, пр.Коммунистический, 55; Томская область, ЗАТО Северск, г.Северск, пр.Коммунистический, 147, фактически не используются в качестве торговых объектов, департаментом в материалы дела не представлено.
Все технические паспорта на объекты недвижимости относятся к спорным объектам, что подтверждается сведениями из ЕГРН, в которых указаны ранее присвоенные государственные учетные номера (инвентарный, условный). Площадь основных помещений, которые могут использоваться под торговую деятельность, указанная в технических паспортах, составляет более 20 % от общей площади помещений.
В судебном заседании установлено и документально подтверждено, что фактическим использованием данных объектов является торговая деятельность, вышеуказанные объекты недвижимости предоставляются в аренду для размещения магазинов розничной торговли продуктами питания, алкогольной продукцией и дополнительным ассортиментом товаров народного потребления. Площадь помещений предназначенных для размещения торговых объектов составляет больше 20% общей площади.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН, техническими/кадастровыми паспортами объектов, экспликациями к планам нежилых помещений, договорами аренды и не оспаривалось заинтересованным лицом.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы департамента относительно того, что в отношении ряда спорных объектов сведения, содержащиеся в ЕГРН и документах технического учета не содержат информацию о том, что данные объекты предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а указанная информация становится известной лишь из анализа соответствующих договоров аренды.
Как правильно указал суд первой инстанции, указанные обстоятельства можно было установить, запросив в порядке межведомственного взаимодействия в регистрирующем органе договоры аренды, зарегистрированы в установленном законом порядке.
Исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, правильно установив фактические обстоятельства по делу, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что спорные объекты недвижимости отвечают критериям, предусмотренным в пунктах 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, по фактическому назначению и использованию объектов, и подпадают под категорию объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Суд первой инстанции правомерно отклонил необоснованные доводы департамента о принятии всех необходимых мер, направленных на получение информации о расположенных на территории Томской области объектах недвижимого имущества, соответствующих критериям, указанным в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку у департамента имелась реальная возможность для того, чтобы установить наличие спорных объектов и рассмотреть вопрос о включении их в Перечень по налогу на имущество.
Комплекс мер, принимаемых Департаментом для выявления объектов подлежащих включению в перечень по налогообложению, не может ограничиваться только направлением запроса в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области.
Установив, что бездействие департамента является незаконным, суд первой инстанции правомерно возложил на департамент обязанность включить указанные выше объекты заявителя в Перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 14.10.2020 по делу N А67-1636/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по управлению государственной собственностью Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1636/2020
Истец: ООО "Северск"
Ответчик: Департамент по управлению государственной собственностью Томской области