г. Хабаровск |
|
13 января 2021 г. |
А73-12255/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Балошина Т.Н., представитель по доверенности от 02.09.2020 N ДВОСТНЮ-120/Д (представлен документ о высшем юридическом образовании);
от акционерного общества "Ванинский морской торговый порт": не явились;
от третьих лиц: публичного акционерного общества "Магаданэнерго";
общества с ограниченной ответственностью "Камчатское морское пароходство": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ванинский морской торговый порт"
на решение от 24.01.2020
по делу N А73-12255/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску акционерного общества "Ванинский морской торговый порт"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 1 159 950,94 руб.
третьи лица: публичное акционерное общество "Магаданэнерго"; общество с ограниченной ответственностью "Камчатское морское пароходство"
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (далее-истец, АО "Порт Ванино", порт), обратилось в арбитражный суд к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее- ответчик, ОАО "РЖД", перевозчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании 1 159 950,94 руб., в том числе 1 046 498,34 руб. неосновательного обогащения в виде необоснованно списанной с лицевого счета истца в ТехПД суммы денежных средств, а также проценты за период с 08.06.2018 по 20.01.2020 на общую сумму 113 452,60 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены ПАО "Магаданэнерго" и ООО "Камчатское морское пароходство".
Решением суда от 24.01.2020 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, АО "Порт Ванино" обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что порт не является собственником либо владельцем путей необщего пользования, на которых размещаются прибывающие в порт вагоны с грузами, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, для их перевалки на морской вид транспорта, в связи с чем истец не является лицом, на которое может быть возложена обязанность согласно статье 39 УЖТ по внесению платы за пользование путем общего пользования на станции Ванино-перевалка ДВЖД в период простоя вагонов в ожидании подачи. Также ссылается на отсутствие договорных отношений регламентирующих возможность списания денег за организацию работы по обеспечению перевозок грузов, которые предусматривали бы дополнительные основания, чем указаны в статье 39 УЖТ РФ. В связи с чем считает ссылку на пункт 18 б) Договора на подачу и уборку вагонов N 393А от 19.06.2013 несостоятельной. По мнению истца, условия указанного договора в настоящем случае не применимы, поскольку последний регулирует взаимоотношения между АО "Порт Ванино" и ОАО "РЖД", возникающие при перевозках грузов кроме перевозки их в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. В дополнении к апелляционной жалобе указывает на то, что согласно параграфу 39 Правил перевозки грузов в прямом и смешенном железнодорожно-водном сообщении порядок перевалки грузов устанавливается по каждому перевалочному пункту узловым соглашением, которое заключается между железной дорогой и пароходствами (портами или пристанями), а в соответствующих случаях- между морскими и речными пароходствами (портами или пристанями). Между тем, на момент составления актов общей формы за задержку подачи вагонов, узловое соглашение заключено не было. Просит решение отменить, заявленные исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда, состоявшемся 03.06.2020, представитель АО "Порт Ванино" на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель ОАО "РЖД" в заседании суда, а так же в представленных возражениях на жалобу, выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в заседании суда не принимали, возражений не представили.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по настоящему делу откладывалось до 30.06.2020.
В судебное заседание 30.06.2020 представители АО "Порт Ванино" и третьих лиц не явились. АО "Порт Ванино" заявило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы до принятия кассационной инстанцией судебного акта по делу N А73-20847/2019, в рамках которого рассматривается аналогичный спор между теми же лицами.
Представитель ОАО "РЖД" против удовлетворения ходатайства не возражал.
В соответствии со статьей 143 АПК РФ производство по апелляционной жалобе было приостановлено.
В судебном заседании, состоявшемся 13.01.2021, представитель железной дороги поддержал правовую позицию, изложенную ранее, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили.
До судебного заседания АО "Порт Ванино" заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с подачей жалобы по делу А73-20847/2019 в Конституционный суд Российской Федерации.
Представитель ОАО "РЖД" разрешение ходатайства оставил на усмотрение суда.
Суд, рассмотрев ходатайство, отказал в его удовлетворении.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы (дополнений к ней) и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ОАО "Ванинский морской торговый порт" (Пользователь) заключен договор N 393А от 19.06.2013 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка вагонов на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к станции Ванино.
В соответствии с пунктом "б" пункта 18 Договора, Порт оплачивает перевозчику плату за время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от Пользователя, определяемую в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2, в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице 9 Тарифного руководства N 2, с учетом коэффициентов индексации.
В период с июня 2018 по сентябрь 2018 по железнодорожным накладным АР153581, АР153606, АР153608, АР153820, АР153812, АР153 770, АР1563602, АР153627, АР153807, АР153810, АР153613, АР153584, АР153805, АР153599, АР153471, АР153472, АР153473, АР153474, АР153556, АР153600, АР153578, АР153871, АР153602, АР-91984, АР091983, АР091982, АР153079, АР153080, АР153071, АР153070, АР153076, АР153073 вагоны с грузом угля, следующие в ПСЖВС со станции Ерунаково ЗСЖД в адрес порт Магадан грузополучателям ПАО "Магаданэнерго" (Магаданская ТЭЦ) с перевалкой в пути следования с железнодорожного на морской транспорт на станции Ванино-перевалка ДВЖД с подачей на подъездной путь порта, простаивали на путях общего пользования ввиду занятости фронтов выгрузки порта.
Факт простоя вагонов на путях общего пользования станции Ванино зафиксирован актами общей формы, составленными в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45.
Между истцом и ответчиком в соответствии с Распоряжением ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, а также Соглашения об организации расчетов (в ред. от 25.12.2018), заключено соглашение об организации расчетов NТЦ-916 от 07.06.2017.
Данным соглашением регулируются взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) при перевозках грузов и (или) порожних вагонов.
ОАО "РЖД" по накопительным ведомостям N N 080604, 090607, 110601, 110602, 110603, 110607, 120603, 120606 100721, 100720 270716, 270717 090909, 090906 230810, 230807 210805, 220802 050830, 060808 010834, 080808 080823, 100804 080814, 080803 150832, 150828 200810, 170804 220803, 230808 180811, 180801 270742, 260810 240725, 240726 210707, 210708 250724, 270706 200718, 200719 200704, 200705 270736, 100802 110805, 160703 110803, 120804, 110820, 120801, 120805, 120805, 09061, 160605, 270707, 270711, 270718, 270703. 230813, 230806, 080810, 050828, 050810, 080804, 150829, 190809, 230805, 180814, 260809, 240727, 210709, 150807, 200720, 180724, 110815, 130726, 110818, 120809, 110816, 080604, 160606, 270712, 270720, 090907, 260813 230816 040825 080806, 050817. 080821, 210801, 200826, 230818, 220806. 250730, 250726, 210711, 230717, 200716, 190705, 120802, 110706, 110819, 130808, 090607, 160608, 270713, 270721, 200808, 260812, 703840, 040827, 060809, 050814, 060804, 220805, 200818, 200809, 230811, 250731, 220705, 210712, 230718, 200707, 290703, 120808, 110802, 110804, 080820, 110601, 160614, 270708, 210724, 200825, 260815, 703841, 040828, 080813, 050829, 170805, 230803, 210807, 190808, 200811, 250732, 210726, 210713, 230719, 300706, 290704, 130806, 110808, 110810, 080822, 110602, 090703, 270709, 220709, 180810, 290804, 703842, 040829, 080815, 050825, 150827, 230809, 210802, 180808, 190810, 250733, 210727, 210714, 230720, 220703, 290705, 130807, 110812, 100807, 100805, 110603, 090712, 270710, 100913, 200821, 260811, 703843, 040830, 100803, 090802, 150833, 150826, 220804 230817, 180807, 250734, 210705, 210715, 230721, 220704, 290706, 150806, 110809, 110806, 110813, 090713, 270714, 090908, 210810, 260808, 703844, 010823, 080816, 060810, 150834, 150831, 210804, 230804, 270734, 250735, 210706, 210716, 200717, 200706, 270735, 150830, 110811, 110814, 110807 произведено списание с ЕЛС АО "Ванинский морской торговый порт" платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 1 046 498,34 руб.
Не согласившись со списанием с ЕЛС платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, истец направил ответчику претензии от 25.09.2018 N 045/18-429, от 12.11.2018 N 045-18-623.
Поскольку претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился с иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного кодекса.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
В пункте 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, указано на то, что частью 12 статьи 39 УЖТ РФ установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности, в частности, в случае задержки вагонов в пути следования, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В пункте 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 указано, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Из пунктов 3.1 и 3.2 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" следует, что акты общей формы составляются перевозчиком на станциях отправления, назначения и в пути следования, в том числе для удостоверения фактов задержки вагонов и отказа или уклонения владельца от подписания актов общей формы.
Основные права и обязанности сторон, порядок расчетов, ответственность сторон и иные условия по исполнению Соглашения о расчетах указаны в Приложении о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием ЕЛС клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р (опубликованным на официальном сайте ОАО "РЖД" по адресу www/rzd.ru), являющемся неотъемлемой частью Соглашения (далее - Распоряжение N 1685р).
Согласно пунктам 3.1 и 3.4 Распоряжения N 1685р клиент перечисляет на расчетный счет ОАО "РЖД" в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ОАО "РЖД" платежей.
ОАО "РЖД" каждые 5 (пять) дней формирует и представляет клиенту два экземпляра акта оказанных услуг по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению (при электронном документообороте - один экземпляр), с приложением перечня первичных документов (приложение N 4 к настоящему Положению) и счета-фактуры.
На основании Соглашения об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок (утв. ОАО "РЖД" 18.12.2017 N 2633/р, заключенного между сторонами, акт оказанных услуг (Приложение N 3), перечень первичных документов (Приложение N 4), счета-фактуры и иные документы могут быть оформлены и предоставлены ОАО "РЖД" и клиентом в электронном виде с применением электронной подписи.
Оплата услуг по Соглашению N 2633 производится на основании Отчета оказанных информационных услуг (далее - Отчет, акт оказанных услуг).
Клиент обеспечивает подписание Отчета в течение 1 рабочего дня с момента его получения. Отчет может быть подписан в электронном виде с применением ЭП при наличии соглашения, предусматривающего электронный обмен документами. Моментом получения отчета считается момент открытия доступа для подписания отчета клиентом в электронном виде или направления отчета по электронной почте, указанной в заявлении о присоединении. В случае направления отчета на подписание по электронной почте, подписанный Отчет со стороны Клиента направляется в течение 1 рабочего дня на электронный адрес, с которого пришел данный отчет. При этом клиент обеспечивает направление отчета с электронного адреса, указанного в заявлении о присоединении, и несет ответственность за достоверность сведений и подписи, указанных в отчете, переданном по электронной почте.
В случае, если клиент не обеспечил подписание отчета в установленный срок и не произвел в АС ЭТРАН операцию "Отказ от подписи" с указанием причины, или не подписал с разногласиями отчет на бумажном носителе и не проинформировал ОАО "РЖД" (официальным письмом в адрес ЦФТО/ТЦФТО или направлением по электронной почте на адрес, с которого был направлен отчет), то сумма, указанная в отчете, считается согласованной клиентом (пункт 12.5 Соглашения N 2633).
На основании данных в отчете ОАО "РЖД" формирует накопительные ведомости формы ФДУ-92.
При этом, в силу пунктов 12.3, 12.4, 12.5, 12.6 Соглашения N 2633 подписание накопительной ведомости, оформленной на основании отчета оказанных информационных услуг, со стороны клиента не требуется.
Оценив представленные в материалы дела накопительные ведомости, акты общей формы, судом первой инстанции установлено, что данные документы подписаны уполномоченным представителем АО "ВМТП" без возражений, памятками приемосдатчика подтверждена занятость путей. При этом в актах общей формы в качестве причины простоя указано по причинам, зависящим от порта.
Таким образом, приняв во внимание направление АО "ВМТП" в адрес ОАО "РЖД" заявления от 18.04.2018 N ТЦ-799 о присоединении к Соглашению N 2633, суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности списания ОАО "РЖД" с ЕЛС АО "Порт Ванино" платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования на основании актов общей формы.
В связи с чем, факт неосновательного обогащения на стороне ответчика, в настоящем случае, не подтвержден.
Доводы жалобы о том, что АО "ВМТП" в отношении вагонов, прибывавших на станцию Ванино и простаивавших на путях общего пользования не является собственником либо владельцем путей необщего пользования, равно как не являлся грузоотправителем либо грузополучателем данных вагонов, в связи с чем, взимание с него платы, предусмотренной статьей 39 УЖТ РФ, является необоснованным, кроме того, между сторонами не было заключено узловое соглашение, апелляционным судом отклоняются в силу следующего.
Так, согласно представленному в материалы дела договору транспортной экспедиции N 024-2018-FS, заключенного между АО "Порт Анино" и ЗАО "Вертикаль", и аналогичный договор N 003-2018-FS, заключенный между ОА "Пор Ванино" и ООО "Камчатское морское пароходство", на оказание в том числе комплекса услуг по перевалке грузов с железнодорожного на морской транспорт (п.1.2), последние регулируют отношения порта с контрагентами по перевалке грузов, следующих в ПСЖВС.
В силу пункта 3.1.4 указанных договоров порт в том числе обеспечивает приемку грузов от железнодорожного перевозчика, расстановку груженых вагонов по фронтам выгрузки на путях необщего пользования, выгрузку грузов, перемещение грузов на склад в пределах зоны одного причала. Совместно с железнодорожным перевозчиком порт оформляет предусмотренные правилами перевозок грузов документы и оплачивает предъявленные железнодорожным перевозчиком сборы, плату за пользование путем общего пользования и иные платежи.
В отсутствие заключенного сторонами узлового соглашения отношения сторон по перевалке грузов в ПСЖВС, в том числе по подаче и уборке соответствующих вагонов, по нормативам соответствующих операций с подвижным составом, по начислению плат за нарушение этих нормативов регулируются Правилами ПСЖВС и условиями договора N 343А в части, не противоречащей Правилам ПСЖВС, а также вышеуказанными Инструкциями.
Иной подход влечет нарушение стабильности и единообразия правового регулирования операций с подвижным составом на станции Ванино - перевалка, следующим в ПСЖВС, в связи с чем к отношениям сторон по поводу спорных простоев вагонов, следующих в ПСЖВС, применяются вышеуказанные условия договора N 343А, в том числе о начислении платы согласно п/п. "б" п.18 по Тарифному руководству N 2 согласно статье 39 УЖТ.
Из содержания договора N 343А, сведений железнодорожных накладных (дорожных ведомостей), актов общей формы, инструкций о порядке обслуживания и организации движения путей необщего пользования ОППК-1 и ОППК-3, усматривается, что истец фактически является пользователем путей необщего пользования в целях оказания услуг перевалки грузов, в связи с чем, вопреки доводам жалобы, последний относится к субъектам, на которых может быть возложена обязанность согласно статье 39 УЖТ по внесению платы за пользование путем общего пользования на ст. Ванино-перевалка ДВЖД в период простоя вагонов ввиду задержки портом обработки (выгрузки) предыдущей партии вагонов.
Доказательств того, что простой спорных вагонов на путях общего пользования произошел по вине иных лиц, истцом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.01.2020 по делу N А73-12255/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12255/2019
Истец: АО "Ванинский морской торговый порт"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога", ОАО РЖД "
Третье лицо: ООО "Камчатское морское пароходство", ПАО "Магаданэнерго"