г. Владимир |
|
13 января 2021 г. |
Дело N А11-15322/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.01.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Восточного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.10.2020 по делу N А11-15322/2019,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Добединой Натальи Ивановны (ИНН 330600129684, ОГРНИП 304330604400085) о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела транспортного контроля и автодорожного надзора по Владимирской области Восточного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16.10.2019 N 3346231.
В судебном заседании приняли участие представители:
Восточного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Кислов А.В. по доверенности от 12.01.2021 сроком действия до 31.12.2021;
индивидуального предпринимателя Добединой Натальи Ивановны - Бараковский А.И. по доверенности от 19.05.2020 сроком действия 1 год.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Добедина Наталья Ивановна (далее - Предприниматель, ИП Добедина Н.И.) включена в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304330604400085.
Территориальным отделом транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Владимирской области Восточного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального Федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Отдел, административный орган) получены сообщения государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" от 20.08.2019 и от 24.09.2019 с приложением результатов мониторинговых мероприятий, проведенных в августе и сентябре 2019 года, по итогам которых выявлена деятельность по осуществлению Предпринимателем регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Усмотрев в деянии Предпринимателя признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо Отдела 11.10.2019 составило в отношении Предпринимателя протокол об административном правонарушении N 3336908.
По итогам рассмотрения материалов дела административным органом 16.10.2019 вынесено постановление N 3346231 о привлечении Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела от 16.10.2019 N 3346231.
Решением от 29.10.2020 Арбитражный суд Владимирской области оспоренное постановление признал незаконным и отменил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отдел обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на осуществлении Предпринимателем регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту "Москва-Кольчугино" в отсутствие карты маршрута. По мнению административного органа, данные мониторинга на даты 12.08.2019 (время 09:43), 13.08.2019 (время 09:43), 14.08.2019 (время 09:41) являются подтверждением регулярности и периодичности перевозок с идентичностью времени отправления транспортного средства, с дублированием маршрута общества с ограниченной ответственностью "Кольчугинский автобус" по времени отправления 10 час. 00 мин.
Отдел полагает, что признаками осуществления регулярных пассажирских перевозок является систематическое отправление автобусов по установленному расписанию, движение по установленному маршруту и взимание платы за проезд с пассажиров.
По мнению Отдела, материалами дела подтверждено осуществление Предпринимателем деятельности по осуществлению регулярной перевозки пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к указанной статье за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском хозяйствующих субъектов к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.
Карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ).
В части 3 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
С учетом приведенных правовых норм карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, который подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
При этом частью 3 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ установлена обязанность водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.
Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены главой 3 Федерального закона N 259-ФЗ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 названного закона регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 20 Федерального закона N 259-ФЗ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади, обязательные реквизиты которых устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.
Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании заключенного в письменной форме договора фрахтования, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (статья 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 27 Федерального закона N 259-ФЗ). При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу указанный договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа.
На основании пункта 90 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила N 112), договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил (пункт 91 Правил N 112).
Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем (пункт 92 Правил N 112).
Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов (пункт 94 Правил перевозки пассажиров). Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью "Заказной" (пункт 95 Правил N 112).
Таким образом, определение вида перевозки (регулярные перевозки или перевозки по заказам) имеет существенное значение для квалификации совершенного Предпринимателем деяния и решения вопроса о наличии в его действия события и состава административного правонарушения.
Отличительной особенностью регулярных перевозок пассажиров является то, что такие перевозки осуществляются систематически, по утвержденному маршруту, в соответствии с установленным расписанием движения.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что при осуществлении Предпринимателем перевозки пассажиров у водителя транспортного средства имелся договор фрахтования в форме заказа-наряда, список пассажиров, автобус был оформлен табличкой "Заказной".
Из протокола об административном правонарушении от 11.10.2019 N 3336908 и оспоренного постановления от 16.10.2019 N 3346231 следует, что административный орган вменяет Предпринимателю осуществление регулярной перевозки по маршруту "г. Москва - г. Кольчугино (Владимирская область) - г. Москва", совпадающему с маршрутом регулярных перевозок официального перевозчика - общества с ограниченной ответственностью "Кольчугинский автобус", в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок.
Административный орган счел, что данная перевозка осуществлялась Предпринимателем под видом перевозки пассажиров по заказу, а также за плату в размере 350 руб.
Предприниматель, в свою очередь, отрицала факт осуществления регулярных перевозок пассажиров по маршруту "г. Москва - г. Кольчугино (Владимирская область) - г. Москва", утверждая, что указанный автобус осуществлял заказные перевозки.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт совершение Предпринимателем вменяемого административного правонарушения не подтвержден достаточными, допустимыми и достоверными доказательствами.
Так, в подтверждение наличия в действиях Предпринимателя события административного правонарушения Отделом представлены сообщения государственного казенного учреждения города Москва "Организатор перевозок" от 20.08.2019 и от 24.09.2019, из которых следует, что ИП Добедина Н.И., используя транспортное средство категории "М2" марки "Луидор 223712", под видом перевозок по заказу фактически осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа в межрегиональном сообщении по маршруту "г. Москва - г. Кольчугино - г. Москва, дублируя маршрут официального перевозчика - общества с ограниченной ответственностью "Кольчугинский автобус".
К указанным сообщениям приложены фототаблицы, из которых не представляется возможным установить, кем составлены данные фототаблицы, наличие соответствующих полномочий у этих лиц, в рамках какого мероприятия они составлены.
В этой связи ссылка административного органа на данные некоего мониторинга, зафиксировавшего осуществление ИП Добединой Н.Н. перевозок 07.08.2019, 09.08.2019,12.08.2019, 13.08.2019, 14.08.2019, 13.09.2019, 17.09.2019, 18.09.2019, 20.09.2019, несостоятельна.
Кроме того, к сообщениям государственного казенного учреждения города Москва "Организатор перевозок" приложены объяснения физических лиц.
В указанных объяснениях отсутствуют даты их составления, в отдельных случаях отсутствие подпись лица, давшего объяснения, в них не указано, какое должностное лицо, какого органа и при каких обстоятельствах отобрало названные объяснения.
Фактически административным органом проверка Предпринимателя не проводилась. Вопреки доводам апелляционной жалобы систематичность осуществления перевозок пассажиров по установленному маршруту надлежащими и достаточными доказательствами не подтверждена Отделом.
Не доказано административным органом и то обстоятельство, что пассажиры самостоятельно приобретали билеты для проезда в транспортном средстве Предпринимателя по заранее известному им маршруту.
Представитель ИП Добединой Н.И в ходе судебного заседания в суде первой инстанции пояснил, что оплата за перевозку осуществлялась заказчиком перевозки путем внесения денежных средств в кассу Предпринимателя. Данное обстоятельство подтверждается представленным ив материалы дела кассовыми чеками контрольно-кассовых терминалов.
Представленные Отделом объяснения без даты и данных должностных лиц, которые отобрали указанные объяснения, в отсутствии иных платежных документов не могут являться доказательством оплаты проезда пассажирами непосредственно водителю.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При установленных обстоятельствах административным органом не опровергнуто утверждение Предпринимателя о том, что транспортное средство, принадлежащее ИП Добединой Н.И., использовалось ей для осуществления перевозки по заказу.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности события, и, как следствие, состава вменяемого Предпринимателю административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем обоснованно признал незаконным и отменил постановление Отдела от 16.10.2019 N 3346231.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.10.2020 по делу N А11-15322/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Восточного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-15322/2019
Истец: Добедина Наталья Ивановна
Ответчик: Кислов Андрей Вячеславович, Территориальный отдел транспортного контроля и автодорожного надзора по Владимирской области Восточного Межрегионального Управления Государственного автодорожного надзора Центрального Федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: ВОСТОЧНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА