Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 апреля 2021 г. N Ф07-4102/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А42-289/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Апхудовым А.А.,
при участии:
от истца: представителя Решетняк А.С., доверенность от 01.12.2020
от ответчика: представителя Симашиной И.Е., доверенность от 09.01.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33380/2020) АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "КолАтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.09.2020 по делу N А42-289/2020 (судья Максимец Д.Л.), принятое
по иску ООО "Наш общий дом"
к АО "АтомЭнергоСбыт " в лице филиала "КолАтомЭнергоСбыт"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Наш общий дом" (далее - истец, Общество) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к акционерному обществу "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "КолАтомЭнергоСбыт" (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 121 062,93 руб., составляющего повышающий коэффициент за период с января по ноябрь 2018 год.
Истец уточнил основание исковых требований. Уточнение иска принято судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 22.09.2020 исковые требования удовлетворены частично - с ответчика в пользу истца взыскано неосновательное обогащение в сумме 114 267 руб. 55 коп., в остальной части иска отказано.
Полагая, что решение является незаконным и подлежит отмене, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
По мнению ответчика, собственники помещений МКД не принимали решения о том, что управляющая компания (истец) наделяется статусом исполнителя коммунальных услуг по электроснабжению; с 03.04.2018 ЖК РФ предусматривает право собственников и нанимателей принять на общем собрании решение о заключении с поставщиком прямых договоров на оказание коммунальных услуг.
Ответчик считает, что в соответствии с п. 14, пп. "б" п. 17 Правил N 354, а также позицией ВС РФ, выраженной в Обзоре судебной практики 1 (2014), при предоставлении коммунальных услуг потребителям без соответствующего договора с РСО, функции исполнителя коммунальных услуг осуществляет РСО, а не управляющая организация.
При такой схеме отношений, когда управляющая компания заключила с РСО только договор на поставку ресурса в целях содержания общего имущества МКД и не является исполнителем коммунальных услуг, она не вправе получать повышающий коэффициент к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги, так как исполнителем коммунальных услуг в таком случае является РСО, которая и должна получать средства от продажи коммунальных ресурсов с учетов повышающих коэффициентов.
Поскольку между сторонами заключен только договор на поставку электроэнергии в целях содержания общего имущества МКД, истец, по мнению ответчика, не является получателем денежных средств, составляющих повышающий коэффициент, а его доводы о возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения не обоснованы.
Истцом представлен письменный отзыв на жалобу, в которой изложены возражения против ее удовлетворения.
Истец указал, что на основании протоколов общих собраний собственников жилых помещений приняты решения о том, что исполнителем коммунальной услуги является истец, а также о прямых расчетах с энергоснабжающими организациями, включая ответчика.
При этом, по мнению истца, указанный порядок расчетов не лишает управляющую организацию статуса исполнителя коммунальных услуг и не влечет возникновения этого статуса у РСО (ответчика), в связи с чем истец правомерно получает с собственников и нанимателей помещений плату в размере, установленном Правилами N 354, в том числе - увеличенную на соответствующий коэффициент.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы жалобы, истец - возражения против ее удовлетворения, изложенные в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является управляющей организацией в МКД по адресам: ул. Воровского, д.20; ул. Книповича, д.43; ул. Книповича, д.45; ул. Гвардейская, д.7; ул. Планерная, д.3; пер. Русанова, д.2; пер. Русанова, д.3; ул. Театральный бульвар, д.6; ул. Шмидта, д1к.1; ул. Шмидта, д.1к.3; ул. Шмидта, д.3; ул. Шмидта, д.5; ул. Шмидта, д.29к.2; ул. Свердлова, д.24; ул. Подстаницкого, д.20а; пр. Героев-Североморцев, д.50; ул. Ломоносова, д. 13; проезд Северный, д. 10, собственниками помещений в которых принято решение о том, что управляющая организация является исполнителем коммунальной услуги "электроэнергия" и об оплате коммунальных услуг напрямую в ресурсоснабжающую организацию.
Между акционерным обществом "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "КолАтомЭнергоСбыт" и ООО "Наш общий дом" 11.01.2018 был заключен договор энергоснабжения N 5140144159 указанных МКД в целях содержания общего имущества.
Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела протоколами общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах.
Полагая, что ответчик неправомерно начислял в период январь-ноябрь 2018 года и получил с собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, управляемых истцом, плату за коммунальную услугу "электроснабжение" с применением повышающего коэффициента к нормативу потребления, истец обратился к ответчику с претензией от 17.12.2019 N 1210 о возврате неосновательного обогащения, а не получив удовлетворения, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что получателем повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальных услуг является исполнитель коммунальных услуг, на которого возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению потребителям коммунальных услуг; поскольку в рассматриваемом случае в спорных правоотношениях исполнителем коммунальных услуг является истец, исковые требования о взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворены в части, подтвержденной расчетом ответчика (с учетом данных ответчика о муниципальных помещениях).
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции, а жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В качестве способа защиты нарушенного права истцом выбрано требование о взыскании неосновательного обогащения.
В соответствии со статьями 1102, 1105 Гражданского Кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения.
Для удовлетворения иска о взыскании неосновательного обогащения необходимо установить одновременно наличие следующих обстоятельств: возникновение на стороне ответчика имущества (в форме приобретения или сбережения), отсутствие для этого правовых оснований, уменьшение имущества истца, причинная связь между первым и последним обстоятельствами.
В деле изначально, как установлено судом, отсутствовал спор о размере взыскиваемой суммы, поскольку спорным обстоятельством являлось лишь определение взыскателя суммы повышающего коэффициента к нормативу потребления.
Разрешая настоящий спор, суд верно исходил из того, что отношения по поставке электрической, тепловой и иных видов энергии в многоквартирные дома регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и специальными нормами об энергоснабжении (§ 6 главы 30 ГК РФ), а также Жилищным кодексом РФ, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Так, согласно абзацу третьему пункта 42 Правил N354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете оплаты коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - Закон об энергосбережении). Размер платы за водоснабжение, определяемый с учетом повышающего коэффициента, разделяется на две составляющие, первая - оплата ресурса без повышающего коэффициента (оплата за ресурс) и вторая - оплата, рассчитанная с учетом повышающего коэффициента над рассчитанной без повышающего коэффициента.
Право на получение денежных средства, составляющих повышенную плату, зависит от того, кто предоставляет коммунальные ресурсы потребителям МКД. В случае, если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы РСО, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направлению на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Подпунктами "а" и "в" пункта 4 Правил N 354 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю исполнителем, отнесены холодное водоснабжение и водоотведение.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Таким образом, на управляющую организацию возлагается обязанность по оказанию собственникам помещений в многоквартирном доме, избравшим способ управления домом управляющей организацией, всего комплекса коммунальных услуг.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 03.04.2018) собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 названного Кодекса.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
По правилам статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Пунктом 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
До вступления в силу Закона N 59-ФЗ (до 03.04.2018) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме могли принять решение вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (ч. 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (части 6.3, 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Если до дня вступления в силу Закона N 59-ФЗ такое решение было принято и реализовано, определенный им порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного Кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 3 Закона N 59-ФЗ).
Проанализировав сложившиеся правоотношения сторон с учетом протоколов общих собраний собственников жилых помещений, которыми в качестве исполнителя выбрана управляющая компания, договоров управления, суд пришел к выводу о том, что в спорный период исполнителем коммунальной услуги по поставке электрической энергии в МКД являлся истец.
Как следствие, суд обоснованно признал, что именно истцу как исполнителю коммунальных услуг принадлежат денежные средства от продажи коммунальных ресурсов населению с учетом повышающего коэффициента.
В связи с установленным суд пришел к выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде денежных средств от продажи коммунальных ресурсов населению с учетом повышающего коэффициента и удовлетворил иск.
Правовых оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном связаны с неверным пониманием и толкованием нормативного регулирования применительно к сложившимся правоотношениям сторон (при установленном факте наличия у истца статуса исполнителя коммунальных услуг), в частности положений Правил N354, сформированному правовому подходу по данному вопросу.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.09.2020 по делу N А42-289/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-289/2020
Истец: ООО "НАШ ОБЩИЙ ДОМ", ООО "Наш общий дом"
Ответчик: АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ", АО "АтомЭнергоСбыт" - Филиал "КолАтомЭнергоСбыт"
Третье лицо: Решетняк Анна Сергеевна
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36951/2021
21.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4102/2021
14.01.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33380/20
22.09.2020 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-289/20