Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 июня 2021 г. N Ф10-1471/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А68-2463/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.01.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., при участии представителей истца - государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Тула, ОГРН 1027100964945, ИНН 7107033629) - Ткачевой Е.О. (доверенность от 11.01.2021 N 3) и ответчика - обществу с ограниченной ответственностью "Земля. Строительство. Недвижимость" (г. Тула, ОГРН 1067107021959, ИНН 7107095921) - Голубевой А.О. (доверенность от 10.08.2020), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Зиминой Виктории Вячеславовны (г. Тула), извещенной о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тульской области от 02.11.2020 по делу N А68-2463/2020 (судья Косоухова С.В.),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Земля. Строительство. Недвижимость" (далее - ответчик) о взыскании причиненного ущерба по излишне выплаченному пособию по беременности и родам в размере 218 989 рублей 40 копеек.
Определением суда первой инстанции от 02.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Зимина Виктория Вячеславовна (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.11.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своих доводов настаивается на том, что сведения о размере пособия указаны ответчиком в графах реестра, которые не являются обязательными к заполнению, а, следовательно, не должны учитываться истцом при расчете размера пособия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ответчик зарегистрирован истцом в качестве страхователя 10.08.2006, регистрационный N 7100002824.
Истец с 01.07.2019 участвует в реализации пилотного проекта "Прямые выплаты".
Ответчик в нарушение статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) представил истцу реестр сведений третьего лица, в котором календарные дни для определения размера пособия по беременности и родам, на которые делится сумма заработка за два предыдущих календарных года, указаны в количестве 140 вместо 730, что явилось основанием для увеличения среднедневного заработка - 3058 рублей ((281 000 рублей (2017 год) + 147 120 рублей 30 копеек (2018 год)) : 140).
Ввиду того, что постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.11.2016 N 1255 и от 15.11.2017 N 1378 установлены предельные величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 01.01.2017 - 755 000 рублей, с 2018 года - 815 000 рублей, то максимальный размер среднедневного заработка исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов в 2019 году составлял - 2150 рублей 68 копеек ((755 000 рублей (2017 год) + 815 000 рублей (2018 год)) : 730), размер пособия по беременности и родам составил 301 095 рублей 20 копеек (2150 рублей х 140 календарных дней).
В соответствии с представленным ответчиком реестром сведений пособие по беременности и родам третьего лица, исчисленное из фактического заработка, составляет 82 105 рублей 80 копеек (281 000 рублей (2017 год) + 147 120 рублей 30 копеек (2018 год) = 428 120 рублей 30 копеек : 730 = 586 рублей 47 копеек х 140).
Сумма пособия по беременности и родам была перечислена третьему лицу 22.07.2019 в размере 301 095 рублей 20 копеек, вместо 82 105 рублей 80 копеек.
ПО мнению истца, по вине ответчика произошла переплата пособия по беременности и родам третьему лицу в размере 218 989 рублей 40 копеек.
На имя руководителя ответчика 05.12.2019 направлено письмо N 13-10/09-01-8909 о необходимости в срок до 10.12.2019 возместить излишне понесенные истцом расходы в сумме 218 989 рублей 40 копеек, которое оставлено без удовлетворения.
В связи с указанными обстоятельствами истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении требования истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
По смыслу данной статьи для того, чтобы наступила гражданско-правовая ответственность за причинение вреда, в частности, в виде возмещения убытков, необходимо установить факт наступления вреда, его размер, противоправность поведения причинителя вреда, его вину, а также причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
При обращении в суд с иском о взыскании убытков в результате неисполнения или ненадлежащего выполнения физическим и юридическим лицами обязанностей по представлению сведений, содержащихся в документах, необходимых для установления и выплаты пособий, фонду необходимо доказать совокупность следующих условий: факт причинения вреда; противоправность действий причинителя вреда в виде неисполнения или ненадлежащего исполнение обязательств по представлению сведений (представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений); юридически значимую причинную связь между поведением причинителя вреда и наступившим вредом.
Следовательно, требование о взыскании убытков может быть удовлетворено при наличии всей совокупности вышеуказанных условий. Отсутствие одного из вышеназванных условий влечет отказ в возмещении убытков.
На основании статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу пункта 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 этого закона обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"): лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
В части 2 данной статьи сказано, что лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим законом, являются застрахованными лицами.
Пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ определено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим законом, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 -2020 годах застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение N 294), согласно пункту 2 которого при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 указанного положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Согласно пункту 8 рассматриваемого положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
В пункте 9 Положения N 294 сказано, что выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик 10.08.2006 зарегистрирован истцом в качестве страхователя, регистрационный N 7100002824.
Истец с 01.07.2019 участвует в реализации пилотного проекта "Прямые выплаты".
Ответчик представил истцу в региональное отделение реестр сведений третьего лица, в котором календарные дни для определения размера пособия по беременности и родам, на которые делится сумма заработка за два предыдущих календарных года, указаны в количестве 140 вместо 730, в связи с чем среднедневной заработок увеличился - 3058 рублей.
В связи с этим, как верно указано судом, постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.11.2016 N 1255 и от 15.11.2017 N 1378 установлены предельные величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 01.01.2017 - 755 000 рублей, с 2018 года - 815 000 рублей, ввиду чего максимальный размер среднедневного заработка исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов в 2019 году составлял 2150 рублей 68 копеек, а размер пособия по беременности и родам составил 301 095 рублей 20 копеек.
Из представленного ответчиком реестра сведений усматривается, что пособие по беременности и родам третьего лица, исчисленное из фактического заработка, составляет 82 105 рублей 80 копеек (281 000 рублей (2017 год) + 147 120 рублей 30 копеек (2018 год) = 428 120 рублей 30 копеек : 730 = 586 рублей 47 копеек х 140).
Вместе с тем сумма пособия по беременности и родам перечислена третьему лицу 22.07.2019 в размере 301 095 рублей 20 копеек, вместо 82 105 рублей 80 копеек.
Сказанное свидетельствует о наличии переплаты пособия по беременности и родам третьему лицу в размере 218 989 рублей 40 копеек.
Между тем, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд первой инстанции посчитал, что требование фонда о необходимости ответчику оплатить сумму излишне выплаченного пособия в размере 218 989 рублей 40 копеек является необоснованным, поскольку указанная переплата истца возникла не по вине ответчика.
Так, ответчик, являясь работодателем, во исполнение требований пункта 3 Положения N 294 представил истцу заявление третьего лица и документы, необходимые для назначения выплат.
При этом в тексте реестра сведений третьего лица в разделе "число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде" ответчик указал 140 дней, вместо указанных в статье 14 Закона N 255-ФЗ двух лет. В тоже время размер среднего дневного заработка и размер пособия указан обществом верно, размер пособия составлял 82 105 рублей 80 копеек.
Истец же произвел расчет и определил сумму подлежащего выплате пособия без учета полного объема сведений, содержащегося в представленном ответчиком реестре.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец обязан был обратить внимание на имеющиеся противоречия в отраженных ответчиком сведениях и, имея полномочиями по проверки таких данных, в силу пункта 8 Положения N 294 имел возможность отказать в выплате пособия, что им сделано не было.
К тому же суд верно обратил внимание на то, что в реестре сведений на работника содержалась правильная сумма, подлежащая оплате, что не может свидетельствовать о представлении обществом недостоверных сведений, а, значит, ответчик на основании частей 1 и 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в рассматриваемом случае не является лицом, по вине которого произошла переплата, поскольку только в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица обязаны возместить страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ответчиком в реестре указан средний дневной заработок в размере 586 рублей 47 копеек, а сумма пособия, рассчитанная ответчиком с учетом 730 дней и указанная в реестре сведений, направленном в адрес истца, составляла 82 105 рублей 80 копеек, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии противоправности действий общества, а недостоверность представленных сведений, на которую истец ссылается в том числе в апелляционной жалобе, материалами дела не подтверждена.
Таким образом, факт излишне выплаченного истцом пособия третьему лицу в спорной ситуации не находится в причинно-следственной связи с действиями ответчика.
Отклоняя довод истца, продублированный в апелляционной жалобе, о том, что строки "средний дневной заработок", "сумма пособия за счет работодателя, "за счет ФСС", "итого начислено" не являются обязательными, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений Закона N 255-ФЗ и Положения N 294, из которых данный факт не усматривается.
К тому же суд первой инстанции правомерно посчитал, что данное обстоятельство не снимает с истца обязанности учитывать и принимать во внимание сведения, отраженные ответчиком в реестре, иначе теряется смысл того, что в форме реестра, подлежащей заполнению страхователем, предусмотрены соответствующие разделы. Данные графы имеются в реестре, а их введение направлено на обеспечение контроля со стороны истца и возможного исключения излишней выплаты пособия застрахованному лицу.
С учетом сказанного следует признать правомерным вывод суда о недоказанности истцом наличия со стороны ответчика противоправных действий, причинивших ему ущерб, ввиду чего отказ в удовлетворении искового заявления является законным.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 02.11.2020 по делу N А68-2463/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2463/2020
Истец: ГУ Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: ОАО "Земля.Строительство.Недвижимость", ООО "Земля.Строительство.Недвижимость"
Третье лицо: Зимина Виктория Вячеславовна