Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 марта 2021 г. N Ф06-2106/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А57-8987/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 11.01.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 14.01.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного Управления МЧС России по Саратовской области
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 30 сентября 2020 года по делу N А57-8987/2019 (судья Т.А. Ефимова)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" о процессуальном правопреемстве по делу N А57-8987/2019
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" (ОГРН 1056405417518, ИНН 6454074036, 410056, Саратовская область, г. Саратов, ул. Белоглинская, 40)
к Федеральному автономному учреждению "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Саратовской области" (ОГРН 1086453006540, ИНН 6453103220, 410080, Саратовская область, г. Саратов, проезд Рижский, 20),
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" - Косова А.В., представитель по доверенности от 24.12.2020 (срок доверенности 1 год), имеет высшее юридическое образование;
от Главного управления МЧС России по Саратовской области - Колявкина А.О., представитель по доверенности N 4 от 25.02.2020 (срок доверенности 1 год), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Федеральному автономному учреждению "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Саратовской области" о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за декабрь 2017 года в размере 4204 рублей 36 копеек, пени за период с 21.11.2017 года по 17.06.2019 года в размере 11807 рублей 26 копеек, почтовых расходов в размере 153 рублей 70 копеек (с учетом уточнений исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
17 июня 2019 года Арбитражным судом Саратовской области по настоящему делу было вынесено решение в виде резолютивной части, согласно которому исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Указанное решение Арбитражного суда Саратовской области вступило в законную силу, выдан исполнительный лист.
Общество с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" обратилось в арбитражный суд с заявлением о замене стороны ее правопреемником на стадии исполнительного производства в связи с ликвидацией учреждения.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 30 сентября 2020 года заявление удовлетворено, произведена замена стороны по делу N А57-8987/2019 с Федерального автономного учреждения "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Саратовской области" (ОГРН 1086453006540, ИНН 6453103220, место нахождения: 410012, город Саратов, проезд Рижский, 20) на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (ОГРН 1046405036886, ИНН 6450604733, место нахождения: 410028, город Саратов, площадь Соборная, 7) в правоотношении, установленном решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2019 года по делу N А57-8987/2019.
Главное Управление МЧС России по Саратовской области не согласилось с определением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассматривается судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично (абзац второй части 2 статьи 272 АПК РФ, абзац второй пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 2811.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 10.12.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Законность и обоснованность принятого определения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий издан приказ от 26.09.2019 N 521 о ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Приволжском федеральном округе, в том числе Федерального автономного учреждения "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Саратовской области" (т. 1 л.д. 101-119). Пунктом 1 данного приказа также установлены правопреемники ликвидируемых учреждений согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
Согласно приложения N 1 правопреемником Федерального автономного учреждения "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Саратовской области" установлено Главное управление МЧС России по Саратовской области (т. 1 л.д. 116).
В Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Федерального автономного учреждения "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Саратовской области" (ОГРН 1086453006540, ИНН 6453103220) содержатся сведения о прекращении деятельности в связи с ликвидацией.
Учитывая, что приказом от 26.09.2019 N 521 установлен правопреемник ликвидируемого лица, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявление о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению на основании статьи 48 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил (часть 3 статьи части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Пунктом 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации оговорено, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определены Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
На основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Однако, из статьи 419 ГК РФ также следует, что обязательства ликвидированного юридического лица не прекращаются, если законом или иными правовыми актами исполнение его обязательства возлагается на другое лицо.
Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 (далее - Порядок).
Пунктом 26 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539, установлено, что решение о ликвидации федерального учреждения должно содержать, среди прочего, наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Как следует из содержания приказа МЧС России от 26.09.2019 N 521 "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Приволжском федеральном округе", ГУ МЧС России по Саратовской области определено правопреемником в отношении Федерального автономного учреждения "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Саратовской области" (т. 1 л.д. 116).
Таким образом, приказом от 26.09.2019 N 521 определен правопреемник Федерального автономного учреждения "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Саратовской области".
При этом, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, в приказе отсутствует указание на правопреемство только в отношении прав, но не обязанностей ликвидируемого лица, более того, данная позиция противоречит правовой природе перехода к правопреемнику всех прав и обязанностей правопредшественника.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно счел заявление подлежащим удовлетворению.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, при рассмотрении заявления по существу, суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 30 сентября 2020 года по делу N А57-8987/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8987/2019
Истец: ООО "СПГЭС"
Ответчик: ФГБУ "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Саратовской области"
Третье лицо: 12 ААС, ГУ МЧС России по Саратовской области, ФАУ "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Саратовской области"