г. Пермь |
|
13 января 2021 г. |
Дело N А60-34631/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 18 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 октября 2020 года
по делу N А60-34631/2020
по заявлению Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)
к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 18 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области" (ИНН 6650000552, ОГРН 1026601816537)
о взыскании капитализированных платежей в сумме 4 929 942 руб. 34 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 18 (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 18 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области" (далее - ответчик, учреждение, "ИК-18 ГУФСИН России") о взыскании капитализированных платежей в сумме 4 929 942 руб. 34 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2020 года требования удовлетворены. С "ИК-18 ГУФСИН России" в бюджет Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации взысканы капитализированные платежи в размере 4 929 942 руб. 34 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что решение принято судом с нарушением норм материального и процессуального законодательства, основано на неправильном применении норм материального права. Отмечает, что ФКУ "ИК-18 ГУФСИН России" является ненадлежащим ответчиком по данному делу, кроме того, фондом неверно произведен расчет капитализируемых платежей, а также считает истекшим двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов.
Фондом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
От конкурсного управляющего Ческидова Р.П. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Данное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено на основании статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, учреждение "ИК-18 ГУФСИН России" зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении - Свердловском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации (рег.N 6601120347).
Министерством юстиции Российской Федерации (приказ от 30.05.2018 N 93) принято решение о ликвидации учреждения "ИК-18 ГУФСИН России".
В "Вестнике государственной регистрации", часть 1 N 1 (717) от 09.01.2019/1189 размещено сообщение о ликвидации юридического лица, с указанием в уведомлении двухмесячного срока для предъявления требований кредиторов с момента опубликования указанного извещения в журнале "Вестник государственной регистрации" и адресом для направления требований - 624971, Свердловская область, Серовский район, п. Сосьва, ул. Ленина, 33.
Фонд социального страхования обратился к ликвидационной комиссии с документально обоснованным заявлением о включении в реестр требований кредиторов 4 929 042 руб. 34 коп. капитализированных платежей для обеспечения страховыми выплатами и дополнительным обеспечением лиц, перед которыми учреждение "ИК-18 ГУФСИН России" несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также лиц, имеющих право на их получение в связи со смертью пострадавшего, направив 22.02.2019 почтовое отправление по указанному в уведомлении адресу, о чем свидетельствует почтовый реестр заказных писем.
Срок рассмотрения требований кредиторов истек в 2019 году. Вместе с тем, ликвидационная комиссия учреждения "ИК-18 ГУФСИН России" на заявление Фонда социального страхования не ответила, расчет размера капитализированных платежей не подписала, разногласия, связанные с расчетом размера капитализируемых платежей не предъявляла.
В адрес Фонда социального страхования 30.06.2020 поступил ответ о не согласии включения в реестр требований кредиторов капитализированных платежей и их оплаты.
Капитализированные платежи на лицевой счет Фонда социального страхования не поступили.
Фонда социального страхования обратился арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о взыскании с учреждения "ИК-18 ГУФСИН России" капитализированных платежей в сумме 4 929 942 руб. 34 коп.
Требования Фонда судом первой инстанции удовлетворены.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд не усматривает оснований отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьями 62 и 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, при ликвидации юридического лица орган, принявший такое решение, назначает ликвидационную комиссию. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. С этой целью в средствах массовой информации помещается публикация о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс и производит расчеты в очередности, установленной в статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 9 федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу статьи 6 этого же закона застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - закон N 125-ФЗ), территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляют выплаты возмещение вреда лицам, пострадавшим при исполнении трудовых обязанностей за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно статье 20 закона N 125-ФЗ, средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет: 1) обязательных страховых взносов страхователей; 2) взыскиваемых штрафов и пени; 3) капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей; 4) иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Статьями 3 и 18 закона N 125-ФЗ обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена на фонд социального страхования Российской Федерации. Внесение таких платежей на счет данного фонда предусмотрено также пунктом 6 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению Фонда капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 закона N 125-ФЗ), которые являются одним из источников доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 закона N 125-ФЗ). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
То есть, капитализация платежей, перечисляемых на счет Фонда социального страхования Российской Федерации, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном законом N 125-ФЗ, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 закона N 125-ФЗ, порядок капитализации соответствующих платежей, вне зависимости от того, являются они ежемесячными либо нет, определяется Правительством Российской Федерации.
В целях реализации данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 был утвержден Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (далее - Порядок N 863), п. 2 которого Фонду социального страхования Российской Федерации поручено разработать и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить Методику расчета размера таких платежей.
Во исполнение указанного постановления Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72 утверждена Методика (далее - Методика), согласованная с указанными органами исполнительной власти и предусматривающая капитализацию средств на выплату ежемесячных страховых выплат пострадавшим с применением коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные оценки ожидаемых (вероятных) периодов капитализации, зависящих от пола и возраста потерпевшего, и на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших.
Порядком N 863 предусмотрено, что уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляется страховщику по месту регистрации страхователя ликвидационной комиссией или конкурсным управляющим в 10-дневный срок с даты их назначения (пункт 2). Страховщик в 2-недельный срок с даты получения уведомления о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляет ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) для расчета размера капитализируемых платежей список указанных в пункте 1 этого Порядка лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию (пункт 3).
Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству (пункт 4).
Рассчитанный размер капитализируемых платежей согласовывается ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) со страховщиком в 2-недельный срок с даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому страхователю (пункт 5).
Внесение капитализированных платежей осуществляется ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по месту регистрации страхователя путем их перечисления в установленном порядке на счет страховщика. Перечисление капитализированных платежей осуществляется в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. Сроки перечисления капитализированных платежей определяются ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по согласованию со страховщиком (пункт 6). Разногласия, возникшие между страховщиком и ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по вопросам размеров и сроков внесения капитализированных платежей, рассматриваются согласительной комиссией, создаваемой из представителей сторон.
При не достижении согласия спор передается на рассмотрение арбитражного суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 7).
Как установлено судом, за учреждением "ИК-18 ГУФСИН России" числятся 5 лиц, перед которыми страхователь несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью (Анкин В.Ф., Вишняков В.И., Иванюков В.В., Постников СВ., Кувалдина В.Я. - имеющая право на получение страховых выплат в связи со смертью пострадавшего Багаева Ю.В.).
На основании Методики страховщиком Фондом социального страхования произведен расчет размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации учреждения "ИК-18 ГУФСИН России". Сумма средств, подлежащих капитализации, составила 4 929 042 руб. 34 коп.
Представленный заявителем расчет капитализируемых платежей судами проверен, признан верным, соответствующим Методике расчета капитализированных платежей. Расчет размера капитализируемых повременных платежей проводился на дату принятия решения о ликвидации страхователя на каждого получателя путем умножения коэффициента капитализации на соответствующие социальную норму (экономический норматив) формирования средств на обеспечение по страхованию.
Вопреки доводам заявителя жалобы, повторно проверив представленный расчет, оснований признать его ошибочным суд апелляционной инстанции не усматривает.
Отклоняя доводы отзыва ответчика на заявление, которые аналогичны доводам, приведенным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как установлено судом первой инстанции, решением Серовского районного суда от 21.05.2010 "судом достоверно установлено и признается ответчиком", что 20.11.1995 при исполнении трудовых функций в федеральном бюджетного учреждении больницы с поликлиникой ГУФСИН по Свердловской области (ранее - ГУ АБ-239/1, а не АБ-239) с Анкиным В.Ф. произошел несчастный случай. Учреждение АБ-239/1 перешло в Исправительную колонию N 1, Анкин В.Ф. являлся работником данной организации с 01.06.1997 по 15.01.1999, затем обязательства Исправительной колонией N 1 переданы в Исправительную колонию N 18. Документы с последнего места работы Анкина В.Ф. представлены в отношении учреждения "ИК-18 ГУФСИН России".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции закономерно признал необоснованным доводы ответчика о том, что из представленных материалов, в том числе акта формы Н1 о несчастном случае на производстве в отношении Анкина В.Ф. (дата получения травмы 20.11.1995), в качестве предприятия работником которого являлся Анкин В.Ф. указано Ремонтно- транспортное предприятие учреждения АБ-239 (ранее - ликвидированное ФКУ ОИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области), а не учреждение "ИК-18 ГУФСИН России" (ранее - учреждение АБ-239/1). Указанные учреждения являлись самостоятельными юридическими лицами, имели права, соответствующие целям деятельности, предусмотренные в их учредительных документах и несли связанные с этой деятельностью обязанности.
Также ответчик выразил несогласие с общей суммой капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с тем, что размер капитализируемых платежей рассчитан на дату принятия решения о ликвидации, то есть на 13.06.2018, а учреждение "ИК-18 ГУФСИН России" продолжало перечислять страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в том же объеме с июня 2018 года по декабрь 2018 года включительно.
Вместе с тем в соответствии с Методикой расчета капитализируемых платежей, их размер определяется на дату принятия решения о ликвидации страхователя. При этом указанные перечисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются текущими и не уменьшают общим размер капитализированных платежей.
Доводы ответчика о том, что требование Фонда социального страхования о включении в реестр кредиторов (капитализируемые платежи) учреждение "ИК-18 ГУФСИН России" получено только в мае 2020 года по электронной почте, опровергается представленными в материалы дела доказательствами. Так, в частности, материалами дела подтверждено, что требование направлено 22.02.2019 по почте по указанному в уведомлении адресу, о чем свидетельствует почтовый реестр заказных писем.
Ссылка заявителя жалобы на то, что правопреемником учреждения "ИК-18 ГУФСИН России" является ФКУ ЛИУ-23 ГУФСИН России по Свердловской области, подлежит отклонению.
По правилам пункта 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести капитализированные платежи страхователю. Правопреемство в отношении долга предусмотрено только в случае реорганизации.
Поскольку новых доводов и доказательств, не исследованных судом первой инстанции, апеллянтом не заявлено и не представлено, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2020 года по делу N А60-34631/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-34631/2020
Истец: ГУ СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГБУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 18 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ