г. Красноярск |
|
13 января 2021 г. |
Дело N А33-26832/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" января 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "СИТИКОМ"): Репп О.А., представителя по доверенности от 16.08.2019,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИТИКОМ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "03" ноября 2020 года по делу N А33-26832/2020,
УСТАНОВИЛ:
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (ИНН 2466161462, ОГРН 1152468019032, далее - заявитель, служба) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СИТИКОМ" (ИНН 2465094492, ОГРН 1052465118232, далее - ответчик, общество) об обязании общества с ограниченной ответственностью "Ситиком" (ИНН 2465094492, ОГРН 1052465118232, далее - ответчик) в течение девяти месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре:
- подготовить в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектную документацию на проведение работ по сохранению южного фасада объекта культурного наследия "Жилой дом. Русский классицизм", начало XX века, расположенного по адресу: Красноярск, пр.Мира, 14;
- выполнить в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работы по сохранению южного фасада объекта культурного наследия "Жилой дом. Русский классицизм", начало XX века, расположенного по адресу: Красноярск, пр - кт Мира, 14.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 ноября 2020 года требования удовлетворены, на общество с ограниченной ответственностью "СИТИКОМ" возложена обязанность в течение девяти месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре: подготовить в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектную документацию на проведение работ по сохранению южного фасада объекта культурного наследия "Жилой дом. Русский классицизм", начало XX века, расположенного по адресу: Красноярск, пр.Мира, 14; выполнить в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работы по сохранению южного фасада объекта культурного наследия "Жилой дом. Русский классицизм", начало XX века, расположенного по адресу: Красноярск, пр.Мира, 14.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что служба предписание по итогам проверки не выносила. При этом в акте проверке не указан срок, до которого, обществу необходимо выполнить работы по реконструкции объекта культурного наследия.
От службы в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе, а именно: копии договоров и справки о болезни.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил: в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов отказать, так как не представлено обоснование невозможности представления данных дополнительных доказательств в суд первой инстанции.
Истец, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16.06.1080 N 384-15 объект культурного наследия "Жилой дом. Русский классицизм", начало ХХ века (далее - ОКН), расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр.Мира, д. 14 принят на государственную охрану.
Приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 01.12.2014 N 2046 ОКН зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером 271410035110005.
Приказом Службы от 05.08.2016 N 502 утверждено охранное обязательство ОКН.
Приказом Службы от 08.05.2019 N 228 в охранное обязательство были внесены изменения.
Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 16.12.2013 N 587 установлен предмет охраны ОКН.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее -ЕГРН) от 18.08.2020 N КУВИ-002/2020-13596217 объект, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр.Мира, д. 14, принадлежит ответчику на праве собственности.
Актом технического состояния (актом осмотра) от 20.01.2016 N 285 установлена необходимость выполнения работ по сохранению объекта. Срок выполнения работ - по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет от даты составления настоящего акта.
Актом по результатам мероприятия по контролю или систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (актом осмотра) от 22.07.2020 N 11 зафиксировано текущее состояние объекта, в частности, отражено, что на цокольной части южного фасада поврежден штукатурный и покрасочный слой отделки стены, в местах сопряжения тротуара и здания ОКН сколы штукатурного слоя на фасаде (наружная отделка стен), имеются наклонные и вертикальные трещины, загрязнения покрасочного слоя.
Поскольку ответчиком не выполнены обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия, указанное обстоятельство послужило основанием для обращения службы в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В преамбуле Закона N 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации, в связи с чем, в Российской Федерации гарантируется их сохранность в интересах настоящего и будущего поколений.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статья 3 Закона N 73-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия, не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Таким образом, исходя из совокупности норм права, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе N 73-ФЗ, правомочия пользователя обременены его обязанностью провести работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия. Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого ответчиком на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате.
В силу пунктов 1, 2 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
На основании пункта 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
В силу пункта 3 статьи 11 Закон N 73-ФЗ региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предметом такого надзора, является, в том числе, осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия.
Согласно подпункту 2 пункта 1.1 Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.04.2015 N 152-п (ред. от 21.12.2018) "Об утверждении Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края", Служба является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в том числе, государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия).
Таким образом, истец является органом государственной власти, уполномоченным осуществлять региональный государственный надзор в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ, истец, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16.06.1080 N 384-15 ОКН, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр.Мира, д.14, принят на государственную охрану.
Приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 01.12.2014 N 2046 ОКН зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером 271410035110005.
Приказом Службы от 05.08.2016 N 502 утверждено охранное обязательство ОКН. Приказом Службы от 08.05.2019 N 228 в охранное обязательство были внесены изменения. Приказом Службы от 16.12.2013 N 587 установлен предмет охраны ОКН.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.08.2020 N КУВИ-002/2020-13596217 объект, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр.Мира, д. 14 принадлежит ответчику на праве собственности.
Актом технического состояния (актом осмотра) от 20.01.2016 N 285 установлена необходимость выполнения работ по сохранению объекта. Срок выполнения работ - по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет от даты составления настоящего акта.
Актом по результатам мероприятия по контролю или систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (актом осмотра) от 22.07.2020 N 11 зафиксировано текущее состояние объекта, в частности, отражено, что на цокольной части южного фасада поврежден штукатурный и покрасочный слой отделки стены, в местах сопряжения тротуара и здания ОКН сколы штукатурного слоя на фасаде (наружная отделка стен), имеются наклонные и вертикальные трещины, загрязнения покрасочного слоя. Доказательства выполнения ремонтных работ на ОКН ответчиком в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных положений именно ответчик обязан принять меры к сохранению и содержанию ОКН, принадлежащего ему на праве собственности, и привести его в надлежащее состояние в соответствии с требованиями Закона N 73-ФЗ. При этом сведения об исключении здания из реестра объектов культурного наследия, и отчуждении объекта недвижимости в материалы дела не представлены, как и не представлены сведения о проведении реставрационных работ.
При апелляционном обжаловании общество указывает на то, что служба по итогам проведения проверки предписание не выносило. При этом в акте проверке не указан срок, до которого, обществу необходимо выполнить работы по реконструкции ОКН.
Однако в отношении ответчика не проводилась проверка, акт от 22.07.2020 N 11 является актом по результатам мероприятия по контролю или систематическому наблюдению в отношении ОКН (акт осмотра). Следовательно, указанный акт вынесен в результате иного мероприятия в области охраны ОКН - принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений на основе, имеющейся в распоряжении информации, как самостоятельной формы надзорных мероприятий, предусмотренной пунктом 1 статьи 11 Закон N 73-ФЗ. Более того, предписание с установлением сроков проведения работ не является исключительным доказательством ненадлежащего состояния ОКН; лицо, в чьем владении и пользовании находится объект культурного наследия, должно осуществлять расходы на содержание ОКН и поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, в том числе до выдачи охранного обязательства.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы в обоснование довода о неисполнимости требований службы, не могут являться причиной для отказа заявителю в защите его прав с учетом установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу и при отсутствии других способов защиты, иное бы противоречило общим принципам Арбитражного процессуального законодательства. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. Ответчик может воспользоваться данным правом при наличии соответствующих обстоятельств.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" ноября 2020 года по делу N А33-26832/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26832/2020
Истец: СЛУЖБА ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "СИТИКОМ"