город Ростов-на-Дону |
|
12 января 2021 г. |
дело N А32-8721/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
при участии:
от ИП Молчанова В.И.: представителя Молчанова Н.Г. по доверенности от 14.06.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05 декабря 2018 года по делу N А32-8721/2017
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
к ответчикам: индивидуальному предпринимателю Молчанову Валерию Ивановичу, администрации муниципального образования Туапсинский район
при участии третьих лиц: Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Туапсинской межрайонной прокуратуры Краснодарского края, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Федерального агентства лесного хозяйства, государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу", Щукина Владимира Александровича, Департамента имущественных отношений Краснодарского края
о признании недействительным договора аренды, о признании отсутствующим права аренды, об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, признании права собственности на земельный участок, обязании снести самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Молчанову Валерию Ивановичу (далее - ИП Молчанов В.И.), администрации муниципального образования Туапсинский район (далее - администрация района):
- о признании недействительным заключенного между администрацией муниципального образования Туапсинский район и ИП Молчановым В.И. договора аренды N 3300004603 от 26.10.2009 земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66, площадью 8 271 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Джубга, мкр. "Восход", участок 22;
- о признании отсутствующим права аренды ИП Молчанова В.И. на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66, площадью 8 271 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Джубга, мкр. "Восход", участок 22;
- об истребовании из чужого незаконного владения Молчанова В.И. земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66, площадью 8 271 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Джубга, мкр. "Восход", участок 22;
- о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66, площадью 8 271 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Джубга, мкр. "Восход", участок 22;
- о признании самовольным строением и обязании ИП Молчанова В.И. за счёт собственных средств снести сооружение общей площадью 1 488 кв.м., с кадастровым номером 23:52:0000000:8, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пос. Джубга.
Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66 был сформирован за счёт границ земель, находящихся в силу прямого указания закона в собственности Российской Федерации: за счёт береговой полосы Чёрного моря и земель лесного фонда, в связи с чем спорный земельный участок подлежит отнесению к собственности Российской Федерации. Следовательно, администрация района не могла им распоряжаться, заключённый между ней и предпринимателем договор аренды N 3300004603 от 26.10.2009 является недействительной (ничтожной) сделкой. Размещённое на земельном участке строение с кадастровым номером 23:52:0000000:8 является объектом самовольного строительства, т.к. собственник земельного участка - Российская Федерация не выдавала разрешение на возведение данного объекта недвижимого имущества на своём земельном участке.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2018 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме. Суд первой инстанции указал, что земли, входящие в состав береговой полосы водного объекта общего пользования, нормами действующего законодательства автоматически не разграничиваются по уровням публичной собственности, законодательство устанавливает только особый режим использования таких земель. Заключением судебной экспертизы N 11 от 24.08.2018, подготовленным экспертом ООО "Кубаньгипрозем" Берёзовым А.К., подтверждается тот факт, что спорный земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66 не входит в состав береговой полосы Чёрного моря. Суд указал, что заключением судебной экспертизы подтверждается факт частичного наложения друг на друга границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 и земельного участка с кадастровым номером 23:33:0605003:304, относящегося к категории земель лесного фонда. Вместе с тем, суд указал, что согласно сведениям ГКН границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0605003:304 не установлены, что не позволяет констатировать факт ненадлежащего формирования границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66. Суд указал, что заключением судебной экспертизы подтверждается тот факт, что строение с кадастровым номером 23:52:0000000:8 не располагается ни на территории земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66, ни на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации. Строение было возведено и введено в эксплуатацию ИП Молчановым В.И. на основании выданных разрешений. Кроме того, МТУ Росимущества в любом случае не обладает надлежащей легитимацией по иску о сносе объектов самовольного строительства, располагающихся в пределах территорий, находящихся в распоряжении муниципальных образований.
С принятым судебным актом не согласилось МТУ Росимущества, в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что заключением судебной экспертизы подтверждается факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 на земли лесного фонда (земельный участок с кадастровым номером 23:33:0605003:304), площадь наложения составляет 740 кв.м. Суд также не учёл, что спорный земельный участок относится к территориям курорта краевого значения, в связи с чем договор аренды от имени Краснодарского края должен был заключаться ДИО КК.
Определением апелляционного суда от 01.03.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИП Молчанова В.И. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ИП Молчанова В.И., арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.10.2009 между администрацией района (арендодатель) и ИП Молчановым В.И. (арендатор) был заключен договор N 3300004603 аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью 8 271 кв.м., с кадастровым номером 23:33:0103003:66, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Джубга, мкр. Восход, участок N 22, в целях благоустройства пляжной территории.
Как следует из письма Туапсинской межрайонной прокуратуры Краснодарского края N 7-07-2016 от 14.06.2016, земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66 входит в границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером и частично расположен в береговой полосе водного объекта.
МТУ Росимущества был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66, в ходе которого установлено, что данный земельный участок является пляжной территорией, частично огорожен бетонными плитами. На земельном участке расположено сооружение площадью 1 488 кв.м., с кадастровым номером 23:52:0000000:8, которое принадлежит на праве собственности Молчанову В.И. (ГРН 23-23/13/113/2013-331 от 18.01.2014).
Информация о выданном разрешении на строительство комплекса пляжных сооружений по образованию пляжной зоны с устройством насосоудерживающих сооружений на пгт. Джубга Туапсинского района Краснодарского края на имя Молчанова В.И. в Управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район отсутствует, что подтверждается письмом N 1625/03.2 от 14.06.2016.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 от 08.07.2009 разрешенным использованием данного земельного участка является благоустройство пляжной территории.
МТУ Росимущества полагает, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66 сформирован за счет включения в него береговой полосы Черного моря, в связи с чем относится к федеральной собственности.
Из письма N 1625/03.2 от 14.06.2016 Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66 пересекает границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 23:33:0605003:304.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
МТУ Росимущества полагает, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66, ввиду пересечения с землями лесного фонда, является ограниченным в обороте.
МТУ Росимущества также указывает на то, что договор аренды N 3300004603 от 26.10.2009 является недействительной (ничтожной) сделкой на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку администрация района не уполномочена на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 23:33:0103003:66.
Размещённое на земельном участке строение с кадастровым номером 23:52:0000000:8 является объектом самовольного строительства, т.к. собственник земельного участка - Российская Федерация не выдавала разрешение на возведение данного объекта недвижимого имущества на своём земельном участке.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от 20.07.2009, действовавшей на дату заключения договора аренды) сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий.
В пунктах 58 и 59 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено следующее.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Исходя из системного толкования статей 12, 209 и 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в постановлении N 10/22, иск о признании права собственности на земельный участок может быть рассмотрен и удовлетворен (при наличии правовых оснований) только в случае, если он предъявлен лицом, владеющим таким участком. Лицо, обратившееся в арбитражный суд с требованием о признании права на недвижимое имущество, должно документально подтвердить соответствующее обстоятельство (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Порядок определения береговой линии (границы водного объекта) установлен в части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (то есть внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земли, расположенные за береговой линией и не занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, могут относиться к землям любой иной категории, кроме земель водного фонда.
В части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территории, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов, являются водоохранными зонами, на указанных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
При этом, правовой режим водоохранных зон не является однородным.
В границах водоохранных зон выделяют береговую полосу (часть 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации) и прибрежные защитные полосы (статья 65 Водного кодекса Российской Федерации), на территории которых действует больший перечень публично-правовых запретов и ограничений.
В силу части 1 статьи 4, части 2 статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство регулирует водные отношения - отношения по использованию и охране водных объектов.
Положения действующего водного законодательства не содержат каких-либо норм об отнесении земельных участков, относящихся к водоохранной зоне федеральных водных объектов, к собственности публично-правовых образований. Отнесение земельного участка к водоохраняемой зоне само по себе не означает, что у собственника водного объекта возникает право собственности на такой участок.
Отношения по использованию и охране земель регулируются не водным, а земельным законодательством (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом в пункте 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен приоритет норм земельного законодательства как специального закона перед гражданским законодательством в регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 08.06.2006) водоохранные зоны рек и водоемов были отнесены к землям природоохранного назначения. Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" указанный подпункт был признан утратившим силу.
В то же время на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации к землям природоохранного назначения относятся иные земли, выполняющие природоохранные функции.
Земли природоохранного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий (подпункт 2 пункта 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Следовательно, нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий не влияет на принадлежность земельного участка, но устанавливает публично-правовые ограничения по использованию такого участка.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17.04.2006) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Критерии разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Вводного закона Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ).
Нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий в качестве критерия разграничения публичной собственности в названной статье Закона не упомянуто.
С учетом приведенных норм, нахождение спорного участка в водоохранной зоне (территории со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов) федерального водного объекта само по себе не свидетельствует о принадлежности такого участка Российской Федерации. Уровень публичной собственности в отношении земельных участков определяется на основании критериев, закрепленных в статьях 17 - 19 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в статье 3.1 Вводного закона.
Как установлено судом первой инстанции на основании материалов землеустроительного дела, земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66 был образован из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена.
Земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66 был предоставлен соответчиком в аренду ИП Молчанову В.И. на основании вступившего в законную силу решения Туапсинского районного суда Краснодарского края от 13.10.2009 по гражданскому делу N 2-1070/2009, которым на администрацию района были наложены обязанности по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 в аренду предпринимателю.
С целью проверки доводов МТУ Росимущества о формировании земельного участка за счет береговой полосы Черного моря и земель лесного фонда определением суда первой инстанции от 29.11.2017 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Кубаньгипрозем" Березову А.К.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Установить фактическое местоположение части границы береговой линии Черного моря, проходящей вдоль части границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66.
2. Установить фактическое местоположение части границы береговой полосы Черного моря, проходящей вдоль части границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66.
3. Установить, соответствуют ли сведения о местоположении части границы береговой линии Черного моря, проходящей вдоль части границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости и размещены в открытом доступе на ресурсе Росреестра "Публичная кадастровая карта" в сети "Интернет" по адресу: http://pkk5.rosreestr.ru, фактическому местоположению части границы береговой линии Черного моря, проходящей вдоль части границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66?
4. Установить, пересекается ли граница земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости и размещены в открытом доступе на ресурсе Росреестра "Публичная кадастровая карта" в сети "Интернет" по адресу: http://pkk5.rosreestr.ru, с фактической границей части береговой полосы Черного моря, проходящей вдоль границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66? Отобразить схематично наличие либо отсутствие пересечения границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 с фактической границей части береговой полосы Черного моря, проходящей вдоль границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66.
5. Установить, пересекается ли граница земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 с границей земельного участка с кадастровым номером 23:33:0605003:304, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости и размещены в открытом доступе на ресурсе Росреестра "Публичная кадастровая карта" в сети "Интернет" по адресу: http://pkk5.rosreestr.ru? Отобразить схематично наличие либо отсутствие пересечения границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 с границей земельного участка с кадастровым номером 23:33:0605003:304.
6. Установить, расположен ли земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66 в границах населенного пункта, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости и размещены в открытом доступе на ресурсе Росреестра "Публичная кадастровая карта" в сети "Интернет" по адресу: http://pkk5.rosreestr.ru?
7. Установить, расположено ли сооружение с кадастровым номером 23:52:0000000:8, сведения о местоположении которого содержатся в государственном кадастре недвижимости и размещены в открытом доступе на ресурсе Росреестра "Публичная кадастровая карта" в сети "Интернет" по адресу: http://pkk5.rosreestr.ru, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66? Отобразить схематично расположение сооружения с кадастровым номером 23:52:0000000:8 относительно местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66.
8. Расположен ли земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66, площадью 8 271 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Джубга, мкр. "Восход", участок 22 в пределах береговой полосы водного объекта - Черное море?
9. Имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66, площадью 8 271 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Джубга, мкр. "Восход", участок 22 на земли лесного фонда?
10. Расположено ли сооружение общей площадью 1 488 кв.м., с кадастровым номером 23:52:0000000:8 в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66, площадью 8 271 кв.м.?
Согласно заключению эксперта N 11 от 24.08.2018 по результатам проведения землеустроительной экспертизы земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66, площадью 8 271 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Джубга, мкр. "Восход", участок 22, частично расположен в пределах береговой полосы водного объекта - Черное море, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости. При этом экспертом установлено, что фактическая граница земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости и размещены в открытом доступе на ресурсе Росреестра "Публичная кадастровая карта" в сети "Интернет" по адресу: http:pkk5.rosreestr.ru, не пересекается с фактической границей части береговой полосы Черного моря, проходящей вдоль части границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66.
Из выводов эксперта следует, что сведения о границе части береговой линии, проходящей вдоль части границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, не соответствуют фактическому местоположению границы указанной части береговой линии.
Эксперт установил, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66 расположен в границах населенного пункта пгт. Джубга, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости и размещены в открытом доступе на ресурсе Росреестра "Публичная кадастровая карта" в сети "Интернет" по адресу: http:pkk5.rosreestr.ru.
Эксперт установил, что граница земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 пересекается с границей земельного участка с кадастровым номером 23:33:0605003:724 (23:33:0605003:304), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости и размещены в открытом доступе на ресурсе Росреестра "Публичная кадастровая карта" в сети "Интернет" по адресу: http:pkk5.rosreestr.ru, общая площадь пересечения составляет 740 кв.м.
Также эксперт указал, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 частично пересекают (накладываются) на земли лесного фонда.
Экспертом установлено, что сооружение с кадастровым номером 23:52:0000000:8, сведения о местоположении которого содержатся в государственном кадастре недвижимости и размещены в открытом доступе на ресурсе Росреестра "Публичная кадастровая карта" в сети "Интернет" по адресу: http:pkk5.rosreestr.ru, расположено за границами земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66. Сооружение с кадастровым номером 23:52:0000000:8 расположено юго-западнее от земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:8 на расстоянии 35 м.
Суд первой инстанции, оценив заключение эксперта в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не согласился с выводами эксперта относительно пересечения земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 с границей земельного участка с кадастровым номером 23:33:0605003:724 (23:33:0605003:304).
Суд первой инстанции указал на то, что согласно выписке из ЕГРН от 23.03.2017 N 23/054/003/2017-2527 граница земельного участка с кадастровым номером 23:33:0605003:304, являющегося участком лесного фонда, не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, а именно установлена декларативно (не уточнена), при ее установлении не проводилось в установленном законом порядке согласование ее местоположения. Местоположение границы указанного лесного участка не установлено посредством определения геодезических координат характерных точек этой границы. Граница земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66, напротив, установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, что подтверждается содержащейся в материалах дела выпиской из ЕГРН от 20.04.2017 N 99/0542017/15210879.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что однозначно установить наличие пересечения границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 с границей земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 23:33:0605003:304 не представляется возможным, ввиду того, что граница земельного участка с кадастровым номером 23:33:0605003:304 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
При вынесении настоящего постановления суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Как и заключением судебной экспертизы по настоящему делу, в рамках судебного дела N 2-896/2019 был установлен факт частичного наложения границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 на границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0605003:304 (23:33:0605003:724), относящегося к категории земель лесного фонда.
По общему правилу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда согласно находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (пункт 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0605003:304 (как и земельного участка с кадастровым номером 23:33:0605003:724) не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В своих определениях суд апелляционной инстанции многократно предлагал сторонам спора представить в материалы дела заключение кадастрового инженера, содержащее сведения о координатах межевых точек, в которых границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0605003:304 (сведения о площадях наложения земельных участков друг на друга, описание дирекционных углов, мер линий и координат (У, Х) частей наложения земельных участков друг на друга), а также рассмотреть вопрос о целесообразности назначения по делу судебной экспертизы, направленной на установление выше указанных обстоятельств.
Стороны истребованные судом доказательства не представили, с ходатайством о назначении по делу судебной экспертизы не обратились, в связи с чем суд апелляционной инстанции исчерпал все возможности получения дополнительных доказательств по делу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации N 172-ФЗ от 21.12.2004 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Частью 12 статьи 14 Закона N 172-ФЗ закреплено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Не опровергнутым истцом заключением судебной экспертизы установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0103003:66 расположен в границах населенного пункта пгт. Джубга.
Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учёт 08.07.2009 с указанием категории земель - "земли населённых пунктов" и разрешённым видом использования - "для благоустройства пляжной территории". Договор аренды в отношении данного земельного участка заключён между ответчиками 26.10.2009.
При таких обстоятельствах, в силу выше приведённых положений части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ вся территория данного земельного участка в существующих его границах подлежит отнесению к категории земель населённых пунктов, вне зависимости от содержания сведений государственного лесного реестра в отношении границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0605003:304. Иными словами, имеющееся частичное формальное наложение границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 на земли лесного фонда (на часть границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0605003:304) нивелируется выше указанными императивными предписаниями норм действующего законодательства.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации МТУ Росимущества не представило доказательства, свидетельствующие о разграничении публичной собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:66 и отнесения его к собственности Российской Федерации, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отклонил иск в части признания права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, а также в части признания договора аренды недействительным по мотиву заключения его неуполномоченным лицом.
Довод истца о том, что спорный земельный участок относится к территории курортов Краснодарского края не подтверждён достоверными доказательствами по делу (в материалы дела не представлено заключения кадастрового инженера либо заключение судебной экспертизы, подтверждающие факт формирования земельного участка за счёт границ округов санитарной охраны курорта Джубга). Кроме того, по данному основанию МТУ Росимущества не компетентно оспаривать действительность договора аренды, т.к. надлежащим истцом по такому иску может выступать только Краснодарский край.
Суд первой инстанции правомерно указал, что заключением судебной экспертизы подтверждается тот факт, что строение с кадастровым номером 23:52:0000000:8 не располагается на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, в связи с чем МТУ Росимущества не имеет надлежащей легитимации на заявление иска о сносе объекта, которое оно полагает объектом самовольного строительства, располагающегося в пределах территорий, находящихся в распоряжении муниципального образования.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05 декабря 2018 года по делу N А32-8721/2017 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8721/2017
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по КК
Ответчик: Администрация МО Туапсинский район, ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН, Молчанов Валерий Иванович
Третье лицо: ГКУ КК "Комитет по лесу", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КОМИТЕТ ПО ЛЕСУ", Департамент имущественных отношений Краснодарского края, ИП Щукин В.А., Министерство природных ресурсов КК, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, Туапсинская межрайонная прокуратура, ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, г. Краснодар, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", Федеральное агентство лесного хозяйства, ООО "Кубаньгипрозем"