Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2021 г. N Ф05-6610/21 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
13 января 2021 г. |
Дело N А40-115759/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2020 по делу N А40-115759/20
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к ООО "Городское бюро недвижимости"
об обязании,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованных лиц: |
Мешкова Е.М. по дов. От 05.11.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (заявитель, Комитет) обратился с заявлением к ООО "Городское бюро недвижимости" (ответчик, общество) об обязании общества вблизи квартала 1 выделах 47,25,37, квартала 3 выделе 1, квартала 7 выделах 2,1,7 (защитные леса, зеленые зоны) Белоозерского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного в 400 м. к юго-востоку от д. Кулаковка г.о. Шатура Московской области, на земельном участке, кадастровый номер: 50:25:0000000:28526, произвести очистку 10 метровой полосы, примыкающей к территории лесного фонда от древесно-кустарниковой растительности, а также от высохшей прошлогодней травы и других горючих материалов в виде порубочных остатков, либо отделить территорию земельного участка от земель лесного фонда противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. или другим противопожарным барьером.
Решением от 14.10.2020 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Комитета в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, явившегося в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно заявлению, 23.04.2019 государственным лесным инспектором Московской области - старшим участковым лесничим Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес" при осуществлении лесного и пожарного надзора в лесах был выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: вблизи квартала 1 выделах 47,25,37, квартала 3 выделе 1, квартала 7 выделах 2,1,7 (защитные зоны, зеленые зоны) Белоозерского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного в 400 м. к юго-востоку от д. Кулакова г.о. Шатура Московской области, находится земельный участок, кадастровый номер: 50:25:0000000:28526, на котором не произведена очистка 10 метровой полосы, примыкающей к территории лесного фонда, от древесно-кустарниковой растительности, высохшей прошлогодней травы и других горючих материалов в виде порубочных остатков, а также территория земельного участка не отделена от земель лесного фонда противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. или другим противопожарным барьером, в результате чего нарушены Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417.
По результатам выявленного правонарушения 23.05.2019 государственным лесным инспектором Московской области составлен протокол об административном правонарушении N 17-054/2019 по ч.1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предписанием об устранении нарушений лесного законодательства N 17-054/2019 от 23.05.2019 ООО "Городское бюро недвижимости" предписано в срок до 26.06.2019 устранить следующие нарушения: вблизи квартала 1 выделах 47,25,37, квартала 3 выделе 1, квартала 7 выделах 2,1,7 (защитные леса, зеленые зоны) Белоозерского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного в 400 м. к юго-востоку от д. Кулакова г.о. Шатура Московской области, на земельном участке кадастровый номер: 50:25:0000000:28526, произвести очистку 10 метровой полосы, примыкающей к территории лесного фонда, от древесно-кустарниковой растительности, высохшей прошлогодней травы и других горючих материалов в виде порубочных остатков, либо отделить территорию земельного участка от земель лесного фонда противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. или другим противопожарным барьером
28.06.2019 при проведении патрулирования участков лесного фонда был выявлен факт невыполнения требований предписания об устранении нарушений лесного законодательства от 23.05.2019 N 17-054/2019, срок исполнения которого истек 27.06.2019. По факту невыполнения ООО "Городское Бюро Недвижимости" предписания об устранении нарушений лесного законодательства от 23.05.2019 N 17-054/2019 государственным лесным инспектором Московской области был составлен протокол об административном правонарушении от N17-301/2019 от 24.08.2019 по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи судебного участка N 200 района Кунцево г. Москвы от 19.09.2019 г. по делу N5-842/2019 ООО "Городское Бюро Недвижимости" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. 24.08.2019 г. ООО "Городское бюро недвижимости" было выдано предписание N 17-301/2019 об устранении нарушений лесного законодательства со сроком исполнения до 26.09.2019, содержащее требования аналогичные требованиям, содержащимся в предписании об устранении нарушений лесного законодательства N 17-054/2019 от 24.06.2019.
30.09.2019 государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании территории лесного фонда в квартале 1 выделах 47,25,37, квартале 3 выделе 1, квартале 7 выделах 2,1,7 (защитные леса, зеленые зоны) Белоозерского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного в 400 м. к юго-востоку от д. Кулакова г.о. Шатура Московской области, было установлено, что предписание об устранении нарушений лесного законодательства от 24.08.2019 г. N 17-301/2019 не выполнено. По результату осмотра был составлен акт осмотра территории лесного участка от 30.09.2019.
13.11.2019 в ООО "Городское Бюро Недвижимости" Комитетом лесного хозяйства Московской области была направлена претензия о проведении работ по очистке земельного участка от горючих материалов.
14.01.2020 постановлением о назначении административного наказания N 17-054/2019 начальника Шатурского межрайонного территориального отдела лесной охраны А.В. Пензиным ООО "Городское Бюро Недвижимости" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Посчитав, что ООО "Городское Бюро Недвижимости" не произвело очистку 10 метровой полосы территории земельного участка, кадастровый номер: 50:25:0000000:28526, примыкающей к землям лесного фонда, от горючих материалов, а также не отделило данный земельный участок от лесного фонда противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. или другим противопожарным барьером, Комитет обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. В зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии со статьи 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:
1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
3) организацию патрулирования лесов;
4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 установлено, что данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Исходя из пункта 9.1. Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
ООО "Городское бюро недвижимости" своим бездействием нарушает требования Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417), что может в дальнейшем привести к возникновению лесного пожара.
Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, доказательства направления заявителем в адрес ответчика соответствующего уведомления о проведении проверки, по итогам которой составлен протокол от 23.05.2019, материалы дела не содержат.
Таким образом, ответчик не был надлежащим образом уведомлен о предстоящей проверке и не имел возможности присутствовать при осмотре территории и заявлять свои возражения.
Согласно акту осмотра территории лесного участка от 30.09.2019 предписание об устранении нарушений, отраженных в постановлении от 23.05.2019, не исполнено.
Акт составлен государственным лесным инспектором Московской области.
Вместе с тем, указанный акт осмотра не может являться в качестве бесспорного доказательства допущенных ответчиком нарушений, поскольку составлен Комитетом в одностороннем порядке.
Апелляционный суд также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленные в материалы дела фотографии также не являются надлежащим доказательством неудовлетворительного санитарного состояния спорного участка, поскольку представленные фотоматериалы не отвечают признакам относимости и допустимости доказательств и из данных фотографий невозможно установить когда, кем, где и при каких обстоятельствах изготовлены указанные материалы, а также их относимость к спорным правоотношениям сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Учитывая изложенное, Комитет не доказал обстоятельства, на которых основывает свою правовую позицию.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2020 по делу N А40-115759/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-115759/2020
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ГОРОДСКОЕ БЮРО НЕДВИЖИМОСТИ"