г. Москва |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А40-115759/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев 20 апреля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2020,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к ООО "Городское бюро недвижимости"
об обязании на земельном участке произвести очистку полосы, примыкающей к территории лесного фонда, от горючих материалов либо отделить территорию земельного участка от земель лесного фонда противопожарным барьером,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ООО "Городское бюро недвижимости" (ответчик, общество) об обязании общества вблизи квартала 1 выделах 47, 25, 37, квартала 3 выделе 1, квартала 7 выделах 2, 1, 7 (защитные леса, зеленые зоны) Белоозерского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного в 400 м к юго-востоку от д. Кулаковка г.о. Шатура Московской области, на земельном участке, кадастровый номер: 50:25:0000000:28526, произвести очистку 10 метровой полосы, примыкающей к территории лесного фонда от древесно-кустарниковой растительности, а также от высохшей прошлогодней травы и других горючих материалов в виде порубочных остатков, либо отделить территорию земельного участка от земель лесного фонда противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или другим противопожарным барьером.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на наличие в материалах дела доказательств нарушения обществом лесного законодательства Российской Федерации и отсутствие их оценки со стороны судов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Городское бюро недвижимости" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.04.2019 государственным лесным инспектором Московской области - старшим участковым лесничим Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес" при осуществлении лесного и пожарного надзора в лесах был выявлен факт нарушения лесного законодательства, в результате чего нарушены Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417.
По результатам выявленного правонарушения 23.05.2019 государственным лесным инспектором Московской области составлен протокол об административном правонарушении N 17-054/2019 по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписанием об устранении нарушений лесного законодательства N 17-054/2019 от 23.05.2019 ООО "Городское бюро недвижимости" предписано в срок до 26.06.2019 устранить следующие нарушения: вблизи квартала 1 выделах 47,25,37, квартала 3 выделе 1, квартала 7 выделах 2,1,7 (защитные леса, зеленые зоны) Белоозерского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного в 400 м к юго-востоку от д. Кулакова г.о. Шатура Московской области, на земельном участке кадастровый номер: 50:25:0000000:28526, произвести очистку 10 метровой полосы, примыкающей к территории лесного фонда, от древесно-кустарниковой растительности, высохшей прошлогодней травы и других горючих материалов в виде порубочных остатков, либо отделить территорию земельного участка от земель лесного фонда противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или другим противопожарным барьером.
При проведении патрулирования участков лесного фонда 28.06.2019 был выявлен факт невыполнения требований предписания об устранении нарушений лесного законодательства от 23.05.2019 N 17-054/2019, срок исполнения которого истек 27.06.2019.
По факту невыполнения ООО "Городское Бюро Недвижимости" предписания об устранении нарушений лесного законодательства от 23.05.2019 N 17-054/2019 государственным лесным инспектором Московской области был составлен протокол об административном правонарушении от N 17-301/2019 от 24.08.2019 по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 200 района Кунцево г. Москвы от 19.09.2019 г. по делу N 5-842/2019 ООО "Городское Бюро Недвижимости" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. 24.08.2019 г. ООО "Городское бюро недвижимости" было выдано предписание N 17-301/2019 об устранении нарушений лесного законодательства со сроком исполнения до 26.09.2019, содержащее требования аналогичные требованиям, содержащимся в предписании об устранении нарушений лесного законодательства N 17-054/2019 от 24.06.2019.
30.09.2019 государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании территории лесного фонда в квартале 1 выделах 47, 25, 37, квартале 3 выделе 1, квартале 7 выделах 2, 1, 7 (защитные леса, зеленые зоны) Белоозерского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного в 400 м к юго-востоку от д. Кулакова г.о. Шатура Московской области, было установлено, что предписание об устранении нарушений лесного законодательства от 24.08.2019 г. N 17-301/2019 не выполнено. По результату осмотра был составлен акт осмотра территории лесного участка от 30.09.2019.
13.11.2019 в ООО "Городское Бюро Недвижимости" Комитетом лесного хозяйства Московской области была направлена претензия о проведении работ по очистке земельного участка от горючих материалов.
14.01.2020 постановлением о назначении административного наказания N 17-054/2019 начальника Шатурского межрайонного территориального отдела лесной охраны А.В. Пензиным ООО "Городское Бюро Недвижимости" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Посчитав, что ООО "Городское Бюро Недвижимости" не произвело очистку 10 метровой полосы территории земельного участка, кадастровый номер: 50:25:0000000:28526, примыкающей к землям лесного фонда, от горючих материалов, а также не отделило данный земельный участок от лесного фонда противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или другим противопожарным барьером, Комитет обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований Комитета, суды обеих инстанций сослались на статьи 9, 65, 71 АПК РФ, часть 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В отсутствие доказательств направления заявителем в адрес ответчика уведомления о проведении проверки, по итогам которой составлен протокол от 23.05.2019, акт осмотра территории лесного участка от 30.09.2019 признан судами ненадлежащим доказательством допущенных ответчиком нарушений, поскольку составлен Комитетом в одностороннем порядке. Суды пришли к выводу об отсутствии доказательств, обладающих признаками допустимости и относимости неудовлетворительного санитарного состояния спорного участка, указав что из представленных в материалы дела фотографий невозможно установить когда, кем, где и при каких обстоятельствах изготовлены указанные материалы, а также определить их относимость к спорным правоотношениям сторон.
При рассмотрении кассационной жалобы суд округа исходил из следующего.
Комитетом заявлено требование об обязании общества принять меры, направленные на проведение работ по очистке земельного участка от горючих материалов.
Согласно пункту 2 статьи 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, иными веществами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно Положению о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 года N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Исходя из пункта 12.27 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 года N 863/22, Комитету лесного хозяйства Московской области предоставлено право принятие по вопросам, относящимся к сфере деятельности Комитета лесного хозяйства Московской области, правовых актов нормативного характера, которые действуют на всей территории Московской области и обязательны для государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, а также органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
В соответствии со статьями 96, 97 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 г. N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)", пунктом 12 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. N 233, в целях осуществления федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 20.11.2017 N 27П-2029 утвержден порядок проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в границах Московской области (далее по тексту Порядок).
Исходя из пункта 1.2. Порядка задачами проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах Московской области являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами Московской области в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Согласно абзацу 2 пункта 1.3. Порядка мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах проводятся государственными лесными инспекторами Московской области при патрулировании лесов в виде регулярного осмотра территории земель лесного фонда.
Подпунктом 12 пункта 4.1. Порядка в ходе осуществления мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах государственный лесной инспектор Московской области имеет право проводить обследование и осмотр лесных участков в целях контроля за соблюдением обязательных требований.
Подпунктом 4 пункта 4.2 Правил проведения мероприятий в ходе осуществления мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах государственный лесной инспектор Московской области обязан осуществлять при необходимости фото- и/или видеофиксацию нарушений лесного законодательства при наличии средств фото- и видеофиксации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2015 N 373 утвержден Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований (Далее по тексту Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий).
Согласно пункту 11 Порядка оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий в ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, при выявлении нарушений лесного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра лесного участка.
В связи с этим Комитет, заявляя к обществу требование об обязании произвести очистку 10 метровой полосы территории земельного участка, кадастровый номер: 50:25:0000000:28526, примыкающей к землям лесного фонда, от горючих материалов, а также не отделило данный земельный участок от лесного фонда противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или другим противопожарным барьером, правомерно исходил из того, что именно общество как собственник этого лесного участка должна совершить такие действия.
Как заявил департамент, акт осмотра составлен на основании приказа от 10.04.2019 N П-111 директора Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес", в целях усиления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора земель лесного фонда, на предмет проведения собственником, арендатором мероприятий по очистке земельного участка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделения леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метров или иным противопожарным барьером. На территории Шатурского лесничества проведены мероприятия по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах "Смежник".
Суды указали, что в нарушение требований ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" доказательства направления заявителем в адрес ответчика соответствующего уведомления о проведении проверки, по итогам которой составлен протокол от 23.05.2019, материалы дела не содержат. Таким образом, ответчик не был надлежащим образом уведомлен о предстоящей проверке и не имел возможности присутствовать при осмотре территории и заявлять свои возражения.
Кассационный суд не может согласиться с такими выводами судов.
В соответствии с частью 1 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.
Согласно части 3 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
В данном случае, как следует из объяснений Комитета, предметом планового (рейдового) осмотра являлся упомянутый лесной участок, проверки юридического лица не проводилось.
Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 Закона N 294-ФЗ отнесены пунктом 1 части 8.3 Закона к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно части 2 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими индивидуальными предпринимателями проводятся должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу части 5 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
При обосновании отказа в принятии акта осмотра территории лесного участка от 30.09.2019 в качестве доказательства, который содержит сведения о факте обнаружения нарушения собственником земельного участка, суды данные доводы комитета также не приняли во внимание.
Указывая на то, что из представленных заявителем в материалы дела фотографий невозможно установить когда, кем, где и при каких обстоятельствах изготовлены указанные материалы, а также определить их относимость к спорным правоотношениям сторон, суд первой инстанции не предложил комитету представить оригиналы данных фотоматериалов, не дал оценку приложенным к акту другим документам, не дал оценку представленному в материалы дела постановлению мирового судьи судебного участка N 200 района Кунцево г. Москвы от 19.09.2019 г. по делу N 5-842/2019 которым ООО "Городское Бюро Недвижимости" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Выводы судов об отсутствии оснований для принятия акта осмотра от 30.09.2019 в качестве доказательства по делу, исходя из положений части 16 статьи 10, пункта 8 части 2 статьи 16, частей 1, 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, противоречит обстоятельствам, которые установлены судами.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, исследовав все доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, и разрешить спор, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 по делу N А40-115759/2020 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указывая на то, что из представленных заявителем в материалы дела фотографий невозможно установить когда, кем, где и при каких обстоятельствах изготовлены указанные материалы, а также определить их относимость к спорным правоотношениям сторон, суд первой инстанции не предложил комитету представить оригиналы данных фотоматериалов, не дал оценку приложенным к акту другим документам, не дал оценку представленному в материалы дела постановлению мирового судьи судебного участка N 200 района Кунцево г. Москвы от 19.09.2019 г. по делу N 5-842/2019 которым ООО "Городское Бюро Недвижимости" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Выводы судов об отсутствии оснований для принятия акта осмотра от 30.09.2019 в качестве доказательства по делу, исходя из положений части 16 статьи 10, пункта 8 части 2 статьи 16, частей 1, 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, противоречит обстоятельствам, которые установлены судами."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2021 г. N Ф05-6610/21 по делу N А40-115759/2020