город Ростов-на-Дону |
|
07 февраля 2024 г. |
дело N А53-31096/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Емельянова Д.В., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Петросьян Н.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2023 по делу N А53-31096/2023
по иску публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании неустойки за просрочку доставки груза,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - истец, общество, комбинат) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, железная дорога) о взыскании неустойки за несвоевременную доставку грузов в размере 7095772,74 руб. (уточненные требования).
Решением суда от 30.11.2023 ходатайство железной дороги о снижении суммы пени по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворено, с ответчика в пользу истца взыскана неустойка за просрочку доставки грузов в размере 3547886,37 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований в части взыскания пени в размере 4162337,7 руб. отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции при расчете пени не учтено увеличение срока доставки груза в связи с обстоятельствами непреодолимой силы и чрезвычайной ситуации, не зависящими от ответчика.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "РЖД" в декабре 2022 года - январе 2023 года осуществляло деятельность по перевозке грузов в интересах комбината.
Как следует из транспортных железнодорожных накладных, указанных в расчете истца, ответчиком допущена просрочка доставки груза.
В связи с тем, что ответчик допустил просрочку по доставке груза, истец на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации начислил неустойку и направил в адрес ответчика претензию.
Однако требования, изложенные в претензии, ответчиком оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 792, 793 Гражданского кодекса, Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245),установив, что ответчиком груз доставлен с просрочкой, пришел к выводу об удовлетворении иска, при этом размер пени снижен на 50% по ходатайству ответчика о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, о том, что при расчете размера исковых требований, не учтено увеличение срока доставки груза в связи с обстоятельствами, не зависящими от перевозчика, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В силу статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В соответствии с п. 6.4 Приказа Минтранса России от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" срок доставки грузов увеличивается на все время задержки в случае остановки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью первой статьи 29 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее, УЖТ РФ).
Из чего следует, что согласно статьи 29 УЖТ РФ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный орган устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Однако ответчиком не предоставлены доказательства того, что согласно статьи 29 УЖТ РФ перевозчик направил уведомление в письменной форме руководителю федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о прекращении или об ограничении перевозки груза и имеется соответствующее решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Следует отметить, что рассматриваемый период доставки грузов - декабрь 2022 - январь 2023 года. Специальная военная операция началась в феврале 2022 года, то есть почти за год до спорного периода поставки. Таким образом, ответчик имел возможность наладить логистические цепочки в связи с возросшей нагрузкой на сети военных перевозок и урегулировать сроки доставки гражданских коммерческих грузов.
При этом необходимо отметить, что ответчик самостоятельно устанавливает сроки доставки грузов в ж/д транспортных накладных без участия истца. Ответчик, прежде чем принять груз к перевозке, согласовывает заявку грузоотправителя и самостоятельно устанавливает сроки доставки груза в накладной. Таким образом, ответчик берет на себя обязательство доставить груз в установленные им же сроки.
В доказательство занятости путей составами для нужд Министерства обороны Российской Федерации ответчик представляет письма Северо-Кавказского управления военных сообщений Минобороны России, в которых указано что в апреле, в мае и в июне 2023 года, отставание от движения грузовых поездов вызвано корректировкой логистических маршрутов в целях приоритетного пропуска грузов Министерства обороны Российской Федерации.
Однако ответчик не представил в материалы дела ни актов на отставание, ни анализа занятости путей в этом периоде времени. Ежемесячные письма СКУ военных сообщений Минобороны Российской Федерации о пропуске военных грузов с указанием периода - полностью каждого календарного месяца без конкретных подтверждающих документов не являются доказательствами данных доводов ответчика.
В актах обшей формы по различным станциям, на которые ссылается ответчик в своей апелляционной жалобе, указано в графе "причины задержки" на непреодолимую силу, вследствие военных действий, блокады, эпидемий, стихийные бедствия, при которых администрацией данной территории объявляется чрезвычайное положение, и иные обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок грузов. При этом нормативные документы, которыми подтверждаются указанные обстоятельства не указаны. Однако все акты не отвечают требованиям статьи 29 Устава. Тот факт, что вагоны задержаны в период действия ЧС само по себе еще не свидетельствует, что причиной задержки вагонов является ЧС.
Согласно пункту 14 Правил N 245 вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Факт передачи вагонов для выгрузки грузополучателям подтверждается памятками приемосдатчика и/или ведомостями подачи-уборки вагонов.
В силу статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50% платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 названного Устава обстоятельств.
Вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении (статья 29 Устава).
Железная дорога не представила доказательств того, что ею направлено уведомление в письменной форме руководителю федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о прекращении или об ограничении перевозки груза и имеется соответствующее решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Таким образом, доказательств того, что вагоны прибыли на станцию назначения с нарушенным сроком доставки в связи с обстоятельствами непреодолимой силы ответчиком не предоставлено.
Кроме того, железная дорога не указала территорию, период действия и причины возникновения непреодолимой силы.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на письмо от 25.07.2023 N 831/5 начальника Северо-Кавказского управления военных сообщений, но при этом, ответчик не указывает территорию движения грузовых поездов, для осуществления воинских перевозок, что послужило основанием приостановки исполнения перевозчиком взятых на себя обязательств. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, что вагоны по спорным накладным приостановлены именно по причине указанной в письме от 25.07.2023 N 831/5.
Ответчик как лицо, являющееся профессиональным участником отношений, связанных с пассажирскими перевозками, с перевозками грузов железнодорожным транспортом, а также являясь владельцем инфраструктуры (путь общего пользования) должен заранее располагать информацией по загруженности путей при пассажироперевозках и доставке грузов, осуществлять планирование, предпринимать все меры для безопасности жизни людей и целостности груза, исполнять свои обязательства в установленные сроки.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2023 по делу N А53-31096/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российский железные дороги" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-31096/2023
Истец: ПАО "МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"