Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 апреля 2021 г. N Ф06-3345/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А57-5979/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 11.01.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 14.01.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2020 года по делу N А57-5979/2020 (судья Ю.П. Огнищева)
по заявлению Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8" (г. Саратов, ул. Одесская, зд. 46А, стр. 2, ИНН 6453032210, ОГРН 1026403043303)
заинтересованное лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области (г. Саратов, пр-т им. Кирова С.М., д. 10/12, ИНН 6455005067 ОГРН 1026403672591)
о признании недействительным в части акта плановой комплексной проверки Государственного учреждении здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8" от 25.02.2020 N 6.
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8" - Скуратович О.В., представитель по доверенности от 26.11.2019 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области - Лузикас А.Н., представитель по доверенности N 7 от 11.01.2021 (срок доверенности по 31.12.2021), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ (устранены опечатки, а также заявлено о снижении штрафных санкций - том 9 л.д. 3-4): о признании недействительным в части Акта плановой комплексной проверки Государственного учреждении здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8" от 25.02.2020 г. N 6, а именно:
- выводы комиссии в части наличия факта использования ГУЗ "СГКБ N 8" средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения: на оплату труда врачам-психиатрам на общую сумму 627 471,66 руб., в том числе 2018 - на сумму 88 044,56 руб., 2019 - на сумму 539427,10 руб.;
- оплата по капитальному ремонту в сумме 69 863,76 руб.;
- обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан при амбулаторном лечении на сумму 277 295,03 руб. (в 2018 г. - 138 026,04 руб., в 2019 - 139268,99 руб.);
- требование о возложении обязанности на ГУЗ "СГКБ N 8" о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС в сумме 974 630,45 руб. в бюджет ТФОМС Саратовской области, изложенное в Акте плановой комплексной проверки N 6 от 25.02.20 г.;
- требование об уплате в бюджет ТФОМС Саратовской области штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств ОМС в сумме 109 949,74 руб., изложенного в Акте плановой комплексной проверки N 6 от 25.02.2020 г.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2020 заявленные требования частично удовлетворены. Признано недействительным решение ТФОМС Саратовской области, выраженное в акте плановой комплексной проверки ГУЗ "Саратовская городская больница N 8" от 25.02.2020 г. N 6, в части: признания нецелевым использования средств ОМС в размере 69 863,76 руб., а также требования о возврате в бюджет ТФОМС Саратовской области средств в размере 69 863,76 руб. и об уплате штрафа в размере 6 986,38 руб. (п. 1 раздела "Результаты проведенной проверки"); начисления штрафных санкций в размере 92 667,02 руб., размер штрафа снижен до 10 296,34 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
05.11.2020 ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8 представило ходатайство об отказе от жалобы в части требований о признании недействительным решения ТФОМС Саратовской области, выраженное в акте плановой комплексной проверки от 25.02.2020 N 6 в части начисления штрафных санкций в размере 92 667 руб. 0 2 коп., снижения размера штрафа до 10 296 руб. 34 коп. и просит решение в указанной части оставить без изменения.
Согласно части 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, её подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьёй 49 настоящего Кодекса.
В силу части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не принимает отказ, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Судом апелляционной инстанции установлено, что отказ заявителя от апелляционной жалобы не противоречит закону и не нарушает права других лиц. Суд считает возможным принять частичный отказ от жалобы и прекратить производство по ней в части.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку по данному делу обжалуется часть решения суда первой инстанции, и представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области не заявил возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области представил письменный отзыв, а также письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 17.10.2020, 17.11.2020, 15.12.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области от 27.01.2020 г. N 24 в период с 03.02.2020 по 25.02.2020 была проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) Государственным учреждением здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8" (далее - ГУЗ "СГКБ N 8"). Проверяемый период - с 01.01.2018 по 31.12.2019.
По результатам проверки был составлен акт N 6 плановой комплексной проверки Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8" от 25 февраля 2020, которым произведены спорные доначисления.
Согласно пункту 1 "Результаты проведенной проверки" ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8" вменены следующие нарушения (т. 1, л.д. 115-116):
В нарушение требований ч.ч. 2, 7. ст. 35, п. 5 ч. 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", п. 9 раздела IV, п. 14 раздела V Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденных постановлениями Правительства Саратовской области от 26.12.2017 N 692-П, от 25.12.2018 N 720-П, части 2 статьи 17 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", разделов 3 Тарифных соглашений по обязательному медицинскому страхованию в Саратовской области на 2018 год от 09.01.2018, на 2019 год от 29.12.2018, Больницей допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения, что является нецелевым использованием средств ОМС:
1) в 2018, 2019 годах за счет средств ОМС осуществлялось финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием медицинской помощи при психиатрических расстройствах и расстройствах поведения, не подлежащее оплате за счет средств обязательного медицинского страхования на оплату труда врачам-психиатрам на общую сумму составила 627 471,66 руб., (2018 год - на сумму 88 044,56 руб., 2019 год - на сумму 539 427,10 руб.) (оспаривается);
2) осуществлена выплата заработной платы за оказание платных медицинских услуг с учетом начислений на оплату труда в сумме 54 509,36 руб. (2018 год - 46 352,36 руб., 2019 год - 8 157,00 руб.) (по существу не оспаривается);
3) произведены расходы за осуществление предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на общую сумму 49 400,00 рублей (2018 год - 19 500,00 руб., 2019 год - 29 900,00 руб.) (по существу не оспаривается);
4) произведены расходы за консультацию врача-генетика на общую сумму 4 200,00 руб. (2018 год - 1 800,00 руб., 2019 год - 2 400,00 руб.) (по существу не оспаривается);
5) в 2018, 2019 годах произведена оплата работ по капитальному ремонту в сумме 69 863,76 рублей (оспаривается);
6) в 2018 году произведение расходов в части восполнения (освежения, пополнения) медикаментами приобретенных за счет средств ОМС областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на сумму 16 757,60 руб. (по существу не оспаривается);
7) обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан при амбулаторном лечении на сумму 277 295,03 руб. (в 2018 году на сумму 138 026,04 руб., в 2019 году на сумму 139 268,99 руб.) (оспаривается).
ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8" доначислены средства использованные не по целевому назначению в сумме 1 099 497,41 руб., а также штраф в размере 109 949,74 руб.
Не согласившись с пунктом 1 акта в отношении 1, 5 и 7 эпизодов, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением. Таким образом, оспаривается три эпизода. В отношении 2, 3, 4, 6 эпизодов пункта 1 акта, заявитель просил снизить размер штрафных санкций.
Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Саратовской области сделаны правомерные выводы о нецелевом использовании средств ОМС.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из оспариваемого акта N 6 плановой комплексной проверки Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8" от 25 февраля 2020, Больницей допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения (оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС), а именно: в 2018, 2019 годах за счет средств ОМС осуществлялось финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием медицинской помощи при психиатрических расстройствах и расстройствах поведения, не подлежащей оплате за счет средств обязательного медицинского страхования на оплату труда врачам-психиатрам, что является нецелевым использованием средств ОМС.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных данным законом.
При этом согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации.
Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются согласно методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Статьей 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, является базовая программа обязательного медицинского страхования, определяющая виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (часть 3 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Частью 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев оказания медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования: инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита; новообразования; болезни эндокринной системы; расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни нервной системы; болезни крови, кроветворных органов; отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм; болезни глаза и его придаточного аппарата; болезни уха и сосцевидного отростка; болезни системы кровообращения; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни мочеполовой системы; болезни кожи и подкожной клетчатки; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин; врожденные аномалии (пороки развития); деформации и хромосомные нарушения; беременность, роды, послеродовой период и аборты; отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.
Психические расстройства и расстройства поведения в указанный перечень не входят.
Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьями 16, 81 Закона N 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Частью 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ определено, что территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (часть 2 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи (часть 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Исходя из норм статей 35, 36 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется как базовой программой обязательного медицинского страхования, так и территориальной программой обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации и, соответственно, расходование средств обязательного медицинского страхования должно осуществляться на условиях данной территориальной программы и быть строго целевым.
Пунктом 2 части 2 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, согласно части 2 статьи 17 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" финансовое обеспечение оказания населению психиатрической помощи (за исключением психиатрической помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти), а также социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492, определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные в том числе с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ), и в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Аналогичные положения содержатся в разделе V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506.
Постановлением Правительства Саратовской области от 26.12.2017 N 692-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Программа N 692-П), а также Постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2018 N 720-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Программа N 720-П).
Пунктом 9 раздела IV Программы N 692-П и Программы N 720-П предусмотрено, что Территориальная программа ОМС является составной частью Программы.
В рамках территориальной программы ОМС: гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;
осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения) и профилактические медицинские осмотры отдельных категорий граждан, указанных в разделе Программы, а также мероприятия по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 14 раздела V Программы N 692-П и Программы N 720-П предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение: первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные в том числе с употреблением психоактивных веществ.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что территориальной программой обязательного медицинского страхования не предусмотрена оплата за счет средств обязательного медицинского страхования медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8", допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения (осуществление расходов, не включенных в территориальную программу ОМС - оплата за счет средств ОМС на оплату труда врачам-психиатрам на общую сумму 627 471, 66 руб.).
2. Кроме того, как следует из оспариваемого акта N 6 плановой комплексной проверки Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8" от 25 февраля 2020, Больницей допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения (оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС), а именно обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан при амбулаторном лечении на сумму 277 295 руб. 03 коп.
Как установлено в ходе проверки, Больницей заключены безвозмездные договоры с ОГУ "Саратовский аптечный склад" на оказание услуг по обеспечению амбулаторных больных наркотическими средствами и психотропными веществами от 01.01.2018 N 125 с периодом действия с 01.01.2018 по 31.12.2018 и от 11.12.2018 N 100 с периодом действия с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Вышеуказанные договоры заключены в рамках реализации подпрограммы 7 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" программы Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11.10.2013 N 545-П, государственной программы Саратовской области "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 17.12.2018 N 696-П.
Данные программы предусматривают обеспечение лекарственными препаратами и безбелковыми продуктами питания льготных категорий граждан за счет средств областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее по тексту - постановление Правительства N 890).
Источником финансового обеспечения государственных программ являются средства федерального и областного бюджетов (приложение N 4 постановления Правительства Саратовской области от 11.10.2013 N 545-П, приложение N3 постановления Правительства Саратовской области от 17.12.2018 N 696-П).
Непосредственное ежемесячное получение наркотических средств в ОГУ "Саратовский аптечный склад", их хранение, учет, отпуск по специальным рецептурным бланкам, приему психотропных лекарственных средств по разнарядкам министерства здравоохранения Саратовской области в 2018, 2019 году осуществлялось ООО "Аптека N 288", ООО "Аптека N 262".
В рамках Территориальной программы государственных гарантий на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 26.12.2017 N 692-П, и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2018 N 720-П, Больницей пациентам предоставляется первичная, в том числе доврачебная, врачебная, специализированная медико-санитарная помощь.
В Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства N 890, входят, в том числе онкологические заболевания.
Согласно п. 14 раздела V Программы N 692-П и Программы N 720-П государственных гарантий на 2018 и 2019 годы, финансовое обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан, в том числе онкологических больных, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства N 890, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
Следовательно, за счет средств ОМС не осуществляется.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными препаратами, относится к полномочиям и бюджетным обязательствам Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Понесенные расходы по хранению, отпуску и уничтожению наркотических и психотропных лекарственных препаратов не относится к расходам, включенным в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Таким образом, в нарушение п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", п. 9 раздела IV, п. 14 раздела V Территориальных программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденных постановлениями Правительства Саратовской области от 26.12.2017 N 692-П, от 25.12.2018 N 720-П, Больницей допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения (оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС), а именно: обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан при амбулаторном лечении на сумму 277 295,03 руб. (в 2018 году на сумму 138 026,04 руб., в 2019 году на сумму 139 268,99 руб.).
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8", допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения в обжалуемой части, не имеется.
Апелляционная жалоба ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2020 года в части требований о признании недействительным решения ТФОМС Саратовской области, выраженное в акте плановой комплексной проверки от 25.02.2020 N 6 в части начисления штрафных санкций в размере 92 667 руб. 0 2 коп., снижения размера штрафа до 10 296 руб. 34 коп. Производство по апелляционной жалобе в указанной части - прекратить.
В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2020 года по делу N А57-5979/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-5979/2020
Истец: ГУЗ Саратовская городская клиническая больница N8
Ответчик: ТФОМС Саратовской области, ТФОМС СО