г. Пермь |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А60-12633/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Гуляевой Е.И., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сыровой О.С.,
при участии:
от истца - не явились,
от ответчика - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Колос"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 октября 2020 года
по делу N А60-12633/2020
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)
к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Колос" (ИНН 6642004401, ОГРН 1026600881548)
о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Колос" (далее - ответчик, кооператив, СПК "Колос") с требованием о взыскании с ответчика ущерба в размере 630 424 руб. 00 коп., причиненного лесному фонду. В качестве правового обоснования заявленных требований истец ссылается на положения статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2020 исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскано 630 424 руб. 00 коп. в возмещение вреда, причиненного лесному фонду.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, кооператив "Колос" обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на необоснованность взыскания ущерба, ссылаясь на то обстоятельство, что факт незаконной рубки леса не доказан, акты проверки в рамках доследственной проверки составлены в отсутствие представителя кооператива; отмечает, что рубка была произведена в границах отведенного лесного участка, неправомерность действий кооператива не подтверждена. Также заявитель указывает, что при определении размера ущерба нарушена методика исчисления ущерба, так как на момент рубки леса действовало постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273, однако при расчете ущерба применено постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730. По мнению подателя жалобы, истцом не доказан как факт причинения ущерба, так и его размер.
От Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец выразил несогласие с доводами жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
В судебное заседание апелляционного суда представители сторон не явились.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Министерством природных ресурсов Свердловской области (арендодатель), правопреемником которого является Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, и Сельскохозяйственным производственным кооперативом "Колос" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 05.12.2008 N 298.
В соответствии с данным договором аренды СПК "Колос" передан в аренду лесной участок площадью 4215,0 га, расположенный по адресу: Свердловская область, Ирбитский район, ГУ СО "Ирбитское лесничество" Зайковское участковое лесничество (урочище СПК "Колос"), кварталы N 28-30, 34-46, для использования в целях заготовки древесины.
СПК "Колос" предоставлена лесная декларация от 12.12.2017, согласно которой в период СПК "Колос" с 01.01.2018 по 31.12.2018 осуществляется заготовка древесины в объемах, заявленных в декларации. В частности в квартале 36 выдела 36 урочища СПК "Колос" Зайковского участкового лесничества заявлен 777 куб.м., в том числе: по породе сосна - 15 куб.м., береза - 367 куб.м., осина 395 куб.м.
Как указывает истец, в апреле 2018 года в рамках запроса для проверки по материалу МО МВД России "Ирбитский" КУСП-4199 от 07.04.2018 должностным лицом МО МВД России "Ирбитский" и сотрудниками ГКУ СО "Ирбитское лесничество" осуществлен выезд в Зайковское участковое лесничество, урочище СПК "Колос" и произведен сплошной перечет срубленной древесины по каждой породе с указанием общего объема заготовленной древесины по договору аренды.
По результатам сплошного перечета установлена рубка с нарушением породного состава и рубка деревьев, в объеме превышающий разрешенный, в связи с чем истец обратился в суд с исковым заявлением о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду.
Ответчик, возражая против удовлетворения требований Министерства, указал на отсутствие вины и неправомерности действий кооператива, также отметил, что превышение объема вырубленных деревьев не подтверждено, при определении размера ущерба нарушена методика исчисления вреда.
Суд первой инстанции, разрешая данный спор и удовлетворяя заявленные требования, исходил из их обоснованности.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Лесные участки для заготовки древесины предоставляются на основании договоров аренды, заключаемых между гражданами, юридическими лицами и уполномоченными государственными органами в области лесных отношений (глава 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами (пункт 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 утверждены Правила заготовки древесины, устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
Заготовка древесины осуществляется в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации", заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17.
Согласно пунктам 2, 3 названного Порядка лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
Таким образом, основанием для использования лесов в соответствии с проектом их освоения является лесная декларация, ежегодно подаваемая лесопользователем в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (уполномоченный орган).
Согласно пунктам 17 и 18 Правил заготовки древесины, отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке, осуществляется гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Пунктом 12 договора аренды лесного участка от 05.12.2008 N 298 установлены обязанности для Арендатора, в том числе по использованию лесного участка по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором.
Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации вред, причиненный лесам, возмещается добровольно или в судебном порядке лицами, его причинившими.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 постановления от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Основанием для применения гражданско-правовой ответственности, установленной статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие), нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений. При этом для возложения на причинителя вреда имущественной ответственности необходимо установление совокупности следующих условий - наличие ущерба, доказанность его размера, установление противоправности поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшим ущербом.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно лесной декларации от 12.12.2017 СПК "Колос" запланировано осуществить рубку в квартале 36 выдела 36 урочища СПК "Колос" Зайковского участкового лесничества в следующем объеме: сосна - 15 куб.м., береза - 367 куб.м., осина 395 куб.м.
В рамках проверки, проведенной МО МВД России "Ирбитский" по материалам КУСП N 4199 от 07.04.2018 по факту незаконной рубки лесных насаждений на территории квартала 36 выдела 36 урочища СПК "Колос" Зайковского участкового лесничества, осуществлен осмотр лесного участка о чем составлен акт о лесонарушении от 11.11.2019. Сотрудниками ГКУ СО "Ирбитское лесничество" проведен сплошной перечет срубленной древесины по породам с указанием общего объема заготовленной древесины, в результате чего выявлено превышение ответчиком рубки по породе "сосна". Объем вырубленной древесины составил 70 куб.м, то есть превышение на 55 куб.м. При этом общий объем заготовленной древесины не превышен.
Таким образом, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 01.08.2018 установлено, что умысла на совершение незаконной рубки древесины не было, однако по вине работников ответчика, в том числе в связи с некачественным отводом лесосеки допущено превышение по породе "сосна".
Указанное постановление выносится на основании статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и содержит в себе вывод уполномоченного лица относительно принятия решения о возбуждении уголовного дела. В связи с этим содержащиеся в постановлении обстоятельства и факты могут создавать в гражданском деле презумпцию по вопросу о юридической квалификации деяния, в результате которого возникли убытки. Доказательства, полученные в уголовно-процессуальном порядке, могут быть использованы в арбитражном процессе для установления наличия или отсутствия обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, если отвечают требованиям относимости и допустимости. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 24.06.2014 N 3159/14, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 273-О-О.
Кроме того, в соответствии со статьей 49 Лесного кодекса Российской Федерации лицами, осуществляющими использование лесов, ежегодно предоставляется отчет об использовании согласно утвержденной форме приказом Минприроды России от 25.12.2014 N 573 "Об установлении Порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме" (действовал на момент предоставления). В Отчете приводится информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов, нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода. Информация о фактических объемах использования лесов приводится в единицах измерения, указанных в форме Отчета.
СПК "Колос" предоставлен отчет от 09.01.2017, в котором отражена неверная информация о фактически заготовленной древесине в границах квартала 30 выдела 10 урочища СПК "Колос" Зайковского участкового лесничества.
Оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал доказанным факт превышения ответчиком объема вырубки по породе "сосна".
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины, правовой позицией, изложенной в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21, суд пришел к выводу о незаконности вырубки ответчиком лесных насаждений в указанном выше объеме.
Согласно акту осмотра лесного участка от 21.06.2019 площадь лесосеки в квартале 36 выдела 36 урочища СПК "Колос" Зайковского участкового лесничества, назначенной под сплошную рубку, составляет 2,8 га, та же площадь отражена в лесной декларации. В период проведения работ по отводу лесосеки (октябрь 2016 года) действовал приказ Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 "Об утверждении Правил заготовки древесины" (далее - Правила заготовки древесины). В соответствии с пунктом 27 Правил заготовки древесины при таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных выборочных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку.
В соответствии с пунктом 28 Правил заготовки древесины учет по площади применяется при сплошных рубках и чересполосных выборочных рубках следующими методами: сплошного перечета; ленточного перечета; круговыми реласкопическими площадками; круговыми площадками постоянного радиуса.
Документом, подтверждающим проведение работ по учету по площади, является ведомость перечета деревьев, назначенных в рубку.
Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников (часть 3 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации) (пункт 33 Правил заготовки древесины).
В соответствии с пунктом 30 Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденному приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 15 июня 1993 года N 155 (нормативный акт является действующим) при сплошнолесосечном способе рубки выбор метода таксации лесосек зависит от площади лесосеки (делянки), группы лесов, полноты древостоя, густоты подроста под пологом леса, возможности применения полнотомеров и точности имеющихся материалов лесоустройства (табл.2). Согласно таблице 2 сплошной перечет применяется для лесосек площадью до 3 га в лесах всех групп независимо от характеристики насаждения.
С учетом изложенного суд обоснованно признал доказанным факт причинения вреда лесному фонду в результате произведенной ответчиком незаконной рубки лесных насаждений, что свидетельствует о противоправном и виновном причинении вреда окружающей среде, наличии причинно-следственной связи между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом.
В результате незаконной рубки лесному фонду причинен ущерб. Согласно справке от 25.05.2018 общая сумма ущерба вследствие незаконной рубки составила 630 424 руб.
Размер причиненного ущерба определен Министерством в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (период действия с 23.10.2014-07.01.2019), проверен судом и признан правильным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств возмещения вреда материалы дела не содержат, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Министерства о взыскании с кооператива "Колос" причиненного лесному фонду ущерба в сумме 630 424 руб.
Доводы жалобы об отсутствии вины ответчика, а также об отсутствии в материалах дела доказательств неправомерности действий ответчика при заготовке древесины, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные, так как факты незаконной рубки деревьев (с превышение предусмотренных объемов), наличия убытков и их размера подтверждаются материалами дела.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для иной оценки апелляционным судом в зависимости от доводов апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда от 13.10.2020 является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 октября 2020 года по делу N А60-12633/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-12633/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ЗАО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВКОЛОС