город Томск |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А27-23233/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.01.2021.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Марченко Н.В., |
|
|
Ярцева Д.Г. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Охотниковой Е.В. с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ 2030" (N 07АП-11882/2020) на решение от 23.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23233/2019 (судья Андуганова О.С.) по иску общества с ограниченной ответственностью "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ 2030", г. Красноярск (ОГРН 1112468003691, ИНН 2465248544) к Управлению по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения, г. Мариинск Мариинский район (ОГРН 1084213000057, ИНН 4213007174) об обязании принять выполненные работы и подписать акт о приемке выполненных работ, взыскании 500 000 руб. долга по контракту на выполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения от 18 февраля 2019 года, 9 800 руб. неустойки, начисленной за просрочку оплаты, 15 000 рублей судебных расходов по оплате услуг представителя
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Веретенников А.А. директор, решение N 2 от 23.01.2016; Пекарева А.А. по доверенности от 12.01.2021, диплом, паспорт;
от ответчика: Мишарин В.В. по доверенности от 12.01.2021 (сроком до 31.12.2021), диплом N ЦВ 129632 от 29.06.1995, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибэнергосбережение 2030" (далее - ООО "Сибэнергосбережение 2030") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Управлению по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения (далее - Управление) об обязании Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения принять выполненные обществом с ограниченной ответственностью "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ 2030" работы и подписать акт о приемке выполненных работ, взыскании 500 000 рублей долга по контракту за выполненные работы, 9 800 рублей неустойки за просрочку оплаты. Также истцом заявлено требование о взыскании суммы расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Решением от 23.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Сибэнергосбережение 2030", ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы податель указывает на то, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении повторной судебной экспертизы. Не согласен с представленным заключением экспертов N 19-03-6 ст-1-20 от 30.06.2020. В связи с отказом в назначении повторной судебной экспертизы, ООО "Сибэнергосбережение 2030" представляет заключение специалиста N 1109-1А/20 от 09.11.2020, которое подтверждает, по его мнению, наличие недостатков в заключении эксперта. Также отмечает, что ответчиком был нарушен порядок приемки и оплаты выполненных работ. Работы были получены заказчиком 13.06.2019, должны были быть приняты не позднее 24.06.2019. Заказчиком не представлен мотивированный отказ от приемки работ, не заявлены замечания в адрес истца.
Отзыв в материалы дела не поступил.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения.
ООО "Сибэнергосбережение 2030" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - заключения специалиста N 1109-1А/20 от 09.11.2020.
Дополнительные доказательства, представленные ООО "Сибэнергосбережение 2030", приобщению к материалам дела не подлежат в соответствии с нормой части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями пункта 29 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку заявителем не приведено уважительных причин, по которым данные документы не могли быть представлены суду первой инстанции.
Более того, доказательства являются новыми, полученными после принятия обжалуемого решения, и их принятие не соответствует положениям статей 8, 9, 41, 65, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Однако следует учитывать, что сами по себе вступившие в законную силу судебные акты согласно статьям 16, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными для сторон, принимаются во внимание судом, рассматривающий новый спор и при этом находятся в открытом доступе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Управлением по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "СибЭнергоСбережение 2030" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 19 от 18.02.2019 на выполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство на выполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения (Работа). Подрядчик обязуется выполнить работы согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к настоящему Контракту) в обусловленный контрактом срок (сроки), а заказчик обязуется оплатить подрядчику стоимость выполненных работ в установленном контрактом порядке. Сроки выполнения работ: в течение 65 дней с даты подписания муниципального контракта. Работы считаются принятыми после подписания акта о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ и затрат по контракту заказчиком или его уполномоченным представителем. Место выполнения работ: Автомобильные дороги местного значения общего пользования Мариинского городского поселения и сооружения на них, общей протяженностью 200,163 км, в том числе:
1. улицы с регулярным автобусным движением - 36,625 км;
2. прочие улицы - 163,538 км. (в соответствии с приложением N 1 к Техническому заданию (приложение N 1 к муниципальному контракту)). (раздел 1 контракта).
В соответствии с пунктами 2.1., 2.2., 2.5 контракта общая стоимость работ по контракту составляет 500 000 рублей и включает в себя все затраты подрядчика на поставку, транспортировку материалов, изделий, оборудования, необходимых для выполнения работ, стоимость работ, в том числе по устранению недоделок и дефектов, выявленных в процессе эксплуатации Объекта, материалов, изделий, оборудования, транспортных услуг, расходы на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи, возникающие у подрядчика в рамках исполнения контракта. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев установленных законодательством Российской Федерации. 2.5 Оплата за выполненные работы производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика на основании подписанного сторонами акта о приемке выполненных работ в течение 30 дней с даты его подписания.
Согласно пункту 3 контракта подрядчик обязан выполнить все работы в срок, в полном объеме, с надлежащим качеством и сдать работы заказчику. Произвести работы в полном соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), согласно требованиям действующим на территории Российской Федерации СНиПов и ГОСТов. При этом подрядчик должен самостоятельно организовать производство работ на объекте. Безвозмездно устранить в течение 1 рабочего дня по требованию заказчика все выявленные при приемке работ дефекты и недостатки. Заказчик обязан осмотреть и принять выполненные работы в течение 7 рабочих дней с момента получения от Подрядчика письменного уведомления о завершении работ, подписанием двухстороннего акта о приемке выполненных работ. При обнаружении недостатков или дефектов в работе, не подписывая акты приемки выполненных работ, немедленно письменно сообщить об этом подрядчику и составить двухсторонний акт выявленных недостатков. 3.3.1. Требовать от Подрядчика надлежащего качества выполнения Работ и соблюдения сроков выполнения Работ, предусмотренных настоящим Контрактом. Если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего Контракта или выполняет Работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Заказчик имеет право отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков. В любое время проверять качество применяемых материалов, выполняемых подрядчиком работ не вмешиваясь в ход его деятельности. Требовать от подрядчика предоставления надлежащим образом оформленной исполнительной документации указанной в Техническом задании (Приложение N 1 к контракту), подтверждающей фактическое 5 исполнение обязательств в соответствии с контрактом (пункты 3.1.1., 3.1.2., 3.1.10., 3.2.2., 3.3.2, 3.3.3. контракта).
В соответствии с пунктами 4.1., 4.2., 4.3 контракта, работы по обследованию автомобильных дорог относятся к категории опасных. Все лица, участвующие в этой работе, должны строго и неукоснительно соблюдать действующие Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также другие ведомственные правила и инструкции. При выполнении работ по обследованию непосредственно на автомобильной дороге должны соблюдаться требования Инструкции по организации движения и ограждению мест производства работ. В случае использования новых приемов труда и передвижных лабораторий, для которых требования техники безопасности не предусмотрены, следует соблюдать требования, специально разработанных для таких случаев инструкций и указаний. Ответственность за соблюдение техники безопасности при производстве работ несёт подрядчик. Подрядчик может принять на себя обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными требованиями. Подрядчик обязан безвозмездно устранить по требованию заказчика все выявленные недостатки, если в процессе выполнения работ подрядчик допустил отступление от условий контракта, ухудшившее качество работ, в согласованные сроки. Приёмка выполненной работы (ее результатов) осуществляется заказчиком, либо его уполномоченным представителем, с участием подрядчика, после выполнения Подрядчиком всех обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с установленным порядком. Приёмка выполненных работ производится в течение 7 рабочих дней от момента получения заказчиком уведомления от подрядчика о готовности объекта. Подтверждением полной готовности выполненной работы (ее результатов) является представленная исполнительная документация согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к контракту). Работы считаются принятыми заказчиком после подписания обеими Сторонами акта о приемке выполненной Работы (ее результатов) при отсутствии замечаний со стороны заказчика. Заказчик подписывает акт о приемке выполненной работы (ее результатов) не позднее 7 рабочих дней, при отсутствии замечаний со стороны заказчика. В случае некачественного выполнения работы подрядчиком заказчик вправе, не подписывать акты о приёмке выполненной работы (ее результатов). Виды недостатков и сроки их исправления определяются актом выявленных недостатков, который подписывается обеими сторонами. Для проверки выполненной работы (ее результатов) подрядчиком и предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании соответствующих контрактов (раздел 5 контракта).
При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона N 44) по согласованию заказчика с подрядчиком допускается выполнение работы, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (пункты 8.3., 8.4., 8.5 контракта).
Как указывает истец, в пределах согласованного в спорном контракте срока, работы, предусмотренные контрактом им (подрядчиком) были выполнены и предоставлены ответчику (заказчику) на проверку и утверждение (принятие) 16.04.2019.
В срок, установленный в пункте 10.3. контракта, ответа от заказчика не последовало, в связи с чем, истцом 07.05.2019 сопроводительным письмом исх. N 68/1 от 07.05.2019 предоставлена ответчику исполнительная документация и акты о приемке выполненных работ в двух экземплярах для подписания.
30.05.2019 истцом от ответчика получено письмо (исх.N 3 от 24.05.2019) в котором ответчик указывает, что при проверке результатов выполненных истцом работ по спорному контракту, выявлен ряд замечаний к содержанию комплексной схемы организации дорожного движения, в связи с чем, заказчик просил подрядчика в кратчайшие сроки устранить замечания и представить заказчику результат работ.
13.06.2019 подрядчик нарочно представил заказчику ответ (исх.N 171 от 13.06.2019) на письмо последнего от 24.05.2019, с приложением соответствующих документов (исполнительная документацию к контракту передана, акты о приемке выполненных работ на USB накопителе.
После получения от истца (подрядчика) документов, оплата работ ответчиком (заказчиком) не произведена, акты о приемке выполненных работ не подписаны, в адрес истца не возвращены, претензия истца (исх.N 171 от 07.08.2019) ответчиком оставлена без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работе соответствующего рода. Результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования.
Поскольку между сторонами возникли разногласия относительно объема, стоимости и качества выполненных работ, суд первой инстанции правомерно назначил по делу судебную экспертизу, производство которой поручил экспертам общества с ограниченной ответственностью "РАЭК", г. Кемерово Потеряхину Сергею Александровичу, Моисееву Вячеславу Яковлевичу.
Согласно заключения экспертов N 19-03-6 ст-1-20 от 30.06.2020, представленные ООО "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ 2030" комплексная схема организации дорожного движения муниципального образования Мариинское городское поселение и Проект организации дорожного движения по улицам Мариинского городского поселения по своему составу и содержанию условиям муниципального контракта N 19-18 V от 18.02.2019 на выполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения и Техническому заданию к муниципальному контракту не соответствуют, а именно,
- подрядчиком не выполнен анализ документов территориального планирования, документов стратегического планирования, целевых программ и планов развития территории (работы не выполнены);
- анализ данных социально-экономической статистики выполнен; - характеристика улично-дорожной сети Мариинского городского поселения выполнена;
- при подготовке и проведении обследования интенсивности движения и состава транспортного потока в пиковые периоды с применением натурного обследования с применением электронных технических средств детекции (мониторинга) использовалась устаревшая нормативно-техническая документация (документация (ВСН 45-68 "Инструкция по учету движения транспортных средств на автомобильных дорогах") не предусмотренная "Техническим заданием" (ОДМ 218.2.020-2012. Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог). В предоставленных материалах КСОДД Этап 1 размещены сведения о том, как должно проводиться обследование интенсивности движения и состава транспортного потока. Сведения об интенсивности ТП, составе потоков транспорта с разбивкой по видам отсутствуют, что полностью исключает проверку выполнения работ (на электронном носителе, предоставленном по запросу экспертов, имеются файлы с видео записями движения транспортных средств на двух перекрестках: ул. Ленина - ул. 50 лет Октября 2 видеофайла продолжительностью 23 мин. и 8 мин. за период с 8-20 до 08-49, 2 видеофайла продолжительностью 23 мин. и 1,5 мин. начало записи в 11-50; 1 видеофайл продолжительностью 19 мин. начало записи в 17-40 ул. Ленина - ул. Чердынцева 2 видеофайла продолжительностью 7 и 23 минуты за период с 7-40 до 8-15; три видеофайла продолжительностью 23 мин. и 18 мин. начало записи в 12.36; три видеофайла продолжительностью 23 мин., 23 мин. и 1,5 мин. начало записи в 17-42. Работы в полном объеме не выполнены, т.к. согласно пункту 4.2. ОДМ 218.2.020-2012 для подготовки КСОДД должна использоваться величина среднегодовой суточной интенсивности движения, т.к. интенсивность движения ТС меняется не только в течение суток, но и в разные дни недели, а также в разное время года. Полученных за один день наблюдений интенсивности движения транспортных средств данных явно недостаточно для каких-либо выводов. В связи с чем, экспертизы пришли к выводу, что работы не выполнены;
- методологическая подготовка и согласование проведения анкетирования и социологических опросов населения с целью выявления транспортного поведения (предпочтений и склонностей) в разрезах социального статуса, времени суток и сезонности, длительности и дальности перемещений, целей совершаемых перемещений; 9 возможности изменения предпочтений на перемещения при реализации различных сценариев развития транспортной инфраструктуры и организации дорожного движения; оценки качества обслуживания городским пассажирским транспортом по административным и транспортно-планировочным районам, анализ и обработка данных опроса; методологическая подготовка и согласование проведения выборочного натурного количественного обследования пассажирских потоков. Работы не выполнены, так как отсутствуют анкеты и социологические опросы, которые должны содержать ФИО, дату и время каждого из респондентов, что исключает возможность проведения контроля качества. На стр. 20 КСОДД указано, что опрос проводился два дня 9 и 10 апреля 2019 года с 8 до 16 часов. За такой короткий период физически невозможно провести опрос, учитывая требования к опросу (не менее 1 000 респондентов, при этом 70% всех опрошенных должны быть автомобилистами, 25% - предпочитать общественный транспорт, 5% - велосипедисты). Отсутствует оценка качества обслуживания городским пассажирским транспортом;
- анализ параметров и условий дорожного движения проведен, но поскольку основным параметром, характеризующим дорожное движение, является интенсивность движения, а как уже указывалось выше, интенсивность движения была исследована только на двух перекрестках и в недостаточном объеме. Поэтому результаты проведенного анализа параметров и условий дорожного движения вызывают сомнения и не могут быть использованы для разработки КСОДД;
- анализ данных об эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети и технических средств ОДД не полный. Отсутствуют сведения о состоянии покрытия проезжей части, состоянии обочин. Нет сведений об опасных участках и участках дороги с ограниченной видимостью;
- анализ параметров и условий дорожного движения проведен, но поскольку основным параметром, характеризующим дорожное движение является интенсивность движения, а как уже указывалось выше, интенсивность движения была исследована только на двух перекрестках и в недостаточном объеме. Поэтому результаты проведенного анализа параметров и условий дорожного движения вызывают сомнения и не могут быть использованы для разработки КСОДД;
- анализ данных об эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети и технических средств ОДД не полный. Отсутствуют сведения о состоянии покрытия проезжей части, состоянии обочин. Нет сведений об опасных участках и участках дороги с ограниченной видимостью;
- анализ существующей системы пассажирского транспорта на территории Мариинского городского поселения вызывает сомнения, поскольку натурное обследование пассажиропотоков не проводилось (стр. 40 КСОДД), оценка качества обслуживания городским пассажирским транспортном на основе опроса и анкетирования пассажиров не проводилась. Анализ проведен на основе данных, предоставленных Заказчиком;
- анализ организации парковочного пространства на территории Мариинского городского поселения (расположение и количество парковочных мест, вид парковки, их назначение, иные параметры), оценка достаточности парковочного пространства - выполнен;
- работы по анализу статистики аварийности с выявлением причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, наличия резервов по снижению количества и тяжести последствий выполнена не полностью (частично), так как в предоставленной на исследование КСОДД отсутствует анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествии (ДТП), не выявлены места концентрации ДТП, не разработаны мероприятия, направленные на снижение количества ДТП и тяжести их последствий, не выявлены причины роста общего количества ДТП (2016 год - 539 ДТП, 2018 год - 593 ДТП: рост 54 ТДП).
Как указали эксперты, общий объем работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения муниципального образования в каждом отдельном случае уникален и зависит от множества факторов. Какие-либо апробированные и научно-обоснованные методики по определению объемов работ по разработке КСОДД отсутствуют. Определение объемов работ по разработке КСОДД экспертными методами связано с большими временными и материальными затратами не сопоставимыми с возможностями настоящей экспертизы (выполнение экспертами полного объема работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения в рамках муниципального контракта). Кроме того в предоставленных на исследовании материалах отсутствуют исходные данные предоставленные заказчиком и сведения о фактически выполненных исполнителем объемах работ. Поэтому установить в каком объеме ООО "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ 2030" выполнены работы по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения в рамках муниципального контракта на выполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения от 18.02.2019 не представляется возможным.
Представленные ООО "Сибэнергосбережение 2030" комплексная схема организации дорожного движения муниципального образования Мариинское городское поселение и Проект организации дорожного движения по улицам Мариинского городского поселения по своему составу и содержанию условиям муниципального контракта N 19-18 от 18.02.2019 на выполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения и Техническому заданию к муниципальному контракту не соответствуют.
В ходе проведенного исследования, экспертами было установлено, что в составе работ по разработке Комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения, предъявленных ООО "Сибэнергосбережение 2030", не выполнена разработка ряда мероприятий, предусмотренных условиями Муниципального контракта N 19-18 от 18.02.2019 ("Технического задания на выполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения"). Поскольку фактически не выполнены в полном объеме и (или) отсутствует исследование, сбор и анализ данных о параметрах уличной дорожной сети и существующей схеме организации дорожного движения, предусмотренных условиями Технического задания к муниципальному контракту N 19- 18 от 18.02.2019, то итоговые результаты работ, предъявленные ООО "Сибэнергосбережение 2030", по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения, по своему составу и содержанию не являются полностью обоснованными и достоверными, а, следовательно, Комплексную схему организации дорожного движения Мариинского городского поселения, подготовленную ООО "Сибэнергосбережение 2030", невозможно использовать для целей, предусмотренных условиями Муниципального контракта от 18.02.2019 (с учетом требований Приложения N1 к Муниципальному контракту N 19- 18 от 18.02.2019).
Целью проекта, согласно "Техническому заданию" (Приложение N 1 к Муниципальному контракту N 19-18 от 18.02.2019), является - разработка Комплексной схемы организации дорожного движения, в частности, взаимоувязанной Программы мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности улично-дорожной сети на территории Мариинского городского поселения, предупреждение заторовых ситуаций с учетом изменения транспортных потребностей, снижения аварийности и создания удобных парковок. В результате проведенного исследования установлено, что Подрядчиком ООО "Сибэнергосбережение 2030" не выполнены работы по натурным обследованиям на территории Мариинского городского поселения, анализу дорожной сети Мариинского городского поселения и ее состояния, проведения анкетирования и социологических опросов населения, анализу параметров и условий дорожного движения, анализу статистики аварийности с выявлением причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, обследования интенсивности движения и состава транспортного потока в пиковые периоды предусмотренные Муниципальным контрактом N 19-18 от 18.02.2019 (Приложением 1 "Технического задания на выполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения").
В результате невыполнения Подрядчиком выше указанного перечня работ, и невыполнения ряда мероприятий в полном объеме (согласно предусмотренных условиями Муниципального контракта N 19-18 от 18.02.2019), итоговые результаты работ, предъявленные ООО "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ 2030" в виде Комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения не являются полностью обоснованными и достоверными. Разработка КСОДД выполненная сотрудниками ООО "Сибэнергосбережение 2030", основанная на недостоверных и не полных основных исходных данных параметров и условий дорожного движения, однозначно приведет к ухудшению характеристик улично-дорожной сети (уменьшению пропускной способности улично-дорожной сети, увеличению аварийности и т.п.), или даже к возможному коллапсу движения транспортных средств в часы пиковой нагрузки.
С технической точки зрения, установленные в процессе исследования недостатки в результатах работ, предъявленных ООО "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ 2030", по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения, являются неустранимыми, т.к. их устранение связано с несоразмерными материальными и временными расходами, поскольку устранение выявленных недостатков возможно только путем повторного выполнения полного объема работ по разработке Комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения, предусмотренного требованиями Муниципального контракта от 18.02.2019 (с учетом требований Приложения N 1 к Муниципальному контракту N 19- 18 от 18.02.2019).
Общий объем работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения муниципального образования в каждом отдельном случае уникален и зависит от множества факторов. Какие-либо апробированные и научно обоснованные методики по определению объемов работ по разработке КСОДД отсутствуют. Определение объемов работ по разработке КСОДД экспертными методами связано с большими временными и материальными затратами не сопоставимыми с возможностями настоящей экспертизы (выполнение экспертами полного объема работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения в рамках муниципального контракта).
Кроме того в предоставленных на исследование материалах отсутствуют исходные данные предоставленные заказчиком и сведения о фактически выполненных Исполнителем объемах работ, что не позволяет достоверно установить в каком объеме работниками ООО "Сибэнергосбережение 2030" выполнены работы по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения в рамках муниципального контракта на выполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения от 18.02.2019.
В результате исследования предоставленных на экспертизу материалов настоящего дела эксперты пришли к выводу, что использование результатов работ, фактически выполненных сотрудниками ООО "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ 2030" в какой - либо части отдельно не представляется возможным, поскольку разработка Комплексной схемы, организации дорожного движения Мариинского городского поселения выполнена на основании данных, которые по своему составу и содержанию не являются полностью обоснованными и достоверными, а в отдельных случаях неполными.
С учетом изложенного, эксперты по результатам проведенной экспертизы, пришли к выводам, что установить в каком объеме работниками ООО "Сибэнергосбережение 2030" выполнены работы по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения в рамках муниципального контракта на выполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения от 18.02.2019 не представляется возможным по причинам, изложенным в исследовательской части экспертного заключения.
Представленные ООО "Сибэнергосбережение 2030" Комплексная схема организации дорожного движения муниципального образования Мариинское городское поселение и Проект организации дорожного движения по улицам Мариинского городского поселения по своему составу и содержанию не соответствуют условиям Муниципального контракта N 19-18 от 18.02.2019 с Приложением N 1 "Техническое задание на выполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения", на выполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения, по причинам, также указанным в исследовательской части. Результаты работ по разработке Комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения, предъявленные ООО "Сибэнергосбережение 2030", невозможно использовать для целей, предусмотренных условиями Муниципального контракта от 18.02.2019 (с учетом требований Приложения N1 к Муниципальному контракту N 19-18 от 18.02.2019).
Использование результатов работ, фактически выполненных сотрудниками ООО "Сибэнергосбережение 2030", в какой-либо части отдельно не представляется возможным, поскольку разработка Комплексной схемы организации дорожного движения Мариинского городского поселения выполнена на основании данных, которые по своему составу и содержанию не являются полностью обоснованными и достоверными, а в отдельных случаях являются неполными.
Обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности представленного в материалы настоящего дела экспертного заключения, не доказано. Данное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим соответствующей квалификацией для исследований подобного рода; процедура назначения и проведения экспертизы соблюдена, на момент вынесения судом первой инстанции определения о назначении судебной экспертизы сторонами об отводе эксперту заявлено не было. Каких-либо аргументированных доводов, по которым непосредственно само заключение эксперта не отвечает требованиям закона или обязательным для данного вида экспертизы нормативным актам, правилам или стандартам, в том числе положениям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", истцом не приведено.
Само по себе несогласие ООО "Сибэнергосбережение 2030" с выводами экспертного заключения не является достаточным для его признания ненадлежащим доказательством по делу.
Каких-либо допустимых и достоверных доказательств, обосновывающих доводы истца о необоснованности экспертного заключения, достаточных для опровержения выводов эксперта, в материалы дела не представлено.
Кроме того, апелляционный суд, рассмотрев довод заявителя о неправомерном отказе суда в удовлетворении ходатайства о назначении повторной экспертизы по делу, считает, что оснований для назначения такой экспертизы не имеется.
Экспертное заключение соответствует требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Необходимость назначения повторной экспертизы по делу истец не обосновал.
Ссылка апеллянта на заключение специалиста N 1109-1А/20 от 09.11.2020 на экспертное заключение не принимается апелляционной коллегией во внимание, поскольку данный документ не является документом, устанавливающим существенные для разрешения настоящего спора обстоятельства. Заключение другого специалиста, содержащее оценку экспертного заключения, не является допустимым доказательством, опровергающим выводы данного заключения и подтверждающим его недостоверность, неполноту и противоречивость.
В этой связи экспертное заключение ООО "РАЭК" N 19-03-6 ст-1-20 от 30.06.2020 обоснованно принято судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства по делу.
Вопреки доводам подателя жалобы, представленные Комплексная схема и Проект организации дорожного движения сами по себе не могут являться доказательством выполнения работ, поскольку договор подряда не может считаться исполненным, если работы выполнены в части, а результат договора не достигнут, поскольку договор заключен не по поводу собственно работ как деятельности подрядчика, а направлен на достижение ее результата, который может быть передан заказчику.
Доказательств потребительской ценности выполненных работ истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что предъявленный подрядчиком к приемке и оплате результат работ не соответствует условиям контракта, непригоден для дальнейшего использования по назначению и не имеет для заказчика какой-либо потребительской ценности, в связи, с чем в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23233/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ 2030" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-23233/2019
Истец: ООО "СибЭнергоСбережение 2030"
Ответчик: Управление по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения
Третье лицо: ООО "РАЭК"
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1835/2021
15.01.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11882/20
23.10.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-23233/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-23233/19